В рамках контрольной (надзорной) деятельности, кроме проведения проверок, применяются меры профилактического и предупредительного характера, в т.ч. проведение мониторинга. О том, чего следует ждать нанимателю в случае выявления нарушений законодательства о труде в ходе проведенного мониторинга, пойдет речь в предлагаемой статье.
Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ (далее – Департамент) осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в соответствии с требованиями Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), а также Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4).
В 2013 г. Департаментом в ходе осуществления надзора выявлено и пресечено более 94 000 нарушений законодательства о труде и об охране труда.
Из-за угрозы безопасности жизни и здоровья работников приостанавливалась (запрещалась) работа около 4 000 единиц станков, машин и другого производственного оборудования, свыше 100 цехов (производственных участков), а также около 50 проверяемых субъектов. Количество запретов в целом на работу проверяемых субъектов, цехов (участков), производственного оборудования увеличилось по сравнению с 2012 г.
К административной ответственности в виде штрафов за нарушения требований законодательства о труде и об охране труда привлечены свыше 7,4 тыс. должностных лиц и 1,5 тыс. нанимателей.
В целях исполнения Директивы № 4, а именно придания контрольной (надзорной) деятельности максимально профилактического (предупредительного) характера и сокращения количества проверок, Указом Пре-
зидента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» введена новая форма контроля (надзора) – мониторинг, который заключается в наблюдении, оценке условий деятельности субъектов в целях выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений.
Справочно: мониторинг (от англ. monitor – контролировать, проверять) – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза. Иными словами, это целенаправленная деятельность, связанная с постоянным или периодическим наблюдением, оценкой и прогнозом состояния наблюдаемого объекта (процесса, явления, системы) в целях его развития в желаемом направлении.
Каковы цели мониторинга и для чего он необходим
Для начала разберемся, каковы цели мониторинга и для чего он необходим в контрольной (надзорной) деятельности.
Целями проведения мониторинга соблюдения законодательства о труде и об охране труда являются:
– получение комплексной информации о соблюдении субъектами хозяйствования требований законодательства о труде и об охране труда;
– сопоставление полученных результатов с требованиями нормативных правовых актов;
– оценка состояния субъекта хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда;
– оценка возможных последствий;
– организация и непосредственное осуществление надзорной деятельности;
– информирование органов государственной власти о соблюдении или несоблюдении субъектами хозяйствования требований законодательства о труде и об охране труда;
– организация контроля за соответствием требованиям законодательства о труде и об охране труда деятельности субъектов хозяйствования.
Таким образом, в целом мониторинг со стороны Департамента необходим в качестве превентивных мер для повышения безопасности труда, предупреждения производственного травматизма и снижения его уровня, повышения правовой культуры должностных лиц субъектов хозяйствования и предупреждения возможных нарушений в их деятельности в дальнейшем.
Для субъектов хозяйствования мониторинг дает возможность пресечь допускаемые нарушения законодательства о труде и об охране труда и разработать мероприятия по предотвращению их в дальнейшем.
Как провести мониторинг
Порядок проведения мониторинга определен Положением о проведении мониторинга (утверждено Указом № 510, в редакции Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332 (далее – Положение)).
Согласно Положению, мониторингом является форма контроля (надзора), заключающаяся в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга (далее – субъект) на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам, для проведения проверок.
Процедура осуществления мониторинга заключается в следующих действиях:
1) получение решения о проведении мониторинга от руководителя контрольного (надзорного) органа должностным лицом этого органа;
2) сбор информации, сведений, осмотр территории, цехов, оборудования и т.д. должностным лицом контрольного (надзорного) органа;
3) изучение, анализ, оценка полученной информации должностным лицом контрольного (надзорного) органа;
3.1) в случае обнаружения в ходе мониторинга на территории и (или) объектах проверямого субъекта нарушений (недостатков), не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, проводящим мониторинг, субъекту вручаются рекомендации об устранении выявленных нарушений законодательства;
3.2) при обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностным лицом контролирующего (надзорного) органа выносится требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств в порядке, установленном законодательством;
4) применение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в установленном законодательством порядке мер ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга;
5) устранение субъектом нарушений, выявленных в ходе мониторинга.
Рекомендации по устранению нарушений, выявленных в ходе мониторинга: последствия их неисполнения
Неисполнение рекомендаций, выданных должностным лицом надзорного органа, влечет за собой ряд последствий:
– организацию и проведение внеплановой проверки;
– применение мер административного воздействия;
– в особых случаях не только приостановку работы оборудования, механизмов и т.д., но и прекращение деятельности организации.
Принятие контрольным (надзорным) органом решения о возобновлении деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, а также о продлении срока действия приостановления (запрета) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств производится в порядке и на условиях, определенных законодательством.
При необходимости продления срока действия приостановления (запрета) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств контролирующий (надзорный) орган обращается в установленном порядке в суд с заявлением о продлении приостановления (запрета). При этом до принятия судом решения по заявлению контролирующего (надзорного) органа действие приостановления (запрета) сохраняется (п. 74 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510).
Проведение внеплановой проверки, в ходе которой будет выявлено неустранение нарушений, указанных в рекомендациях мониторинга, повлечет за собой выдачу субъекту хозяйствования требования (предписания) об устранении нарушений, а также будут применены штрафные санкции как к должностным лицам организации, так и, в случаях, определенных законодательством, к юридическому лицу.