Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Национальное законодательство и дистанционный труд

Ситуация

В IT-компании есть необходимость оформить трудовые отношения с физическими лицами – иностранными гражданами (два гражданина РФ и один гражданин Республики Сербия). Эти лица не будут пребывать на территории Республики Беларусь, а будут работать удаленно. Результат труда (разработка собственного продукта) будет передаваться при помощи средств связи.

Можно ли с такими лицами заключить гражданско-правовой договор на оказание услуг?

Будут ли эти лица уплачивать подоходный налог и взносы в ФСЗН?

 

Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК)

 

Трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату (ст. 1 ТК).

В настоящее время в законодательстве о труде Республики Беларусь такой институт трудовых отношений, как «дистанционный труд», отсутствует.

Если наниматель принимает на работу работника, трудовая функция которого требует выполнения работы вне места расположения организации, его филиала, представительства, структурного подразделения, то в трудовом договоре отражаются особенности организации такого труда (рабочее место, учет рабочего времени, место выплаты заработной платы, отчетность о выполнении работы и т.п.).

Обязательные требования по охране труда

Лица, заключившие трудовой договор с нанимателем о выполнении работы на дому личным трудом с использованием собственных материалов, оборудования, инструментов, механизмов, приспособлений или выделяемых нанимателем либо приобретаемых за счет средств нанимателя, считаются в соответствии со ст. 304 ТК работниками-надомниками. При этом организация труда на дому допускается только в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, для лиц, имеющих практические навыки либо которые могут быть обучены этим навыкам для выполнения определенных работ (часть первая ст. 306 ТК).

 

Документ: Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

 

Законодательство об охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона об охране труда, ТК, ГК, других нормативных правовых актов (НПА), в т.ч. технических нормативных правовых актов (ТНПА), регулирующих общественные отношения в области охраны труда (ст. 2 Закона об охране труда).

 

Документ: Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).

 

Закон применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 3 Закона об охране труда).

К работникам можно отнести следующих физических лиц:

– работающих по трудовым договорам; 

– работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности, а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм;

– являющихся главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, обучающихся в учреждениях образования и привлекаемых к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, клиническими ординаторами;

– военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемых в соответствии с законодательством к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой;

– привлекаемых в соответствии с законодательством к выполнению оплачиваемых работ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абз. 15 части первой ст. 1 Закона об охране труда).

Таким образом, в любом случае при наличии трудовых отношений наниматель должен выполнять все обязанности, возложенные на него при организации труда (ст. 55 ТК), в т.ч. обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные НПА, в т.ч. ТНПА, требования по охране труда, а при отсутствии в НПА, в т.ч. в ТНПА, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности, что на территории другого государства исполнить невозможно.

Кроме того, законодательство о труде Республики Беларусь применяется в отношении всех работников (включая иностранных граждан) и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или международными договорами Республики Беларусь (ст. 3 ТК).

Приведенная норма означает, что трудовые отношения, возникшие на территории Республики Беларусь, осуществляются также на ее территории, за исключением случаев направления в служебную командировку либо на работу в учреждения Республики Беларусь за границей (в дипломатические, торговые и постоянные представительства, консульские учреждения и др.).

С учетом изложенного заключение с иностранным гражданином, проживающим и работающим за пределами Республики Беларусь, трудового договора не соответствует законодательству о труде Республики Беларусь.

Может это служебная командировка?

Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 ТК).

Для служебной командировки характерно следующее:

– осуществление работником поездки в другую местность;

– выполнение служебного задания нанимателя вне места постоянной работы работника;

– оформление такой поездки распорядительным документом (приказом, распоряжением) нанимателя на каждую поездку;

– длительность пребывания в служебной командировке определяется в распорядительном документе нанимателя;

– наниматель обязан выдать работнику аванс на командировочные расходы до ее начала;

– по возвращении из указанной поездки работник оформляет и передает нанимателю авансовый отчет, а наниматель, в свою очередь, обязан компенсировать командировочные расходы.

В соответствии с нормами Инструкции № 115 наниматель при командировании работников за границу устанавливает задание на командировку. В задании на командировку указываются государство и цель командировки, время нахождения за границей, план встреч и переговоров, перечень вопросов, подлежащих решению или изучению. Основанием для расчета и выплаты денежных средств командированным работникам является приказ (распоряжение) нанимателя о направлении работника в командировку.

С учетом изложенного направление работников в командировки должно осуществляться нанимателем с соблюдением норм законодательства о труде.

