Медсестра при приеме на работу принесла копию трудовой книжки (последняя запись об увольнении 25 сентября 2017 г.) и заявление о том, что оригинал утрачен. Она принята на работу по основной должности, и ей заведена новая трудовая. Через некоторое время наниматель узнал, что она уже работает по основной должности в другой медицинской организации, причем устроилась туда на работу раньше (у них – 29 сентября, а у нас – 2 октября). Получается, что она не имела права устраиваться в нашу организацию на основное место работы, а могла только по совместительству. Фактически, за прошедшее время медсестра получала вычеты по двум местам работы (что квалифицируется как мошенничество), так как обе организации указывали ее как основного работника в статистике. Сейчас из-за нее у организации проблемы со сдачей годовой отчетности.
Можно ли считать заявление с просьбой оформить новую трудовую в связи с утратой нарушением установленных правил приема на работу?
По какому основанию можно уволить работницу?
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности работника (ст. 50 ТК).
Из общих норм законодательства о труде следует вывод о том, что трудовая книжка у работника может быть только в единственном числе, либо в случае ее утраты работнику выдается дубликат трудовой книжки в порядке, установленном законодательством.
В связи с этим наличие и использование работником одновременно двух трудовых книжек нельзя признать правомерным.
Порядок ведения трудовых книжек, в т.ч. их заполнение, выдача трудовых книжек (вкладышей к ним), дубликатов трудовых книжек, расчетов за трудовые книжки (вкладыши к ним), их учет и порядок хранения нанимателем, определен Инструкцией.
Документ: Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках» (далее – Инструкция).
ЭТО ВАЖНО! Возможность аннулирования трудовой книжки Инструкцией не предусмотрена.
ЭТО ВАЖНО! Оснований для привлечения работника за использование нескольких трудовых книжек к дисциплинарной ответственности не имеется, поскольку это не может являться дисциплинарным проступком.
Справочно: дисциплинарный проступок – противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (ст. 197 ТК).
ЭТО ВАЖНО! Наличие основного места работы у работника на момент приема на работу во вторую организацию позволяет сделать вывод о том, что с работником мог быть заключен трудовой договор только на условиях совместительства.
Полагаем, что у нанимателя имеются основания для увольнения работника в связи с нарушением установленных правил приема на работу (п. 3 ст. 44 ТК).
Мария Ковалевич, юрист