Данная статья будет полезна работникам кадровой службы, экономистам, руководителям и бухгалтерам организаций одной из самых важных отраслей экономики – строительства.
Отношения между работодателями и трудящимися по оплате их труда являются исключительно экономическими: они исходят из законов товарного производства и рынка. Что и как можно сделать для повышения «отдачи» и увеличения производительности? Об этом и поговорим далее.
Что можно и нужно сделать?
В первую очередь применяйте новые формы стимулирования, основанные на индивидуаль-ном подходе к каждому работнику, и увязывайте величину дохода с его личным вкладом, компе-тентностью (осведомленностью в определенном деле) и добросовестностью.
Во многих организациях помимо деловых умений рабочего в тарифных ставках учитыва-ются его личные качества на основе так называемой оценки «по заслугам». При этом внимание акцентируется на ряде показателей: фактический уровень выработки, надлежащее качество труда, экономия материалов, бережный уход за оборудованием, максимальное использование рабочего времени.
Организацию материального стимулирова-ния работников за высокопроизводительный и качественный труд необходимо осуществлять одновременно с техническим переоборудованием производства, введением новых высокоэффективных безотходных технологий, внедрением мероприятий по энергосбережению. В то же время следует ориентироваться на улучшение конечных результатов деятельности.
Вниманию руководителей
Руководителям организаций нужно пересмотреть системы оплаты труда работников организаций, увязав стимулирование труда с выполнением прогнозных заданий, а также принять меры по оптимизации применения норм Указа Президента РБ от 23.01.2009 № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году».
Указанным нормативным актом организациям дано право предусматривать в контрактах с руководителями и специалистами маркетинговых, логистических, внешнеэкономических и иных структурных подразделений коммерческих организаций, обеспечивающих поступление валютной выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг), персональные условия оплаты их труда, включающие
должностные оклады, исчисленные в кратных размерах к тарифной ставке 1-го разряда, дей-ствующей в коммерческой организации, и не ограниченные максимальными размерами вы-платы стимулирующего характера (надбавки, премии).
В помощь руководителям и специалистам в целях оказания методической помощи руководителям и специалистам организаций в раз-работке и функционировании системы мораль-ного и материального стимулирования работни-ков за высокопроизводительный и качественный труд в контрактах с руководителями государст-венных организаций, подчиненных Министерству архитектуры и строительства РБ, установлены стимулирующие выплаты (надбавки, премии) за выполнение заданий по внешнеэкономической деятельности.
Стимулируется достижение следующих показателей: рост экспорта, снижение импорта и достижение положительного сальдо, а также рост валютных поступлений, выполнение соотношения темпов роста выручки к тем-пам роста объемов производства, ввод жилья в эксплуатацию досрочно (по совокупности в раз-мере до 215 % должностного оклада).
Аналогичные стимулирующие меры рекомен-дованы к использованию при установлении конт-рактных условий оплаты труда руководителям открытых акционерных обществ, в отношении которых Министерство архитектуры и строительства РБ осуществляет управление акциями (долями), принадлежащими Республике Беларусь.
Методические рекомендации – реальная помощь в работе
Постановлением коллегии Минстройархи-тектуры РБ от 23.10.2009 № 338 одобрены Ме-тодические рекомендации по стимулированию рабочих за высокопроизводительный и качественный труд в строительстве (далее – Методические рекомендации).
Методические рекомендации регламентируют порядок, условия и показатели (критерии) поощрения рабочих за высокопроизводительный и качественный труд в строительстве в современных экономических условиях.
Целью Методических рекомендаций является установление единых подходов по стимули-рованию рабочих за высокопроизводительный и качественный труд в строительстве, усиление их заинтересованности в повышении производительности и качества своего труда и укреплении трудовой дисциплины.
Обратите внимание на то, что Методические рекомендации носят рекомендательный харак-тер и могут быть использованы организациями Министерства архитектуры и строительства РБ при разработке локального нормативного правового акта по стимулированию рабочих за высокопроизводительный и качественный труд с учетом конкретных организационно-техниче-ских условий и специфики работы строительной организации.
