Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Наниматель и профсоюз: уведомление, согласование, выполнение…

В статье автор рассмотрел роль профсоюза в регулировании трудовых отношений между работниками и нанимателями и подчеркнул, когда и в каких случаях наниматель обязан уведомить профсоюз о своем решении, а когда и получить согласие на его принятие.

Граждане имеют право на объединение в профессиональные союзы (часть третья ст. 41 Конституции РБ).

Понятие и виды профсоюзов

Профессиональный союз (далее – профсоюз) является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане), в т.ч. обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов (ст. 1 Закона РБ от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах» (да-
лее – Закон о профсоюзах)). Аналогичное определение профсоюза приведено также в ст. 1 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).

Членами профсоюза в соответствии со ст. 2 Закона о профсоюзах могут быть:

– граждане РБ;

– иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено уставами профсоюзов.

Существуют следующие виды профсоюзов в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность профсоюза:

– республиканский профсоюз (деятельность профсоюза распространяется на всю территорию Республики Беларусь);

– территориальный профсоюз (деятельность профсоюза распространяется на административно-территориальные и территориальные единицы);

– профсоюз на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) (деятельность профсоюза распространяется на работников, студентов (учащихся) конкретной организации).

Организационные структуры профсоюзов

Для реализации уставных целей и задач профсоюзы могут создавать организационные структуры. Условия и порядок образования организационных структур профсоюзов определяются уставами этих профсоюзов.

Организационные структуры профсоюзов могут быть как наделены, так и не наделены правами юридического лица.

Как правило, созданная профсоюзом организационная структура в конкретной организации именуется первичной профсоюзной организацией.

Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды (часть вторая ст. 3 Закона о профсоюзах).

Высшим органом республиканского профсоюза, как правило, является съезд, который избирает руководящие органы для работы на период между съездами.

В организационных структурах профсоюзов обычно руководящим органом является профсоюзный комитет (профком), возглавляемый председателем.

В профсоюзах могут создаваться и действовать правовые, технические инспекции труда, юридические консультации, общественные комиссии (инспекторы) по охране труда и другие органы в соответствии с уставом.

Правовые инспекции труда профсоюзы создают для организации и осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, защиты трудовых и социально-экономических прав работников.

Представителями правовых инспекций являются правовые инспекторы труда.

Технические инспекции труда профсоюзы создают для организации и осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. В состав технических инспекций труда входят технические инспекторы труда.

В качестве общественных инспекторов по охране труда на общественных началах могут привлекаться работники профсоюзных органов, профсоюзные активисты и другие члены профсоюза в целях осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда на рабочих местах.

Общественные комиссии по охране труда могут создаваться в целях повышения эффективности и координации деятельности общественных инспекторов по охране труда по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Работники организации, избранные в органы профсоюза, могут осуществлять профсоюзную деятельность как с освобождением, так и без освобождения от основной работы.

Права и функции профсоюзов

Права профсоюзов по защите трудовых прав граждан определены ст. 10 Закона о профсоюзах.

Профсоюзы защищают трудовые права граждан – членов профсоюзов при заключении или расторжении трудовых договоров (контрактов), знакомят вновь принятых на работу с содержанием коллективного договора (соглашения) и уставом юридического лица.

При осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства о труде правовые инспекторы труда профсоюзов имеют право в порядке, определяемом законодательными актами РБ, требовать от нанимателя в интересах работника – члена профсоюза изменения условий трудового договора (контракта) в случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству РБ, коллективному договору (соглашению).

При осуществлении общественного контроля в форме проведения мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством РБ, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок, за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать нанимателю рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства РБ, коллективного договора (соглашения).

Ликвидация или реорганизация организаций, их структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства по инициативе нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, влекущие сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться лишь при условии предварительного уведомления (не позднее чем за 3 месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по соблюдению прав и интересов граждан.

