Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Колдоговор. Гарантии работника и обязанности нанимателя

Коллективный договор закрепляет достигнутое социальное партнерство между работниками и нанимателем. Через коллективный договор можно решать множество вопросов, в т.ч. повышения производительности труда, ответственности коллектива. В нем можно устанавливать льготы для работников, более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законодательством.

В декабре 2015 г. в редакцию журнала «Я – специалист по кадрам» пришло много вопросов по «горячей» теме: «Колдоговор. Гарантии работника и обязанности нанимателя». На них ответил Новожилов Владимир Борисович – главный технический инспектор труда Белорусского профсоюза работников химической, горной и нефтяной промышленности.

 

Работник предприятия не является членом профсоюза, но утверждает, что на него должны в полной мере распространяться дополнительные гарантии, предусмотренные для работников организации коллективным договором. 

Прав ли работник? Может ли коллективный договор распространяться на всех работников автоматически, в т.ч. и на не являющихся членами профсоюза?

Сферу действия коллективного договора определяет ст. 365 ТК. Так, согласно части первой данной статьи коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен.

Из содержания ст. 10 Закона о профсоюзах следует, что действие коллективного договора прежде всего должно распространяться на членов профсоюза. Поэтому коллективный договор, стороной которого на предприятии выступает соответствующий профсоюз, получивший полномочия на его заключение от работников организации – членов профсоюза, может включать норму о распространении его только на членов профсоюза. Такие коллективные договоры, например, наиболее часто встречаются в организациях профсоюзов работников агропромышленного комплекса, местной промышленности коммунально-бытовых предприятий.

Однако часть вторая ст. 10 Закона о профсоюзах описывает процедуру распространения коллективного договора и на работников, от имени которых он не заключался: на вновь принятых работников и работников, не являющихся членами профсоюза.

ЭТО ВАЖНО ! Не являясь членом профсоюза можно выразить свое согласие любым способом, который принят на предприятии: расписаться в журнале или направить письменное заявление нанимателю о согласии на распространение действия коллективного договора, а копию председателю профкома, подписывающему коллективный договор от имени работников. Если конкретной процедуры не предусмотрено, надо писать заявление нанимателю.

Следует отметить, что на практике могут существовать отдельные положения коллективного договора, которые не распространяются на работников, не являющихся членами профсоюза.

Справочно: 
ранее в Законе от 14.12.1990 № 462-XII «О предприятии» упоминались такие формы управления, как собрание и совет трудового коллектива, но в 2003 г. этот Закон утратил силу. Вместе с тем продолжают встречаться случаи, когда в регистрирующие государственные органы представляются коллективные договоры от стороны работников, подписанные представителем совета трудового коллектива. 

Можно ли на предприятии заключить коллективный договор, если нет профсоюза?

В настоящее время без профсоюза это сделать практически невозможно, хотя в соответствии с частью первой ст. 354 ТК представительство интересов могут осуществлять кроме соответствующих профсоюзов и иные представительные органы работников.

 Однако что это за органы, законодательство не разъясняет и дальнейшее развитие данная норма не получила. 

Тем не менее в подобных случаях социально-трудовые гарантии и преимущества для работников следует указывать в трудовых договорах и приказах нанимателя.

В качестве примера приведем ситуацию с Институтом теологии православной церкви, который, не имея профсоюза, заключил коллективный договор и направил его для регистрации в одну из администраций г. Минска. От работников коллективный договор подписал уполномоченный представитель от трудового коллектива. Районная администрация в регистрации коллективного договора отказала, ссылаясь на отсутствие в институте профсоюза. С данным решением не согласилось руководство института, так как работники института имеют религиозный сан, не позволяющий им вступать в профсоюз. Вопрос обсуждался в т.ч. в Минтруда и соцзащиты, которое поддержало решение регистрирующего органа.

Должен ли профсоюз быть на каждом предприятии? А если в штате 10 человек? Зависит ли заключение коллективного договора в организации от ее численности и может ли профсоюзная организация обязать нанимателя заключить коллективный договор?

Создание первичной профсоюзной организации – это право работников. При выступлении на очередном съезде профсоюзов в 2015 г. 
Президент Республики Беларусь поручил создать профсоюзную организацию в каждом предприятии.

Минимальная численность для создания профсоюзной организации прописана в уставе каждого профсоюза. Это, как правило, 5 человек, но может быть и 3 человека, как, например, в профсоюзе «Садружнасць».

Ограничений для заключения коллективных договоров в зависимости от численности работников законодательство не устанавливает.

Профсоюзная организация не может обязать нанимателя заключить коллективный договор. Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа, с одной стороны, и наниматель или уполномоченный им представитель – с другой. Заключение коллективного договора происходит только тогда, когда стороны придут к соглашению об этом.