Критерии и условия стимулирования высокопроизводительного и качественного труда
Вам необходимо разработать показатели (критерии) и условия поощрения высокопроизводительного и качественного труда. Их следует зафиксировать в коллективном договоре или другом локальном нормативном правовом акте организации.
Стимулируем труд рабочих основного производства
При стимулировании роста производительности труда для рабочих основного производства ис-пользуйте следующие показатели (критерии):
– выполнение задания по объему работ (в натуральных или стоимостных показателях) к установленному сроку или досрочно при сокращении нормативного времени или с меньшей численностью рабочих;
– совершенствование организации труда: повышение квалификации работников (более знающий работник изготовит большее количест-во продукции), укрепление трудовой дисциплины, улучшение условий труда и др.;
– выполнение и (или) перевыполнение норм выработки (в натуральных или стоимостных по-казателях);
– снижение трудоемкости продукции, работ, услуг. Главным условием роста и совершенство-вания производства является повышение производительности труда;
– высокоэффективное использование новой техники и работа по прогрессивной технологии. На повышение производительности труда влияет ряд факторов и прежде всего научно-техниче-ский прогресс, который способствует снижению трудоемкости изделий за счет совершенствова-ния оборудования и замены устаревшего, менее производительного, внедрения более прогрес-сивной технологии, механизации производства, более совершенных конструкций изделий;
– другие показатели.
ЭТО ВАЖНО! Обязательным условием стимулирования высокопроизводительного труда в соответствии с установленными выше показателями является выполнение работ с учетом требований санитарных норм и правил (СНиП) к качеству.
Стимулируем повышение качества
При поощрении повышения качества продукции, работ, услуг применяйте следующие показатели:
– бездефектное выполнение строительно-монтажных работ и сдача их с первого предъяв-ления, недопущение брака;
– выполнение работ с соблюдением проекта организации строительства (ПОС) и требований технических нормативных правовых актов (ТКП, СНБ, СНиП и др.).
Стимулируем труд рабочих, занятых обслуживанием основного производства
При организации поощрения труда рабочих, занятых обслуживанием основного производства (вспомогательные производства и обслуживающие участки), устанавливаются показатели, непосредственно характеризующие улучшение результатов их деятельности:
– обеспечение бесперебойной и ритмичной работы машин, механизмов, оборудования, уве-личение коэффициента его использования, межремонтного периода эксплуатации;
– сокращение затрат на обслуживание и ремонт, увеличение коэффициента использования оборудования, межремонтного периода, обеспечение бесперебойной и ритмичной его работы;
– отсутствие нарушений технологического режима работы обслуживаемых участков;
– отсутствие претензий со стороны руководства организации, линейного персонала на несвоевременное и некачественное обслуживание основного производства;
– выполнение и перевыполнение доведенных графиков, программ, нормированных заданий;
– соблюдение правил охраны труда.
– обеспечение культуры производства (содержание рабочих мест).
При этом показатели стимулирования рабочих вспомогательных производств и обслужи-вающих участков увязываются с показателями эффективности основного производства.
Главным условием для начисления стимулирующих выплат за высокопроизводительный и качественный труд является выполнение основным производством, а также вспомогательным производством и обслуживающими участками показателей хозяйственной деятельности.
Количество показателей рекомендуем устанавливать более 3 по каждому из видов стимулирования.
Такие показатели и условия стимулирования не должны противоречить друг другу, чтобы улуч-шение одних показателей (условий) не повлекло за собой ухудшения других. Их исходные уровни зависят от показателей работы, определенных для конкретного участка с учетом степени влия-ния рабочих на изменение этих показателей.
Соблюдайте правила охраны труда, или Печальная статистика
По оперативным данным Департамента госу-дарственной инспекции труда, за январь – июль 2010 г. в организациях республики в результате несчастных случаев на производстве погибли 129 работников. Основными факторами гибели людей на производстве по-прежнему остаются воздействие движущихся, разлетающихся, вра-щающихся предметов, деталей, а также падение, обрушение конструкций, зданий и сооружений, обвалы предметов, материалов, грунта, в резуль-тате которых смертельно травмированы соответственно 32 и 27 человек (25 % и 21 % от общего количества погибших). Кроме того, 18 человек погибли в результате падения с высоты,
12 – в результате поражения электрическим током (за июль 2010 г. погибло практически такое же количество, как за все 6 предшествующих месяцев). В состоянии алкогольного опьянения находился 31 человек, или 24 % от общего числа погибших в организациях республики. Больше всего работников, погибших в состоянии алко-гольного опьянения (48 %), приходится на организации коммунальной формы собственности.
