Работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на оплату труда в повышенном размере, бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, на оплачиваемые перерывы по условиям труда, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и другие компенсации (ст. 225 Трудового кодекса РБ, далее – ТК). Органы надзора и контроля посредством проверок и мониторинга выявляют нанимателей, не соблюдающих требования ст. 225 ТК. С принятием постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 28.09.2012 № 103 у проверяющих появились новые возможности при проведении проверок, также скорректированы некоторые способы осуществления проверки. Подробнее об этом читайте в настоящей статье.
Постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.09.2012 № 103 «О надзоре за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – постановление № 103), которое вступило в силу 20 октября 2012 г., признано утратившим силу постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 22.12.2009 № 155 «О методах и способах проведения проверок органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь» (далее – постановление № 155).
Контроль, осуществляемый управлением охраны и государственной экспертизы условий труда
Постановлением № 103 в подп. 1.1 п. 1 уточнено, что надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляет управление охраны и государственной экспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты (далее – Управление).
Напомним, что ранее этот контроль возлагался на органы государственной экспертизы условий труда РБ, а конкретное подразделение указано не было (см. постановление № 155).
Формы проверок
В постановлении № 103 в соответствии с Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510) приведены формы и способы надзора за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
В частности, установлено, что формами такого надзора являются проверки и мониторинг.
От редакции:
Читайте также о контрольно-надзорной деятельности статью Н. Щербаковой «Контрольно-надзорная деятельность: предупреждение вместо наказания? (Комментарий к Указу Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь») в журнале «Я – специалист по кадрам», 2012, № 20, с. 6.
Способы осуществления проверок
Способы осуществления проверок по соблюдению законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда изменились несущественно.
Теперь орган по надзору и контролю вправе посещать и проводить осмотр не только производственных помещений и рабочих(его) мест(а), как было ранее, но и территории с вредными и (или) опасными условиями труда проверяемого субъекта (подп. 1.3.1 п. 1 постановления № 103).
Права должностных лиц, осуществляющих надзор
При проведении проверки соблюдения законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должностные лица, осуществляющие надзор в части указанных вопросов, имеют право:
– проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия;
– истребовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), информацию, в т.ч. в электронном виде. Ранее уточнялось, что речь идет только о документах и информации, ведение которых работодателю предписано законодательством о труде и пенсионном обеспечении, однако в постановлении № 103 данное уточнение отсутствует;
– привлекать специалистов;
– проводить государственную экспертизу условий труда;
– получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
– вызывать представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
– использовать при проведении проверки технические средства, в т.ч. аппаратуру, осуществляющую ксерокопирование, устройства для сканирования документов для надзора за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
– истребовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки.
Право проверяющих на изъятие материалов проверки и носителей информации
Кроме того, при проведении проверки должностному лицу Управления разрешено изымать не только подлинники документов (как было ранее), но и иные носители информации (подп. 1.3.9 п. 1 постановления № 103), материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи и т.д. (ч. 2 ст. 6.11 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях).
Форма надзора – мониторинг
До 20 октября 2012 г. единственной формой контроля являлось проведение проверки соблюдения проверяемым субъектом требований законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, выполнения уполномоченными должностными лицами проверяемого субъекта возложенных на них обязанностей по данным вопросам.
Теперь кроме подобных проверок второй основной формой осуществления надзора за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда является проведение мониторинга соответствия предоставления организациями компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда требованиям законодательства о труде и пенсионном обеспечении (подп. 1.2 п. 1 постановления № 103). Его суть сводится к наблюдению, анализу и оценке действий субъекта.
ЭТО ВАЖНО! При проведении мониторинга не требуется оформлять предписание, вносить сведения в книгу учета проверок, ставить в известность о проведении мониторинга субъект хозяйствования, знакомить его с результатами проведенного мониторинга и т.д. При этом должностные лица Управления вправе посещать общедоступные объекты и территорию субъекта мониторинга (например, магазины, выставки), а также собирать информацию о его деятельности с помощью общедоступных источников (в сети Интернет и т.д.) (п. 3 Положения о мониторинге, утвержденного Указом № 510).
ЭТО ВАЖНО! Неустранение нанимателем выявленных в ходе мониторинга нарушений может повлечь внеплановую проверку (часть вторая 2 п. 8 Положения о порядке проведения мониторинга, утвержденного Указом № 510).