Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Какие изменения произойдут в работе специалистов по кадрам после вступления в силу Закона РБ «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь»

В резиденции Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ) 25 июля 2013 г. состоялось заседание Национального совета по трудовым и социальным вопросам. В заседании Совета, обеспечивающего взаимодействие Правительства страны, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов при реализации социально-экономической политики и защите трудовых прав граждан, приняли участие представители республиканских органов госуправления, республиканских и региональных отделений профсоюзов, общественных объединений.

Руководил работой заседания президиум, состоящий традиционно из первого заместителя Премьер-министра РБ В.И. Семашко, председателя ФПБ Л.П. Козика и председателя Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» (СНО «КПП(Н)) А.Д. Харлапа.

Профсоюзы предложили приостановить действие постановления Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569

Наиболее активную дискуссию социальных партнеров вызвал анализ первой правоприменительной практики в отношении постановления Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Представители профсоюзов выступили с критикой ряда содержащихся в постановлении норм и, в частности, изменений в порядке обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности.

ЭТО ВАЖНО! По мнению представителей профсоюзов, увеличение сроков обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности в размере 80 % с 6 до 12 календарных дней, а также изменение сроков исчисления среднего заработка для целей расчета таких пособий, новации в исчислении пособий по временной нетрудоспособности в отношении молодых специалистов не соответствуют целям защиты экономических и социальных интересов трудящихся граждан.

Профсоюзы предложили приостановить действие нормативного правового акта, а его нормы скорректировать с учетом интересов всех сторон. Первый заместитель Премьер-министра В.И. Семашко внес одобренное членами Совета предложение о дополнительном рассмотрении этого вопроса на рабочих группах в течение ближайшего времени.

Проект закона РБ «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь»

Проект закона РБ «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее – проект закона, законопроект) одобрен Палатой представителей Национального собрания РБ в первом чтении. Изменения направлены на повышение гибкости трудового законодательства с учетом положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а также совершенствование норм Трудового кодекса РБ (далее – ТК) с учетом правоприменительной практики.

Компенсационные выплаты работнику при расторжении трудового договора

С принятием этого Закона будет исключена правовая неопределенность в вопросе о компенсационной выплате работнику при расторжении трудового договора или контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя.

Готовятся изменения в ст. 48 ТК, согласно которым при расторжении трудового договора работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка, за исключением работников, которым за расторжение контракта по данной причине актами законодательства установлена выплата минимальной компенсации. Указанным работникам в соответствии с законодательством выплачивают минимальную компенсацию в размере 3 среднемесячных заработных плат.

Заместитель министра труда и соцзащиты И. Старовойтов пояснил: «Выплата 2-недельного среднего заработка при расторжении трудового договора предусмотрена ст. 48 ТК; выплата 3 среднемесячных заработных плат при расторжении контракта (за исключением работников, достигших пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) и имеющих право на полную пенсию, а также работников, не достигших указанного возраста, но получающих пенсию (кроме трудовой пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальной пенсии), предусмотрена постановлением Совета Министров РБ от 02.08.1999 № 1180 «Об утверждении примерной формы контракта нанимателя с работником».

Запрещение дискриминации в сфере трудовых отношений

Еще одной новацией станет расширение перечня запрещенных оснований дискриминации в сфере трудовых отношений на счет пунктов «возраст» и «место жительства». Данные изменения вносятся в ст. 14 ТК. Кроме того, перечень запрещенных оснований дискриминации в сфере трудовых отношений будет дополнен указанием на «социальное происхождение».

Данное дополнение включено в указанный перечень в соответствии с Конвенцией Международной Организации Труда от 25.06.1958 № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий», которая определяет недопущение дискриминации по признаку социального происхождения.

Дополнительное основание прекращения трудового договора

В отношении государственных должностных лиц появится дополнительное основание прекращения трудового договора: в случае, когда они отказались подписать письменное обязательство по соблюдению предусмотренных законодательством ограничений, установленные в Законе РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией», или же нарушили такое обязательство.

Право на отпуск по уходу за ребенком работающему отцу

Ряд изменений положений Трудового кодекса обусловлен необходимостью реализации решений Конституционного Суда. Так, в своем решении от 04.10.2011 № Р-627/2011 Конституционный Суд указал на необходимость законодательного закрепления права работающих отцов, других родственников ребенка на предоставление им отпуска по уходу за ребенком, когда мать является индивидуальным предпринимателем.

Пока законодательство не предусматривает возможности для таких матерей передачи права на отпуск работающему отцу или другому родственнику. В целях системного решения вопроса законопроектом предоставлено право на отпуск по уходу за ребенком работающему отцу или другому родственнику не только вместо матери – индивидуального предпринимателя, но и в случае, если она является частным нотариусом, адвокатом, творческим работником, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

Отпуск по уходу за ребенком и по беременности и родам

Законопроектом уточняется вопрос о соотношении 2 видов отпусков: по уходу за ребенком и по беременности и родам. В частности, в законопроекте закреплена сложившаяся практика, согласно которой отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет прерывается в случае предоставления матери ребенка отпуска по беременности и родам и продолжается по его окончании.

Таким образом, граждане, которые воспользовались правом на отпуск по уходу за ребенком вместо матери, потеряют это право на период нахождения матери в отпуске по беременности и родам.