Является ли обязательной регистрация коллективного договора или можно обойтись без нее? Действителен ли коллективный договор, не зарегистрированный в местном исполнительно-распорядительном органе? Может ли регистрирующий орган отказать в регистрации?

Статьей 370 ТК предусмотрена обязательная регистрация коллективного договора.

Однако такая регистрация носит уведомительный характер, так как она не влияет на вступление в силу коллективного договора. Коллективный договор вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами (ст. 370 ТК). 

Справочно: 
более детально процедура регистрации колдоговора определена в рекомендациях «О порядке регистрации коллективных договоров и соглашений», одобренных Коллегией Минтруда Республики Беларусь 26.05.2000, протокол № 5 (данный документ отсутствует в информационно-справочных базах). В них определены месячный срок направления всех необходимых для регистрации документов со дня заключения коллективного договора, а также перечень местных исполнительных или распорядительных органов, осуществляющих такую регистрацию. 

Следует отметить, что в законодательстве о труде нет норм, указывающих на то, что в случае отсутствия регистрации коллективного договора он является недействительным. Вместе с тем не зарегистрированные в установленном порядке коллективные договоры, по усмотрению суда, могут не являться источником доказательств при рассмотрении коллективных или индивидуальных трудовых споров.

Процедура регистрации коллективного договора установлена ст. 371 ТК

Обязанность представления документов для регистрации коллективного договора возложена на нанимателя (ст. 371 ТК). Заявление с просьбой о регистрации составляет наниматель в произвольной форме с указанием приложенных к нему документов. В некоторых регистрирующих органах разработана типовая форма такого заявления. Законодательством не установлено количество экземпляров коллективного договора, представляемых на регистрацию. Практикой определилось 3 экземпляра: по одному каждой из сторон и один остается в регистрирующем органе.

В части третьей ст. 371 ТК определены требования о представлении копий документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора: 

– для нанимателя – копия удостоверения руководителя, контракта или выписка из приказа о назначении на должность либо надлежаще оформленная доверенность для иного уполномоченного лица;

– для председателя профсоюзного комитета – выписка из протокола собрания об его избрании. 

Однако если на коллективном договоре подписи уполномоченных лиц заверены соответствующими печатями, то документы, подтверж-
дающие эти полномочия, могут, по усмотрению регистрирующего органа, не истребоваться.

Регистрирующий орган обязан в течение 14 дней сделать соответствующую запись в специальном журнале и поставить штамп о регистрации на первой странице представленного сторонами коллективного договора.

Справочно: 
структурные подразделения, осуществляющие регистрацию коллективных договоров, в различных исполнительных комитетах и администрациях разные: идеологическое, экономическое, правовое и др. 

Если в коллективном договоре содержатся очевидные несоответствия, то регистрирующий орган, как правило, направляет письмо с предложением сторонам внести изменения и дополнения в коллективный договор и исправить тем самым несоответствующую законодательству норму, но штамп о регистрации все равно ставит. При этом держит данный вопрос на контроле.

Если стороны не отреагировали и не предприняли в приемлемый срок никаких действий, регистрирующий орган информирует вышестоящие органы нанимателя и профсоюза.

Правовым основанием, по которому регистрирующий орган вправе отказать в регистрации, являются:

– представление в неполном объеме пакета документов, необходимых для регистрации;

– отсутствие на каждой странице коллективного договора, соглашения подписей каждой из сторон. 

Отказ в регистрации коллективного договора по мотивам его несоответствия законодательству в Трудовом кодексе не предусмотрен, поэтому регистрация коллективного договора не означает юридической чистоты его положений. 

Отказ в регистрации коллективного договора может быть обжалован в вышестоящий орган, а в случае его отказа – в суд.

В таком же порядке осуществляется регистрация изменений и дополнений, вносимых в коллективный договор.

Какая существует ответственность нанимателя за неисполнение положений коллективного договора?

Одним из основных принципов социального партнерства является обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства.

За неисполнение норм и обязательств, предусмотренных коллективным договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством, коллективным договором (ст. 376 ТК).

При разработке проекта коллективного договора профсоюзу необходимо установить в коллективном договоре конкретные меры дисциплинарной, материальной и иной ответственности за невыполнение его положений.

Такими мерами могут быть: 

– привлечение к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством о труде; 

– лишение полностью или частично надбавок, премий и других персональных выплат; 

– расторжение трудового договора (контракта) с руководителями, не обеспечившими выполнение обязательств коллективного договора; 

– заслушивание нанимателя на заседании профсоюзного комитета.

Как осуществляется контроль за исполнением коллективного договора? 

Контроль за исполнением коллективного договора осуществляют стороны, а также специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 375 ТК).

Справочно: 
профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль за выполнением коллективного договора (ст. 16 Закона о профсоюзах).

