Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Комментарий к Указу Президента РБ от 11.08.2011 № 357 «Об утверждении Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы»

 
Положения Национальной программы демографической безопасности касаются каждого работника. Вот почему данный комментарий для вас будет полезным и интересным не только как для работников кадровых служб, но и как для граждан Республики Беларусь.

Основные направления демографической политики в ряде случаев являются частью локальных нормативных правовых актов (далее – ЛНПА). Именно это обстоятельство стало определяющим при принятии решения о необходимости публикации настоящего материала.

В предлагаемом комментарии вы найдете полную информацию об основных изменениях, планируемых в 2011–2015 гг. в сфере демографических отношений.
 

Напомним, что одной из важнейших задач кадровой службы является принятие мер по обеспечению социального равновесия, предупреждению трудовых конфликтов, поддержке лучших традиций коллектива. Кроме того, в функциональные обязанности кадровой службы входит представление необходимых документов для назначения пособий работникам и их семьям в органы социальной защиты (Типовое положение о кадровой службе предприятия (организации), утвержденное постановлением Минтруда РБ от 18.12.1997 № 118).

В связи с этим каждый работник кадровой службы должен четко представлять направления проводимой в республике демографической политики.

Начиная с 2005 г. в Республике Беларусь утверждаются и реализовываются национальные программы демографической безопасности.

В данном комментарии систематизированы конкретные меры, планируемые на 2011–2015 гг. в сфере социальной поддержки населения для обеспечения демографической безопасности Республики Беларусь.

Важность принятой Национальной программы демографической безопасности на 2011–2015 гг. (далее – Программа) подтверждается планируемым объемом общих затрат на ее реализацию – 770 млрд. руб.

Основные задачи Программы:

– усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
– улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства;
– регулирование внешних миграционных процессов с учетом национальных интересов.

В целях реализации этих задач запланировано принятие следующих мер.

Социальная поддержка семьи и детства

В 2011 г. планируется повысить размеры государственного пособия в связи с рождением ребенка:

– первого – 10 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ);
– второго и последующих – 14 БПМ.
 
Справочно: постановлением Совета Министров РБ от 28.07.2011 № 1015 БПМ в ценах июня 2011 г. в расчете на 1 месяц установлен в размере 442 360 руб. Таким образом, размеры государственного пособия в связи с рождением ребенка в сентябре 2011 г. могли бы составить:
– первого: 442 360 руб. × 10 = 4 423 600 руб.;
– второго и последующих: 442 360 руб. × 14 = 6 193 040 руб.
 
В 2012 г. размеры государственного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет составят:

– на первого ребенка –  до 35 % среднемесячной заработной платы в республике;
– на второго и последующих детей – до 40 % среднемесячной заработной платы в республике.
 
Справочно: если бы такая мера была принята в сентябре 2011 г., то размеры государственного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет исходя из средней заработной платы по республике в июле 2011 г. (1 854 517 руб.) могли бы составить:
– на первого ребенка – 649 080 руб.;
– на второго и последующих детей – 741 807 руб.
 
Кроме того, в 2012 г. планируется установить государственное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в размере 100 % БПМ.

Финансовая помощь государства

Своевременным и актуальным, по нашему мнению, является запланированное на 2012 г. предоставление финансовой помощи государства многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений:

– 75 % от суммы задолженности по выданным кредитам – при наличии 3 несовершеннолетних детей;
– 100 % от суммы задолженности по выданным кредитам – при наличии 4 несовершеннолетних детей.

Увеличение размера финансовой поддержки молодым и многодетным семьям

Программой запланировано также увеличение размера предоставляемой молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений на общих основаниях:

– 40 БПМ – молодым семьям при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего ребенка;
– 80 БПМ – при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка или наличии 2 несовершеннолетних детей;
– 100 БПМ – при рождении (усыновлении, удочерении) третьего и последующих детей.

Информация об этих и других мерах должна быть доведена до коллектива и стать стабилизирующим фактором для работников предприятия, решившихся на рождение детей. Это позволит снизить напряжение отдельных работников, связанное с неопределенностью и сложностями при появлении ребенка в семье.

Социально-экономическая поддержка

На 2013 г. планируется внесение предложений о целесообразности дополнительной социально-экономичеcкой поддержки семей, воспитывающих детей, в т.ч. введения «семейного капитала».

