Мы возвращаемся к публикациям нашего журнала о профессиональных стандартах (см. «Я – специалист по кадрам», 2014, № 2, с. 14). Продолжение разработ-ки инновационного проекта о создании Национальной системы и рамки квалификаций и профессиональных стандартов во исполнение постановления Правительства прокомментировал автор в данном материале.
Необходимость подготовки специалистов новой формации по заказу нанимателей существует и в Беларуси. По данным опросов, проведенных экспертами Всемирного банка, в последние годы предприятиям и организациям нашей страны сложно найти работников с необходимым набором навыков даже в тех случаях, когда имеется значительное количество специалистов с официальными дипломами высокого уровня. Это является следcтвием как быстрого устаревания образовательных стандартов (образовательных программ), так и ориентации их на устаревающие тарифно-квалификационные справочники. В итоге выпускники учреждений образования получают дипломы по таким специальностям и с таким набором навыков, которые не способствуют внедрению инноваций и модернизации производства, а лишь поддерживают сложившуюся систему.
Механизмами, обеспечивающими переход от устаревших тарифно-квалификационных справочников, как показывает международ-ный опыт, должны стать Национальная система квалификаций (далее – НСК), Национальная рамка квалификаций (далее – НРК), сопо-ставимая с Европейской рамкой квалификаций (далее – EQF) для обучения на протяжении всей жизни, и разрабатываемые на их основе профессиональные стандарты.
Еще одной не менее важной проблемой является несоответствие специальностей международным требованиям. Во многих странах ведется работа по созданию национальных систем квалификаций, национальной рамки квалификаций и разработке профессиональных стандартов. Эти процессы служат одной цели – унификации требований к квалификации работников, занятых на одних и тех же должностях.
В Беларуси вопрос о подготовке Национальной рамки квалификаций уже давно стоит на повестке дня, но реальным продвижением в этом направлении стало постановление № 34. Согласно данному постановлению будет проведено практическое апробирование новых элементов национальной системы квалификаций в пилотных секторах экономики страны: секторе информационных технологий и сфере управленческой деятельности.
В настоящее время Минтруда и соцзащиты совместно с Минобразованием создает секторальные советы, которые призваны отрабатывать систему квалификаций в данных видах экономической деятельности.
ЭТО ВАЖНО! Как показывает международный опыт, чтобы оперативно охватить все секторы отечественной экономики, следовало бы обеспечить системный подход к созданию НСК с привлечением всех заинтересованных сторон, и в первую очередь – нанимателей.
Национальная система квалификаций (НСК) представляет собой совокупность механизмов регулирования квалификаций работников с учетом потребностей рынка труда и возможностей системы образования и включает:
– НРК;
– перечень видов трудовой деятельности (профессий) и квалификаций по областям профессиональной деятельности и уровням квалификаций;
– каталог квалификаций, включающий квалификационные уровни и требования;
– профессиональные стандарты по областям профессиональной деятельности;
– процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;
– систему обеспечения качества квалификаций, включающую:
процедуры (механизм) оценки и подтверждения, т.е. сертификацию квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудового опыта (спонтанного/информального обучения);
систему органов подтверждения квалификаций (сертифицирующих органов);
– механизм финансирования НСК.
ЭТО ВАЖНО! Таким образом, НСК – это целостная система, которая обращена к ключевым проблемам будущего: человеку, его знаниям и способностям, перспективам профессиональной самореализации, карьерному росту, т.е. к умножению человеческого капитала для построения развитого благополучного общества.
Национальная рамка квалификаций (НРК) является основой НСК и предназначена для различных групп пользователей: нанимателей, учреждений образования, граждан и других заинтересованных сторон.
НРК позволяет:
– обеспечивать прозрачность и сопоставимость квалификаций и документов об образовании, полученных в разных странах для формирования единой системы квалификаций и обеспечения трудовой мобильности граждан;
– совершенствовать законодательное регулирование и институциональную инфраструктуру в области развития человеческих ресурсов;
– обеспечивать единство системы квалификаций и координации работ по ее совершенствованию;
– обеспечивать доступ граждан к освоению новых квалификаций, планирования и выбору различных траекторий образования и обучения граждан для достижения квалификации соответствующего уровня и обеспечения карьерного роста;
– разрабатывать отраслевые рамки квалификаций и устанавливать единые требования к квалификации работников и выпускников учреждений образования и иных образовательных организаций при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования, проведении оценки результатов образования и формировании системы сертификатов;
– накапливать и переносить квалификации в другие отрасли, регионы, страны и т. п.;
– оказывать людям эффективную помощь в адаптации к изменяющимся условиям и требованиям рынка труда.
