Достаточно ли приказа о назначении исполняющего обязанности при отсутствии руководителя организации или необходима доверенность на право подписи?
Для осуществления отдельных юридических действий приказа о назначении работника исполняющим обязанности недостаточно. Если права исполнительного органа (в т.ч. директора) установлены на основании учредительных документов, которыми определено, что их передача может осуществляться на основании соответствующего приказа, то при исполнении обязанностей руководителя организации работнику могут быть переданы все, в т.ч. определенные уставными документами, права руководителя организации. В противном случае передача соответствующих прав должна осуществляться на основании доверенности.
Руководитель юридического лица в пределах своей компетенции действует от имени юридического лица без доверенности (п. 5 ст. 186 Гражданского кодекса РБ). Компетенция руководителя определяется учредительными документами, трудовым договором и законодательством.
В случае временного отсутствия на рабочем месте руководитель организации вправе назначить лицо, временно исполняющее его обязанности. Законодательство о труде не устанавливает круг обязанностей и прав, переходящих к лицу, исполняющему обязанности отсутствующего работника.
Поскольку часть прав и обязанностей руководителя юридического лица определяется учредительными документами, то и передачу соответствующих прав и обязанностей руководитель организации вправе осуществлять только на основании учредительных документов.
Так, права и обязанности единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества предусматриваются Законом РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», законодательством о труде и учредительными документами, а также договорами (контрактами), заключаемыми каждым из этих лиц с хозяйственным обществом.