Рынок труда нуждается в новых специалистах, появляются новые профессии, а квалификационные справочники не успевают за изменениями. Возможно, по этим причинам в Беларуси планируют внедрение профстандартов, что позволит более четко обозначить квалификационные уровни работников каждой сферы экономики. Пока утвержденных профстандартов нет, однако изменения в систему квалификации работников уже вносятся.
В материале обсудим, что изменят для работников и нанимателей профстандарты.
Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Документ: Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).
Документ: Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (далее – Общие положение ЕТКС).
Документ: постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2016 № 69 «О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34 и от 2 января 2012 г. № 1» (далее – постановление № 69).
В 2016 г. в Общие положения ЕТКС и ЕКСД внесены правовые основы для применения профстандартов (после их утверждения) нанимателями.
Главные изменения
Постановление № 69 внесло 3 существенных нововведения в Общие положения ЕКСД и ЕТКС:
1) нанимателям предоставлено право применять на выбор квалификационные характеристики либо профстандарты;
2) расширена возможность приема в порядке исключения, а также порядок присвоения квалификационной категории в порядке исключения;
3) изменена норма управляемости в отношении структурного подразделения «Служба».
Профстандарт как альтернатива (тарифно-) квалификационной характеристике
Нанимателям предоставлено право самостоятельно решать, применять тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики либо профстандарт (часть четвертая п. 5 Общих положений ЕКТС, часть шестая п. 3 Общих положений ЕКСД).
На момент принятия постановления № 69 нет утвержденных профстандартов. Несмотря на это в Общих положениях ЕКТС и ЕКСД приведено определение понятия профстандарта – это характеристика содержания трудовых функций и требования к квалификации работников, необходимой для их выполнения.
Если определять профстандарт как характеристику содержания трудовых функций и требований к квалификации работников, необходимой для их выполнения, то возникает вопрос: чем он отличается от квалификационных или тарифно-квалификационных характеристик, которые в настоящее время содержатся в выпусках ЕТКС и ЕКСД?
Кроме того, профстандарты будут размещаться в выпусках ЕТКС и ЕКСД. Значит, не планируется их размещать в отдельных выпусках, отличных от ЕТКС и ЕКСД (например, в России профстандарты включаются в соответствующий реестр).
В долгосрочной перспективе планируется заменить квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики профстандартами.
Оценка компетенции работника по профстандарту
Одной из особенностей профстандарта является условие об оценке компетенции работника, в т.ч. возможность признания знаний, полученных работником самостоятельно, посредством выдачи соответствующего квалификационного сертификата.
Наверняка, у нанимателей, работников кадров возникнут следующие вопросы:
– будет ли являться переход на профстандарт изменением существенных условий труда работника?
– чем руководствоваться в случае расхождения квалификационных характеристик с профстандартом?
Прием на работу и присвоение квалификационной категории в порядке исключения
С 19 декабря 2016 г. наниматели при приеме на работу в порядке исключения не обязаны (но могут) учитывать следующие условия (пп. 12 и 20 Общих положений ЕКСД):
– уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация;
– наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации);
– специальные знания и деловые качества;
– опыт работы по соответствующему направлению деятельности;
– инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы;
– степень магистра по соответствующей специальности (квалификации), опыт работы по соответствующему направлению деятельности.
При этом для некоторых должностей законодательством предусмотрены исключения при приеме на работу. Например, помимо общих требований к главным бухгалтерам банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и страховых организаций применяются дополнительные, специальные требования. Специальные требования также установлены при приеме на должность руководителя страховой организации. Лица, претендующие на занятие должности руководителя страховой организации, страхового брокера до заключения трудового договора должны подтвердить свою профессиональную пригодность (часть первая п. 7 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, Инструкция о порядке подтверждения профессиональной пригодности руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров страховых организаций, страховых брокеров, а также руководителей обособленных подразделений страховых организаций, страховых брокеров, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 07.02.2002 № 17).
При присвоении квалификационной категории в порядке исключения специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой соответствующей должности, с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, уже не обязательно учитывать наличие у данного специалиста степени магистра по соответствующей специальности (квалификации), опыта работы по соответствующему направлению деятельности, в т.ч. на руководящих должностях.
Документ: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2013 № 306 «О порядке и условиях создания структурных подразделений в государственных органах и иных государственных организациях» (далее – постановление № 306).
Служба
Норма управляемости для службы как структурного подразделения приведена в п. 10 Общих положений ЕКСД.
Полагаем, что в целях единства норм управляемости следует ждать соответствующих изменений в иные нормативные акты. Заметим, что в большинстве нормативных правовых актов сохраняются старые нормы управляемости. Например, в подп. 1.6 п. 1 постановления № 306 сказано, что отдел (служба) является структурным подразделением, осуществляющим реализацию одной из функций, отнесенных к компетенции государственного органа, организации, и создается руководителем соответствующего государственного органа, организации на первом (для местных исполнительных и распорядительных органов – с учетом типовой структуры), втором и третьем уровнях управления с численностью не менее 3 штатных единиц работников, включая должность руководителя.
Если наниматель при определении норм управляемости руководствуется Общими положениями ЕКСД, полагаем, что следует произвести переименование структурного подразделения с учетом действующих норм (положений ЕКСД). Данный вопрос актуален в тех случаях, когда организации использовали наименование структурного подразделения как служба при норме управляемости как для отдела. Например, законодатель использует наименование службы охраны труда (ст. 20 Закона об охране труда), службы охраны окружающей среды (ст. 95-1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды») и т.п.
Документ: Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Владимир Самосейко, юрист