Информирование работников об исполнении коллективного договора производится в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже 1 раза в полугодие (ст. 374 ТК).

Целесообразно вопросы контроля за исполнением коллективного договора возложить на созданную в организации комиссию по ведению коллективных переговоров по его заключению.

Комиссия отслеживает ход выполнения коллективного договора, информирует стороны о положении дел, регулярно подводит итоги выполнения, которые, как правило, рассматриваются на расширенных заседаниях профкома, а 1 раз в год – на собрании (конференции) работников (членов профсоюза) организации.

Для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов (часть вторая ст. 463 ТК).

При проведении проверок правовые и технические инспекторы труда профсоюзов имеют право требовать устранения выявленных нарушений коллективного договора посредством направления представления об устранении этих нарушений, которое обязательно для исполнения (п. 23 Положения). О принятом решении сторона, получившая представление, обязана письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.

Где можно найти образец для подготовки проекта коллективного договора?

Основой для коллективного договора является генеральное и тарифное соглашение. На сайте ФПБ в разделе «Официально» ежегодно размещается макет коллективного договора, подготавливаемый работниками ФПБ.

Справочно: 
ФПБ – Федерация профсоюзов Республики Беларусь.

Содержание коллективного договора стороны определяют при его заключении. Стороны вправе определять и структуру коллективного договора, т.е. включать те разделы, которые считают необходимыми и актуальными (часть первая ст. 364 ТК).

В ст. 364 ТК приведен примерный перечень вопросов, однако этот перечень не является исчерпывающим. Он имеет целью дать сторонам социального партнерства представление о возможном содержании коллективного договора.

В коллективном договоре обычно выделяют установочную, информационную, обязательственную нормативную части.

Установочная часть содержит указание на стороны договора и их полномочных представителей, срок его действия и порядок продления, цели и задачи нормативного соглашения и другие подобные положения.

Информационная часть представляет собой совокупность воспроизведенных из нормативных правовых актов норм права как наиболее важные и актуальные для данной организации правовые нормы.

В коллективный договор не должны включаться положения, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, иными нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти или местного самоуправления (ст. 362 ТК). 

Следует упомянуть такую практическую проблему, как соотношение коллективного договора и соглашений (отраслевого и местных). Трудовой кодекс не упоминает о недопустимости ухудшения положения работника по сравнению с соглашением (генеральным, отраслевым, местным), и на этом основании можно было бы предположить, что социальные партнеры при заключении коллективного договора не связаны содержанием соглашения. Однако это не так. Наниматель не может отказаться от выполнения соглашения, даже если представитель работников согласится установить гарантии трудовых прав работников на более низком по сравнению с соглашением уровне.

Кроме того, множество коллективных договоров содержат положения о том, что все указанные соглашения обязательны для сторон и их нормы распространяют сферу своего действия на предприятия. В этом случае нормы и генерального, тарифного и местного соглашения являются для предприятия «нормами прямого действия», и вне зависимости от того, включены они в коллективный договор или не включены, они обязательны для исполнения на предприятии.

Что делать, если в тарифном соглашении и местном соглашении одна и та же норма разнится? Например, семье погибшего на производстве работника по тарифному соглашению выплачивается 10 среднегодовых заработков погибшего, а по местному (областному) соглашению – 12.

В этой ситуации необходимо руководствоваться частью третьей ст. 7 ТК, согласно которой в случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников.

Что такое генеральное соглашение и зачем оно нужно?

Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров. В отличие от других коллективно-трудовых актов генеральное соглашение, несмотря на позицию профсоюзов, не несет надлежащей регулятивной нагрузки. Генеральное соглашение устанавливает некоторые общие позиции направления социально-экономической политики, в нем отсутствуют положения об ответственности сторон за срыв договорных обязательств. 

Тем не менее действующее генеральное соглашение содержит блок норм, рекомендуемых для включения в коллективные договоры.

Поскольку генеральное соглашение – это документ республиканского уровня с содержанием государственных задач, оно «привязано» к пятилетке и к параметрам социально-экономического развития, доведенным на 5 лет. В Республике Беларусь основные параметры социально-экономического развития принимаются на Всебелорусском народном собрании, которое проходит раз в 5 лет. Так, в декабре 2010 г. состоялось 4-е Всебелорусское народное собрание, на котором приняты основные параметры социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. Поэтому одно генеральное соглашение было заключено на 2011–2013 гг. (т.е. на 3 года), а новое – на 2014–2015 гг. (т.е. на 2 года). В настоящее время в Республике Беларусь рассматривается возможность ухода от такого директивного планирования.

Документы:

Закон Республики Беларусь от 22.04.1992 №1605-XII "О профессиональных союзах" (далее-Закон о профсоюзах)

Положение о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее – Положение).

 

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.