Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Нарушение порядка оформления трудовых отношений

Нарушение порядка оформления трудовых отношений, наверное, самое распространенное нарушение, выявляемое в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами.
В статье приведена нетипичная ситуация, когда, пойдя навстречу работнику, наниматель нарушил трудовое законодательство.

Ситуация

Наниматель заключил с работником 2 контракта по 2 должностям, каждая по 0,5 ставки, по основному месту работы. От варианта работы по совместительству он отказался, поскольку в этом случае работник теряет в доплатах. Второй контракт был заключен уже в процессе работы у данного нанимателя.

Нарушает ли наниматель законодательство о труде, заключая с работником 2 контракта по 2 должностям? Как правильно сделать запись в трудовой книжке работника? В случае увольнения по одной из должностей, как это записать в трудовой книжке?

В приведенной ситуации, когда необходимость оформления трудовых отношений на 0,5 ставки по другой должности возникла в процессе трудовых отношений, заключение 2-го контракта по основной работе было неправомерным. Разъясним почему.

Трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату (ст. 1 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).

Обязательным условием содержания трудового договора является определение трудовой функции работника (работа по одной или нескольким профессиям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией) (ст. 19 ТК).

С учетом изложенного условием трудового договора может быть работа как по одной, так и по нескольким профессиям (должностям) соответствующей квалификации. Это должно быть прописано в трудовом договоре.

Так, если в штатное расписание включены наименования 2 должностей и наниматель желает поручить выполнение обязанностей по каждой из них одному работнику, то он может либо заключить 1 трудовой договор по 2 должностям, либо 2 трудовых договора – один по основной работе, другой – по работе по совместительству.

Справочно: совместительство – выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора (ст. 343 ТК).

В трудовом договоре обязательно нужно указать, что работа является совместительством.

Заключение нескольких трудовых договоров у одного нанимателя может означать внутреннее совместительство.
Не является совместительством ситуация, когда работник оформлен и работает по одному трудовому договору, но по 2 должностям, предусмотренным штатным расписанием, в пределах 1 ставки.

В трудовом договоре указывают наименования 2 должностей, условия об оплате труда, режиме рабочего времени по каждой из должностей. При этом общая продолжительность рабочего времени устанавливается в рамках нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной ст. 112–114 ТК. Учет рабочего времени осуществляется по каждой должности отдельно. Оплата труда должна производиться пропорционально отработанному времени по каждой должности.

На основании заключенного трудового договора издается приказ (распоряжение) нанимателя о приеме на работу, в котором указывают наименование должности (должностей) согласно данному трудовому договору. После издания приказа (распоряжения) в трудовую книжку работника необходимо внести запись, которая должна отражать сведения о приеме на работу по тем должностям (должности), которые указаны в приказе (распоряжении). Таким образом, если работник принят по одному трудовому договору по 2 должностям, то в одной записи о приеме на работу необходимо указать 2 должности.

В ситуации, приведенной выше, с работником заключили 2 контракта, что следует рассматривать как работу на условиях совместительства.

Совет специалисту по кадрам

Если в вашей организации возникнет подобная ситуация, то разрешить ее можно следующим образом.
При желании сторон контракта – нанимателя и работника – не заключать контракт на условиях совместительства можно заключить 1 контракт по 2 должностям.

А для выхода из ситуации, изложенной выше, работника необходимо уволить и оформить его прием на работу по 2 должностям с заключением контракта.

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.