С учетом постоянных поступающих запросов граждан в законопроекте также уточняется, что при наличии в семье двоих и более детей в возрасте до 3 лет отпуск предоставляется одному лицу.

Соответствие ТК другим нормативным правовым актам

Законопроектом нормы ТК приводятся в соответствие с указами Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами», а также с Налоговым кодексом РБ (далее – НК) и Кодексом РБ об образовании. В случае приведения норм ТК в соответствие с положениями НК нормы, касающиеся налогообложения, исключаются из п. 6 ст. 56 и ст. 313 ТК.

Увеличена предельная норма сверхурочной работы  в год и в рабочую неделю

В целях приведения норм ТК в соответствие с Указом Президента РБ от 05.04.2012 № 156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений» вносятся изменения в ст. 122, согласно которым увеличена предельная норма сверхурочной работы до 180 ч в год.

Помимо годовой нормы сверхурочной работы устанавливается предельное количество сверхурочных часов в рабочую неделю – 10 ч, чего ранее в трудовом законодательстве не было. В настоящее время в соответствии с предписаниями нормы части первой ст. 122 ТК сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 ч в течение 2 дней подряд и 120 ч в год.

Новый подход при заключении срочных трудовых договоров в микроорганизациях

В проекте Закона нашли отражение нормы, соответствующие подходам, закрепленным в Директиве Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». С одной стороны, законодательство о труде призвано обеспечить необходимый уровень защиты работников, а с другой – создать нанимателю условия для эффективной деятельности предприятия, содействовать развитию предпринимательской инициативы и экономики в целом.

Проектом Закона предлагается предусмотреть новый подход к заключению срочных трудовых договоров с лицами, принимаемыми на работу к индивидуальному предпринимателю или в микроорганизацию. В частности, предлагается дополнить ст. 17 ТК нормой, предусматривающей возможность заключения с указанными лицами по соглашению сторон срочного трудового договора без учета характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Нововведение коснется представителей малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций), которые по сравнению с крупными организациями, как правило, обладают гораздо меньшими финансовыми ресурсами.

Для таких субъектов хозяйствования ограничения в части найма и увольнения работников, в т.ч необходимость осуществлять дополнительные выплаты, могут стать серьезным препятствием для их работы. Это предоставит предпринимателям и микроорганизациям больше возможностей для гибкого, мобильного реагирования на быстроизменяющиеся условия рынка, а также расширит для сторон выбор вида трудового договора, на основе которого они могут строить трудовые отношения.

Справочно: в настоящее время в силу предписаний части второй ст. 17 ТК срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных ТК. Разновидностью срочных трудовых договоров являются договоры на время выполнения обязанностей временно отсутствующих работников, а также договоры на время выполнения сезонных работ. ТК не предусматривает возможности заключения срочного трудового договора для выполнения работы постоянного характера, в т.ч. по желанию нанимателя и с согласия работника.

Заполнять командировочные удостоверения будет необязательно

В целях улучшения условий ведения бизнеса в части упрощения бухгалтерского учета проектом Закона предусмотрена отмена обязательности заполнения командировочных удостоверений.

Ежедневная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12 ч

С целью создания условий для рационального распределения рабочего времени в учетном периоде и с учетом особой востребованности данной формы занятости в организациях строительной, сельскохозяйственной, жилищно-коммунальной отраслей предполагается ежедневную продолжительность рабочего времени работникам, для которых установлен суммированный учет рабочего времени, определять таким образом, чтобы она не превышала 12 ч в среднем за учетный период. Такие изменения ожидают ст. 126 ТК.

Согласование очередности предоставления трудовых отпусков

Новая редакция статьи будет изложена в следующем виде: «график трудовых отпусков, устанавливающий очередность их предоставления, подлежит утверждению нанимателем и согласовывается с профсоюзом, если это предусмотрено коллективным договором.

При составлении графика отпусков наниматель учитывает мнение работника о времени его ухода в отпуск, если это не препятствует нормальной деятельности организации, а также реализации права на отпуск других работников».

Статья 168 ТК в действующей редакции предусматривает, что очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем по согласованию с профсоюзом, либо нанимателем по согласованию с работником в случае отсутствия профсоюза.

График трудовых отпусков составляется на календарный год не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором, соглашением либо согласованного нанимателем с профсоюзом, и доводится до сведения всех работников.

При этом действующая норма части третьей ст. 168 ТК предусматривает необходимость достижения договоренности между нанимателем и работником о дате начала трудового отпуска. Такой подход в ряде случаев порождает «конфликт интересов» работника и нанимателя и приводит к тому, что сторонам не удается достичь соглашения о дате ухода в трудовой отпуск. При таких условиях наниматель заведомо становится заложником ситуации.

Работа по совместительству руководителей коммерческих организаций (ст. 225 ТК)

Ограничение в работе по совместительству будет сохранено только для руководителей государственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %.

Упразднение филиала по правилам ликвидации организации

В рамках подготовки законопроекта осуществлено также совершенствование норм ТК с учетом практики их применения. В частности, проектом Закона предусматривается распространить правила расторжения трудового договора, применяемые при ликвидации организации, также и на случаи прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности.

Всего же в ТК будут изменены и дополнены 170 статей.

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.