Профсоюзы защищают трудовые права своих членов, принимают участие в разработке государственной политики занятости, вносят предложения по социальной защите лиц, высвобождаемых из организаций, в соответствии с коллективным договором (соглашением) и законодательством РБ.

Профсоюз и оформление трудовых отношений при приеме на работу

Рассмотрим более подробно роль профсоюзов в регулировании трудовых отношений между работниками и нанимателями.

Трудовые отношения – это отношения, которые основаны на трудовом договоре, т.е. отношения, возникающие в связи с использованием наемного труда нанимателями.

Законодательство о труде, в частности ТК, требует их надлежащего оформления.

Так, законодательством предусмотрена обязательная письменная форма трудового договора (ст. 18 ТК), содержание и основные условия которого определены ст. 19 ТК. Кроме того, прием на работу должен быть оформлен приказом (распоряжением) нанимателя, должна быть внесена соответствующая запись в трудовую книжку работника и т.д.

На практике имеют место случаи, когда наниматель уклоняется от совершения необходимых действий по надлежащему оформлению приема работника на работу. На стадии приема на работу в компетенции профсоюза повлиять на соответствующее оформление трудовых отношений с работником.

Так, фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе должно быть письменно оформлено не позднее 3 дней после предъявления требования работника, профсоюза исходя из сложившихся условий (часть третья ст. 25 ТК).

Таким образом, если работник обратится в профсоюз с соответствующей просьбой, то последний вправе потребовать от нанимателя должного оформления приема на работу, и отказать этому требованию наниматель не вправе.

Данное требование может быть изложено в письменной форме с указанием необходимых сведений (ФИО работника, даты фактического допущения его к работе и т.п.) и направлено нанимателю.

Наниматель по получении требования профсоюза о соответствующем оформлении приема на работу обязан совершить необходимые действия по оформлению работника.

Основной формой найма работников в Республике Беларусь на сегодняшний день является контрактная. На условиях заключенных контрактов работают более 80 % работников. В связи с этим законодательством о труде профсоюзам отведена определенная роль в регулировании трудовых отношений между работником и нанимателем, основанных на контрактной форме найма.

Так, обсуждение содержания контракта работника – члена профсоюза производится с участием представителя соответствующего профсоюза (п. 31 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.09.1999 № 1476).

Содержание контракта, заключаемого нанимателем с работником, также может обсуждаться на заседании профкома.

Профком может принять решение о защите прав работника и предложить нанимателю привести условия контракта в соответствие с законодательством.

Также в компетенцию профсоюза входит установление факта нарушения законодательства о труде, коллективного или трудового договора, из-за которого работник требует досрочно расторгнуть срочный трудовой договор (контракт) (ст. 41 ТК).

Работник вправе обратиться в профсоюз с заявлением об установлении факта нарушения условий срочного трудового договора (контракта) или коллективного договора.

Установив факт нарушения, профсоюз сообщает об этом работнику. Вместе с тем отметим, что профсоюз не вправе требовать от нанимателя досрочного расторжения контракта с работником в связи с установленным нарушением.

Данное право принадлежит исключительно работнику. В случае отказа нанимателя в удовлетворении указанного требования этот трудовой спор может быть разрешен в суде.

Также сведения о нарушении нанимателем трудовых прав работников могут быть получены в результате осуществления профсоюзами общественного контроля в отношении тех организаций и их обособленных подразделений, где работают члены соответствующего профсоюза и создана первичная профсоюзная организация (подп. 1.2.3 п. 1 Указа Президента РБ от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»).

Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя и уведомление профсоюза

Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (кроме пп. 2 и 7 ст. 42 ТК) происходит после предварительного, но не позднее чем за 2 недели уведомления соответствующего профсоюза (ст. 46 ТК).

Образец уведомления профсоюза об увольнении работника за несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы, смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.

В уведомлении должны быть указаны сведения об увольняемом работнике, а также об основании его увольнения в соответствии с формулировками, содержащимися в ТК.

В случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза (часть вторая ст. 46 ТК).

Образец письма профсоюзу о согласии на увольнение работника за систематическое неисполнение трудовых обязанностей смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 22 журнала.

Образец письма профсоюзу о согласии на увольнение работника в связи с истечение срока действия контракта смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21 журнала.

Получив от нанимателя запрос о согласии на увольнение работника, профсоюз, как правило, оформляет свое решение протоколом, излагает его в письме, адресованном нанимателю, со ссылкой на протокол.

В случае если согласие на увольнение профсоюз не дал, работник не может быть уволен по инициативе нанимателя.

При несоблюдении установленного законодательством срока уведомления (предупреждения) профсоюза, иного органа или работника о прекращении трудового договора (в частности, часть третья ст. 32, часть третья ст. 43, часть первая ст. 46 ТК), если работник не подлежит восстановлению на работе по другим основаниям, суд изменяет дату его увольнения с таким расчетом, чтобы трудовой договор был прекращен по истечении установленного законом срока уведомления или предупреждения (п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001
№ 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – постановление № 2)).

За период, на который продлен трудовой договор в связи с изменением даты увольнения, работнику выплачивается средний заработок по правилам, установленным ст. 244 ТК.

Если трудовой договор расторгнут по инициативе нанимателя с нарушением условий части второй ст. 46 ТК, то в соответствии с п. 22 постановления № 2 увольнение работника является незаконным и он подлежит восстановлению на работе.

Участие профсоюза при принятии локальных нормативных правовых актов и установлении оплаты труда работников

Наниматели осуществляют свои обязанности в соответствующих случаях по согласованию или с участием профсоюзов, в т.ч. при принятии локальных нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права работников (часть вторая ст. 55 ТК).

Профсоюзы участвуют и в установлении оплаты труда работников. Так, по законодательству республиканские тарифы оплаты труда определяются по тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки работников РБ, устанавливаемой Правительством тарифной ставке 1-го разряда с участием профсоюзов (часть четвертая ст. 60 ТК).

Также наниматель обязан устанавливать нормы труда, обеспечивать их замену и пересмотр с участием профсоюза (часть первая ст. 87 ТК).

В данном случае участие профсоюза может быть выражено путем обсуждения нанимателем при формировании данных норм с представителями профсоюза или согласования профсоюзом принятых нанимателем решений об установлении норм труда. В последнем случае устанавливаемые, заменяемые или пересматриваемые нормы труда вступят в силу только после согласования их профсоюзом и издания нанимателем соответствующего приказа.

Участие профсоюза при установлении режима рабочего времени и нормировании труда работников

Установление режима рабочего времени и нормирование нанимателями труда работников также осуществляются при непосредственном участии профсоюзов.

Так, правила внутреннего трудового распорядка наниматель устанавливает с участием профсоюзов на основании типовых правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Правительством или уполномоченным им органом (ст. 195 ТК).

График работ (сменности)

График работ (сменности) наниматель утверждает по согласованию с профсоюзом (часть пятая ст. 123 ТК).
Из указанной нормы следует, что при наличии в организации профсоюза графики работ (сменности) после разработки в обязательном порядке должны быть согласованы с ним и только после этого подлежат утверж-
дению руководителем организации.

При несоблюдении указанного требования такие графики не будут иметь юридической силы.

5-дневная с 2 выходными днями или 6-дневная с 1 выходным днем рабочая неделя

По согласованию с профсоюзом наниматель также устанавливает 5-дневную с 2 выходными днями или 6-дневную с 1 выходным днем рабочую неделю (часть первая ст. 124 ТК).

В данном случае профсоюз как представительный орган коллектива работников выступает от имени коллектива и выражает волю всего коллектива. Следовательно, решение нанимателя об установлении 5-дневной или 6-дневной рабочей недели с 2 или 1 выходным днем будет иметь юридическую силу только после получения согласия работников в лице профсоюзной организации.

