Как вносятся изменения в должностную инструкцию? Ответ на этот вопрос зависит от того, в каком порядке она была оформлена. Если она является неотъемлемой частью трудового договора (его приложением), то изменение должностной инструкции происходит одновременно с изменением трудового договора. Как это правильно оформить, расскажем в статье.
Должностная инструкция – локальный нормативный правовой акт организации, который разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно. В должностной инструкции определяется конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность (п. 10 Общих положений ЕКСД).
Документ: Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).
Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Хотя бы раз в своей работе специалист по кадрам задавался вопросом, как внести изменения в должностную инструкцию. Нужно ли уведомлять работника об этом и получать его согласие? Обязательно ли издавать приказ? В каких случаях требуется заключать дополнительное соглашение к трудовому договору?
Должностная инструкция может утверждаться как самостоятельный документ (локальный нормативный правовой акт), а может являться неотъемлемой частью трудового договора (контракта).
Изменения в должностную инструкцию вносятся в том же порядке, в каком осуществлялось ее утверждение.
Если должностная инструкция является неотъемлемой частью трудового договора (контракта), то внесение изменений в нее происходит одновременно с изменением трудового договора (контракта). Иными словами, возникает необходимость заключения соответствующего дополнительного соглашения.
Образец дополнительного соглашения к контракту о внесении изменений в должностную инструкцию см. в рубрике «Полезная документация» на с. журнала.
Внесение изменений в должностную инструкцию может потребоваться при изменении объема должностных обязанностей работника, наименования его должности, структурного подразделения, отношений подчиненности и т.д.
Если внесение изменений в должностную инструкцию связано с изменением обязательных сведений и условий трудового договора (контракта), например трудовой функции, то наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц (часть третья ст. 32 ТК).
Напомним, что руководителям предоставлено право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив его об этом письменно не позднее чем за 7 календарных дней (подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5).
Документ: Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).
Изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, а также других условий, устанавливаемых в соответствии с ТК (часть вторая ст. 32 ТК). Из указанной нормы следует, что перечень существенных условий труда не является исчерпывающим.
Законодательством о труде не установлена форма уведомления работника об изменении существенных условий труда. Главное требование – оно должно быть оформлено в письменном виде (часть третья ст. 32 ТК).
Образец уведомления работника об изменении существенных условий труда см. в рубрике «Полезная документация» на с. журнала.
Согласие на продолжение трудовых отношений или отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда могут быть выражены работником на уведомлении путем соответствующей надписи.
После получения согласия работника возможно внесение изменений в должностную инструкцию, являющуюся неотъемлемой частью трудового договора (контракта), посредством подписания дополнительного соглашения.
Если работник откажется от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда, то трудовой договор прекращается по п. 5 части второй ст. 35 ТК.
Инна Дорофейчук,
юрист