Виды и размеры стимулирующих выплат, основания их применения
Основными видами стимулирующих выплат рабочим за повышение производительности и качества труда являются:
– повышение тарифных ставок (окладов).
Тарифная ставка (должностной оклад) ра-ботников в организации формируется в соот-ветствии с Инструкцией о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов ра-ботников коммерческих организаций и инди-видуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60. Наниматель с учетом финан-сового состояния организации может повышать работникам их тарифные ставки (оклады), а так-же сдельные расценки до 300 % включительно, если больший размер не регламентирован законо-дательством;
– повышение прогрессивно возрастающих расценок.
Декретом Президента РБ от 23.01.2009 № 2 «О стимулировании работников организа-ций отраслей экономики» установлен норматив общей суммы средств, направляемых на выплату стимулирующих надбавок работникам организа-ций и относимых на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) в пределах 80 % от сум-мы заработной платы, исчисленной по тариф-ным ставкам, сдельным расценкам, должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством. Затраты по выплатам стиму-лирующего характера, подтвержденные отчетны-ми данными подрядной организации в пределах закрепленного в Декрете № 2 норматива, вклю-чаются в стоимость выполненных работ в пре-делах нормативных сроков строительства (без привязки к календарным графикам производства работ). При превышении таких сроков по вине
подрядчика затраты по выплатам стимулирую-щего характера в стоимость выполненных работ после истечения нормативного срока не включа-ются. Это должно быть предусмотрено договором подряда (государственным контрактом);
– повышение сдельных расценок.
Формирование сдельного заработка осуще-ствляется исходя из сдельной расценки на еди-ницу готового изделия (по видам изделий) или на основании выполнения доведенного наряда-задания;
– премирование.
Из всех видов премий наиболее применяемой является премия за результаты финансово-хозяйственной (производственной) деятельности. Что касается специальных премий, то они имеют целевое направление и используются для стимулирования отдельных работников организации, участвующих в выполнении определен-ных видов работ. За работу в праздничные и выходные дни, сверхурочное время премия на-числяется на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку, а коллективу – на одинарную тарифную зарплату коллектива.
Размеры стимулирующих выплат конкретным рабочим определяются в соответствии с личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются.
Обязательно закрепляйте рассмотренные порядок и условия установления видов стимулирования высокопроизводительного и качественного труда в локальном нормативном правовом акте (коллективном договоре (соглашении), инструкции, положении, правилах и другом акте, принятом уполномоченным лицом с соблюдени-ем предусмотренной процедуры, рассчитанном на неопределенный круг лиц и неоднократное применение) вашей организации.
Содержание локального нормативного правового акта может быть различным в зависимости от условий оплаты труда, установленных нанимателем в конкретной строительной организации.
Обратите внимание, что все положения, которые не учтены в Методических рекомендациях, могут быть дополнены и откорректированы в локальных нормативных правовых актах, регулирующих стимулирование и оплату труда, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Общие правила
Обычно стимулирование производится по результатам работы за месяц, но наниматель вправе по согласованию с профсоюзным комитетом предусмотреть и другие периоды.
Размеры стимулирующих выплат конкретным рабочим определяются в соответствии с личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются.
Обязательно закрепляйте рассмотренные порядок и условия установления видов стимули-рования высокопроизводительного и качественного труда в локальном нормативном правовом акте (коллективном договоре (соглашении), инструкции, положении, правилах и другом акте, принятом уполномоченным лицом с соблюдени-ем предусмотренной процедуры, рассчитанном на неопределенный круг лиц и неоднократное применение) вашей организации.
Содержание локального нормативного правового акта может быть различным в зависимости от условий оплаты труда, установленных нанимателем в конкретной строительной организации.
Обратите внимание, что все положения, которые не учтены в Методических рекомендаци-ях, могут быть дополнены и откорректированы в локальных нормативных правовых актах, ре-гулирующих стимулирование и оплату труда, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.