Обращаем ваше внимание на то, что окончательного ответа на вопрос о введении в Республике Беларусь такого понятия, как «семейный капитал», в Программе нет.

Социальный патронат и услуги дневного ухода за детьми

В 2012–2013 гг. Программой задекларирована возможность предоставления территориальными центрами социального обслуживания населения кратковременных услуг дневного ухода за детьми неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, и семьям, воспитывающим 2 и более детей-инвалидов, а также развития системы социального патроната семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. в связи с рождением ребенка-инвалида.

Новый вид льготного кредитования

На 2012 г. согласно Программе запланировано создание системы льготного кредитования супружеских пар, страдающих бесплодием, для проведения экстракорпорального оплодотворения.

Освобождение от призыва на военную службу и службу в резерве

Для поддержания многодетных семей с 2012 г. предполагается освободить от призыва на военную службу, службу в резерве отцов, воспитывающих 3 и более детей.

Единовременная материальная помощь к учебному году

Начиная с 2012 г. запланировано установление выплаты единовременной материальной помощи к учебному году семьям, воспитывающим 3 и более детей, обучающихся в учреждениях общего, среднего и специального образования. Размер этой выплаты должен составить до 30 % БПМ, действующего на 1 августа календарного года, на каждого учащегося.

Данная норма может быть продублирована в ЛНПА и в отдельных случаях усилена за счет собственных средств организаций.

Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации

Работники, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, в ряде случаев теряют квалификацию. Поэтому Программой предусмотрены возможности прохождения такими лицами профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, обучающих курсов в порядке и на условиях, определенных для безработных.

В настоящее время можно предусмотреть аналогичные нормы и порядок их реализации в ЛНПА.

ЭТО ВАЖНО! Работники кадровых служб должны обратить внимание на то, что Программой предусмотрена необходимость (начиная с 2011 г.) включения в коллективные договоры положений о дополнительной социальной и материальной поддержке семей, воспитывающих детей.

Укрепление здоровья населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни

На 2011–2012 гг. Программой предусмотрена разработка перечня медицинских показаний и противопоказаний к профессионально-техническому образованию и профессиональной подготовке лиц с особенностями психофизичеcкого развития по перечню специальностей, квалификаций, разработанному Министерством образования.

Кроме того, планируется реализовать комплекс мер, направленных на мотивацию сохранения здоровья населения (введение системы поощрения работников за отсутствие случаев временной нетрудоспособности в течение года и др.).

В целях снижения производственного травматизма будет расширено межведомственное взаимодействие по вопросам охраны труда на предприятиях и в организациях.

Данные меры и порядок их реализации должны стать частью коллективного договора вашей организации.

Обеспечение внешней миграции в интересах развития Республики Беларусь

Ряд организаций республики сталкиваются с проблемой дефицита кадров по отдельным профессиям и должностям. Кадровая служба должна четко представлять возможности привлечения кадров из-за пределов Республики Беларусь.

В этих целях с 2012 г. на базе общереспубликанского банка вакансий предполагается создать банк данных о потребности в работниках, которая не удовлетворена в Республике Беларусь. На основании этих данных будет инициироваться привлечение работников в республику из-за рубежа.

Также будет активизирована координация деятельности государственных органов и организаций по созданию Государственной информационной системы «Регистр населения».

Важным направлением регулирования внешней трудовой миграции являются запланированные на 2011–2012 гг. разработка и внесение в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства в части определения:

– размеров и порядка выплат иностранным гражданам компенсационных расходов на переезд в Республику Беларусь и единовременных пособий на обустройство;
– категории лиц, имеющих право на переезд в Республику Беларусь на льготных условиях.

Кроме того, Программой запланировано принятие организационно-правовых и социально-экономических мер по интеграции в белорусское общество иностранных граждан, беженцев.

Не забыта разработчиками программы и проблема иммиграции. В целях ликвидации негативных последствий от иммиграции Программой запланировано создание социально-экономических и правовых условий для закрепления в стране лиц, составляющих научно-технический, интеллектуальный и творческий потенциал белорусского общества, и возвращения на родину высококвалифицированных специалистов и ученых-соотечественников.

Заключение

С учетом данного комментария рекомендуем проанализировать ЛНПА, действующие в организации, и при необходимости внести соответствующие изменения, направленные на усиление социальной защиты семей, а также учесть нормы Программы при разработке кадровой политики организации.
 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.