 

Документ: Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115).

Обязанности по организации учета рабочего времени

Работники обязаны вовремя приходить на работу и полностью использовать установленную законодательством продолжительность рабочего времени для выполнения своих обязанностей, а наниматель должен создавать условия для полного и производительного использования рабочего времени (ст. 132 ТК).

Наниматель обязан организовать учет явки работников на работу и ухода с нее.

До начала работы каждый работник должен в порядке, установленном нанимателем, отметить свой приход, а по окончании – уход. Учет явок на работу и ухода с нее ведется в табелях использования рабочего времени, годовых табельных карточках и других документах с указанием фамилии, инициалов работника, календарных дней учетного периода, количества отработанного времени, в т.ч. в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные (часть первая ст. 147 ТК) и выходные дни, и других необходимых сведений. Формы документов для учета явок на работу и ухода с нее, а также порядок их заполнения утверждаются нанимателем (части первая и вторая ст. 133 ТК).

Таким образом, IT-компании следует рассмотреть возможность заключения гражданско-правовых договоров.

Гражданско-правовой договор

Правовое регулирование гражданско-правовых договоров осуществляется гражданским законодательством и Указом № 314.

 

Документ: Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ № 314).

 

Законодательство о труде на данные правоотношения не распространяется. Возможность граждан выполнять работы в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами предусмотрена Указом № 314.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны, в частности, заключать с ними указанные договоры в письменной форме (подп. 1.1 п. 1 Указа № 314).

При этом в указанных договорах необходимо определять кроме условий, установленных законодательством, следующие существенные условия:

– порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;

– обязательство заказчика – юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее – заказчик), по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в ФСЗН;

– обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора, перечисленных в подп. 1.3 и 1.4 п. 1 Указа № 314, и ответственность за их невыполнение;

– основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;

– ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 % невыплаченной суммы за каждый день просрочки;

– обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляются в местах, предоставленных заказчиком.

Обязанности заказчика, исходя из вида гражданско-правового договора, определены подп. 1.3 п. 1 Указа № 314 – обязанности граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, с учетом вида гражданско-правового договора – подп 1.4 п. 1 Указа № 314.

Из приведенной нормы подп. 1.1 п. 1 Указа № 314 следует, что заказчиком выступает юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его (уплатить цену работы) (ст. 656 ГК).

Договор подряда является разновидностью гражданско-правового договора и предполагает определенную степень свободы и самостоятельности лица, выполняющего работу. При этом заказчик не может контролировать рабочее время подрядчика. Заказчик вправе контролировать ход выполнения работ и их качество в целом с целью выполнения работы в установленный договором срок.

Стороны по договору подряда – заказчик и подрядчик.

По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 733 ГК).

Правила гл. 39 ГК применяются к договорам оказания медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных, риэлтерских, туристических услуг, услуг связи, в сфере образования и иных услуг, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным гл. 37, 38, 40, 41, 4447, 49 и 51 ГК.

Что следует предусмотреть, чтобы потом не пожалеть?

Согласно ст. 986 ГК, регулирующей договор о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности, автор может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение, изобретение или иной результат интеллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительные права на использование этого результата.

Указанный договор должен определять характер подлежащего созданию результата интеллектуальной деятельности, а также цели либо способы его использования.

Договоры, обязывающие автора предоставлять какому-либо лицу исключительные права на использование любых результатов интеллектуальной деятельности, которые этот автор создаст в будущем, ничтожны.

Условия договора, ограничивающие автора в создании в будущем результатов интеллектуальной деятельности определенного рода либо в определенной области, признаются недействительными.

Социальное страхование иностранных граждан на территории Республики Беларусь

Документ: Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 534 «О вопросах социального обеспечения» (далее – Указ № 534).

 

В соответствии с Указом № 534 иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь, включены в систему обязательного государственного социального страхования на тех же условиях, что и граждане Республики Беларусь.

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат граждане, работающие, по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм (ст. 7 Закона о социальном страховании).

 

Документ: Закон Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» (далее – Закон о социальном страховании)

 

В связи с этим обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь уплачиваются в обязательном порядке за граждан, работающих по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам. Взносы уплачивает плательщик в порядке, размерах и сроки, предусмотренные законодательством. Данные нормы урегулированы Положением и Законом о социальном страховании.

 

Документ: Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (далее – Положение).

 

Мария Ковалевич, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.