С 24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон «О борьбе с коррупцией». Его нормы запрещают руководителю организации, его заместителям, а также главному бухгалтеру и заместителям главного бухгалтера организации осуществлять функции надзора и контроля в организации. О том, какие надзорные и контрольные органы могут быть созданы в организации и в каких из них запрещено участвовать ее руководству, мы расскажем в данной статье.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 306-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).
В соответствии с частью второй ст. 255 ТК, редакция которой не менялась с момента принятия ТК в 1999 г., руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.
В ст. 19 Закона о борьбе с коррупцией запрет, установленный частью второй ст. 255 ТК, не только продублирован, но и впервые расширен.
ЭТО ВАЖНО! С момента вступления в силу Закона о борьбе с коррупцией в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, запрещено входить как руководителю данной организации, так и его заместителям, а также главному бухгалтеру и заместителям главного бухгалтера организации.
Справочно:
государственная организация – юридическое лицо, имущество которого находится в собственности государства или его административно-территориальной единицы и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (абз. 13 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).
Руководитель организации
Руководитель организации – это физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (часть первая ст. 252 ТК).
Согласно части третьей п. 6 ЕКСД и иным актам законодательства о труде наименования должностей руководителей организаций могут устанавливаться как генеральный директор, директор, заведующий, начальник, председатель, управляющий, глава, ректор, главный врач и др.
Документ:
Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – ЕКСД).
>Из норм ТК и Закона о борьбе с коррупцией (в т.ч. абз. 8 ст. 1 данного Закона, в котором дано определение термина «руководящая должность») следует, что требования части второй ст. 255 ТК и ст. 19 Закона о борьбе с коррупцией не распространяются на руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и заместителей главных бухгалтеров обособленных и структурных подразделений организации.
Справочно:
обособленные и структурные подразделения организации являются составной частью организации.
Органы, осуществляющие функции надзора и контроля в организации
Отметим, что ни в ТК, ни в Законе о борьбе с коррупцией, ни в иных актах законодательства не дано официальное разъяснение терминов «органы, осуществляющие функции надзора в организации» и «органы, осуществляющие функции контроля в организации». Это вызывает определенные трудности в правоприменительной практике, позволяя должностным лицам, осуществляющим проверку соблюдения норм ТК и Закона о борьбе с коррупцией, применять личное толкование этих нормативных правовых актов и предъявлять недостаточно обоснованные требования к проверяемым субъектам.
В части второй ст. 255 ТК и ст. 19 Закона о борьбе с коррупцией речь идет о внутреннем надзоре и контроле, при котором органы конкретной организации осуществляют надзорные и контрольные функции внутри этой же организации.
В Законе о хозяйственных обществах (ст. 33, 59, 61) создаваемые в хозяйственных обществах ревизионные комиссии и контрольно-ревизионные службы, а также избираемые в обществах ревизоры прямо именуются контрольными органами хозяйственных обществ, основной функцией которых является осуществление внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности обществ. При этом контрольные органы хозяйственных обществ не относятся к органам управления обществ.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-ХII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах).
Ревизионная комиссия, контрольно-ревизионная служба, ревизор и другие подобные коллегиальные структуры и должностные лица (например, попечительские советы в фондах) являются контрольными органами (органами, осуществляющими функции контроля) (далее – органы контроля) в организациях и других организационно-правовых формах (производственные кооперативы, унитарные предприятия, некоторые виды некоммерческих организаций и др.). Об этом свидетельствуют нормы законодательства, определяющие правовой статус организаций соответствующих видов (п. 97 Примерного устава колхоза, часть третья ст. 16, ст. 23, 37 Закона о потребительской кооперации и др.).
Документ:
Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2001 № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» (далее – Примерный устав колхоза).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 25.02.2002 № 93-З «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» (далее – Закон о потребительской кооперации).
Наиболее сложным и неоднозначным является определение того, какие органы организаций можно отнести к органам, осуществляющим функции надзора в организации (далее – органы надзора).
В правоприменительной практике к органам надзора в хозяйственном обществе относят совет директоров (наблюдательный совет), который является органом управления, осуществляет общее руководство хозяйственным обществом и мониторинг деятельности исполнительных органов общества (как единоличного, так и коллегиального).
Правильность такой правоприменительной практики подтверждается и толкованием законодательства о хозяйственных обществах.
Лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества (директор, генеральный директор), не вправе входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) (часть третья ст. 54 Закона о хозяйственных обществах), а в соответствии с частью второй ст. 255 ТК руководитель организации (в т.ч. директор и генеральный директор хозяйственного общества) не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.
Совместный анализ этих норм позволяет констатировать, что часть третья ст. 54 Закона о хозяйственных обществах фактически конкретизирует требования части второй ст. 255 ТК применительно к хозяйственным обществам.
Поскольку согласно Закону о хозяйственных обществах совет директоров (наблюдательный совет) не является органом контроля хозяйственного общества, такой орган может быть отнесен к органу надзора общества.
Не является органом надзора и контроля хозяйственного общества высший орган управления общества – общее собрание участников, поскольку в его работе хотя и присутствуют элементы надзора (контроля) за исполнительными органами общества, однако соответствующие функции для общего собрания участников не являются основными и не имеют характер непрерывного наблюдения (мониторинга) за исполнительными органами.
Закон о нормативных правовых актах (часть вторая ст. 32) требует: одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон о нормативных правовых актах).
ЭТО ВАЖНО! При таких обстоятельствах полагаем, что органами надзора организации, в состав которых ст. 19 Закона о борьбе с коррупцией запрещает входить руководителю организации и его заместителям, а также главному бухгалтеру организации и его заместителям, следует относить:
– в хозяйственных обществах – совет директоров (наблюдательный совет);
– в других организациях – органы управления, аналогичные совету директоров (наблюдательному совету) хозяйственного общества, которые наряду с органами контроля осуществляют мониторинг деятельности исполнительных органов организации (например, наблюдательный совет в производственных кооперативах).
ЭТО ВАЖНО! К органам контроля организации, в состав которых статья 19 Закона о борьбе с коррупцией запрещает входить руководителю организации и его заместителям, а также главному бухгалтеру организации и его заместителям, необходимо относить ревизионную комиссию, контрольно-ревизионную службу и другие коллегиальные структуры, основной функцией которых является осуществление внутреннего контроля финансовой, хозяйственной и иной деятельности организации.
ЭТО ВАЖНО! Кроме того, руководитель организации и его заместитель, а также главный бухгалтер организации и его заместитель не могут быть назначены (избраны) на должность ревизора организации или другого должностного лица, основной функцией которого является осуществление внутреннего контроля финансовой, хозяйственной и иной деятельности организации.
Учитывая требования законодательства о правовом статусе отдельных видов организаций, считаем, что в некоторых организациях могут присутствовать только органы контроля и отсутствовать органы надзора (например, в унитарных предприятиях, учреждениях, потребительских кооперативах и др.).
Руслан Киеня, юрист