Данное решение может содержаться в правилах внутреннего трудового распорядка организации либо в распоряжении (приказе) руководителя. В обоих случаях профсоюзом на данных документах проставляется гриф согласования.

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени наниматель вводит также по согласованию с профсоюзом (часть шестая ст. 126 ТК).

Образец письма профсоюзу о согласовании ведения суммированного учета рабочего времени смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.

Суммированный учет рабочего времени может быть введен как для всех работников организации, так и для определенного структурного подразделения. При этом необходимо помнить, что во всех перечисленных случаях введение или установление суммированного учета рабочего времени должно быть в обязательном порядке согласовано с профсоюзом. Данное согласование при установлении суммированного учета для работающих сотрудников, как правило, производится путем проставления соответствующей отметки в приказе о введении суммированного учета рабочего времени.

Разделение рабочего дня на части

По согласованию с профсоюзом наниматель принимает решение о разделении рабочего дня на части (часть третья ст. 127 ТК).

Данное решение может быть оформлено в приложении к коллективному договору или правилам внутреннего трудового распорядка. Там же определяют продолжительность частей, на которые разделяется рабочий день, продолжительность перерывов и др.

Режим гибкого рабочего времени

Режим гибкого рабочего времени наниматель устанавливает по индивидуальным или коллективным просьбам по согласованию с профсоюзом (часть вторая ст. 128 ТК).

Таким образом, режим гибкого рабочего времени может быть установлен как конкретному работнику, так и коллективу работников.

Режим гибкого рабочего времени может использоваться как при 5-дневной и 6-дневной рабочей неделе, так и при других режимах работы (например, неполного рабочего времени, ненормированного рабочего дня и т.д.).

Установление режима гибкого рабочего времени оформляется путем издания нанимателем приказа о введении в действие режима гибкого рабочего времени для конкретного работника, структурного подразделения или всего коллектива работников.

При этом необходимо согласование с профсоюзом, которое может быть оформлено в виде отдельного документа или утвержденного совместно с нанимателем графика работ.

Трудовой отпуск и профсоюз

Профсоюзы также принимают непосредственное участие в предоставлении нанимателем трудовых отпусков работникам. Так, очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем по согласованию с профсоюзом, либо нанимателем по согласованию с работником в случае отсутствия профсоюза (часть первая ст. 168 ТК).

Согласование в данном случае означает доведение нанимателем графика трудовых отпусков до сведения профсоюза и получение его письменного согласия на применение графика отпусков. График трудовых отпусков должен быть согласован на заседании профсоюзного комитета, что должно быть отражено в протоколе. Факт такого согласования оформляется грифом согласования, который проставляется на графике ниже подписи лица, его составившего.

График трудовых отпусков составляется на календарный год не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором, соглашением либо согласованного нанимателем с профсоюзом, и доводится до сведения всех работников.

Образец письма профсоюзу о согласовании графика отпуска смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 25 журнала.

Участие профсоюза в регулировании вопросов дисциплинарной ответственности работников

Профсоюзы в соответствии с законодательством принимают участие в регулировании вопросов дисциплинарной ответственности работников.

Так, орган (руководитель), применивший дисциплинарное взыскание, имеет право снять его досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного профсоюза (часть вторая
ст. 203 ТК).

Таким образом, профсоюзу предоставлено право инициировать снятие дисциплинарного взыскания с работников как по собственной инициативе, так и по просьбе работника. В этом случае уполномоченное должностное лицо профсоюза направляет органу (лицу), применившему к работнику дисциплинарное взыскание, ходатайство о его досрочном снятии, в котором указывает причины, побудившие ходатайствовать о досрочном снятии взыскания.

В случае удовлетворения ходатайства профсоюза лицом, применившим дисциплинарное взыскание, решение о его досрочном снятии оформляется соответствующим приказом (распоряжением), постановлением.

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.