Справочно:
НРК представляет собой системное и структурированное описание квалификаций, образовательно-квалификационных уровней, квалификационных стандартов разных уровней и типов, установленных на основе определенного законом набора критериев.
Европейская рамка квалификаций (EQF). Европейская практика показывает, что рамочные структуры квалификаций имеют ряд преимуществ. В Европейском Союзе принята Европейская рамка квалификаций для образования в течение всей жизни, состоящая из восьми уровней и представляющая собой обобщенную рамку, позволяющую странам Евросоюза увязывать свои национальные рамки квалификаций друг с другом.
Все это помогает и обучающимся, и работникам свободно перемещаться в рамках действия EQF: менять работу и учреждения образования, а всей системе образования в целом придает мобильность и гибкость.
ЭТО ВАЖНО! Следует заметить, что на современном этапе EQF не заменяет национальные системы квалификаций и не является автоматическим механизмом для сравнения квалификаций друг с другом. Однако в перспективе, по мере того как национальные рамки квалификаций будут все более ориентированы на европейские, ввиду усиления экономической интеграции, вопрос о создании модифицированной, расширенной EQF, обязательной для всех членов единого европейского сообщества, непременно актуализируется.
Справочно:
EQF является своеобразным инструментом перевода национальных квалификаций в более простой и понятный формат, стирающий национальную специфику в области образования, а, следовательно, и в профессиональной квалификации.
В настоящее время процесс разработки или внедрения национальных рамок квалификации охватывает уже более 120 стран мира. Национальная рамка квалификаций принята и введена в действие практически во всех странах Европы, а также в Украине и в Казахстане (2012 г.). В России подготовлен и представлен на общественное обсуждение проект Национальной рамки квалификаций, составлены описания (дескрипторы) более 400 квалификаций (порядка 50 % от всего запланированного перечня).
Следующим этапом создания национальной системы квалификаций является разработка профессиональных стандартов.
Чем различаются профессиональные стандарты и единые тарифно-квалификационные справочники
Основная проблема ЕТКС и ЕКСД в том, что эти реестры не устанав-ливают характеристики новых профессий и в них не прописаны новые требования к давно существующим профессиям.
Профессиональный стандарт – это прежде всего характеристика квалификации, которая должна быть у работника для исполнения им определенного вида трудовой деятельности.
Профессиональные стандарты служат для применения:
– нанимателям – при определении нужных требований к работникам, формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации сотрудников, выработке должностных инструкций, тарификации работ;
– учреждениям образования – при создании и разработке профессиональных учебных программ.
Вполне закономерно, что профессиональные стандарты и квалификационные справочники базируются на одной основе и прописывают основные требования к уровню образования, навыкам и опыту работы на определенной должности. Минтруда и соцзащиты устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, которые содержатся в ЕТКС, ЕКСД наименованиям, которые должны быть в профстандартах. Но все же у профстандартов имеется и много отличий в сравнении с квалификационными справочниками.
В профессиональных стандартах сделана подробная детализация полномочий и ответственности специалистов различных уровней. В квалификационных справочниках такого разграничения нет.
При помощи профессиональных стандартов можно более четко разделить работников по уровням квалификации и разработать для каждого многоуровневую программу обучения.
Сложность в применении – один из недостатков профессиональных стандартов. Для их грамотного использования и специалисту по кадрам понадобится дополнительное обучение. Но в перспективе профессиональные стандарты должны заменить ЕТКС и ЕКСД.
ЭТО ВАЖНО! Новый подход к развитию национальной системы квалификаций требует изменения в образовательных стандартах: исходным пунктом для их разработки будут не специальности (учебные программы), а профессиональные стандарты, т.е. требования к трудовой деятельности в соответствии с изменениями запросов реального сектора экономики и нанимателей.
Несмотря на определенные различия, профессиональные и образовательные стандарты должны являться одними из элементов единой национальной системы квалификаций – комплекса документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынке труда.
Документ:
постановление Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 34 «О некоторых вопросах развития национальной системы квалификаций Республики Беларусь» (постановление № 34).