Закон № 305-З «О борьбе с коррупцией» вступает в силу 24 января 2016 г. Чем он интересен для кадровой службы организации?
Законом № 305-З вводится новое основание увольнения для государственных должностных лиц – совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения. И если с новым основанием все более или менее понятно, то с ограничениями, установленными для данной категории работников, не все так однозначно. Ограничения касаются выполнения государственными должностными лицами иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы). Заметим, что данное ограничение не является нововведением, оно есть и в действующей редакции, но, как показала практика, именно ограничения и вызывают множество вопросов. В данной статье мы их рассмотрели.
Закон № 305-З «О борьбе с коррупцией» , принятый 15 июля 2015 г. (далее – Закон в редакции 2015 г.), в январе 2016 г. придет на смену пока еще действующему Закону Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон в редакции 2006 г.).
Рассмотрим и сравним, какие ограничения установлены для государственных должностных лиц в ст. 17 этих законов.
Для сравнения приведем в табл. 1 цитаты из указанных статей.
В данном случае возникает вопрос: могут ли лица, в отношении которых установлены ограничения, работать:
– по внутреннему совместительству;
– по гражданско-правовому договору (в частности, по месту основной работы)?
Для этого детально проанализируем описание самого ограничения (см. табл. 2) в Законе в редакции 2015 г.
1. Оплачиваемая работа.
Ни Закон в редакции 2015 г., ни Закон в редакции 2006 г. не раскрывают, что включается в понятие «оплачиваемая работа».
Например, есть определение понятия «оплачиваемые общественные работы» (ст. 1 Закона о занятости), согласно которому это общедоступные виды работ, выполняемые по срочным трудовым договорам, имеющие социально полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки безработных и граждан, ищущих работу.
Однако в отдельных случаях (с гражданами в период их нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя) заключаются гражданско-правовые договоры (п. 12 Положения № 1716).
Таким образом, даже если брать во внимание законодательство о занятости, то работа может подразумевать выполнение работ по гражданско-правовым договорам.
Полагаем, что законодательство о борьбе с коррупцией вряд ли содержит ограничение только по работе по трудовым договорам, оно касается и гражданско-правовых договоров, которые, в частности, подпадают под действие Указа № 314.
Обращаем внимание, что даже в названии данного документа используется термин «работа».
2. Работа, не связанная с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, или, иными словами, возможность работать по внутреннему совместительству.
Данную формулировку (описание ограничения) на практике толкуют двумя способами: установлен запрет на работу по внутреннему совместительству и установлен запрет вообще по работе по совместительству (см. табл. 3).
В части четвертой п. 3 решения Конституционного Суда № Р-999/2015 указано, что, по мнению Конституционного Суда, норма ст. 17 Закона в редакции 2015 г., которой вводится запрет на выполнение работы по внешнему совместительству лишь для отдельных категорий государственных должностных лиц, учитывает практику применения законодательства в сфере борьбы с коррупцией и направлена на обеспечение баланса публичных и частных интересов.
Таким образом, мнение Конституционного Суда заключается в том, что норма ст. 17 Закона в редакции 2015 г. устанавливает ограничения по работе не для всех видов совместительства, а только для внешнего.
Получается, что в такой ситуации внутреннее совместительство связано с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной работы, хотя, возможно, 2 трудовых договора (по основной работе и по внутреннему совместительству) могут иметь не взаимосвязанный характер (главный бухгалтер (с неполным рабочим временем, скажем, до 13:00) по внутреннему совместительству работает инспектором по кадрам (например, после 14:00)).
Сторонники второго подхода (установлен запрет вообще по работе по совместительству) полагают, что в данном случае есть прямая взаимосвязь между Законом в редакции 2015 г. и ТК.
Не зря и в Законе в редакции 2015 г., и в ТК одинаково описаны ограничения по работе не только близких родственников, но и свойственников (часть вторая ст. 18 Закона в редакции 2015 г. и часть первая ст. 27 ТК).
Кроме того, в части первой ст. 255 ТК используется идентичная Закону в редакции 2015 г. терминология по отношению к руководителю организации, а именно: руководителю государственной организации и организации, в уставном фонде которой 50 % и более акций (долей) находятся в собственности государства, запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами. Кроме того, в ст. 255 ТК для руководителя организации установлен прямой запрет на работу по совместительству в целом (имеется в виду внешнее и внутреннее совместительство), так как специально законодатель не выделил отдельный его вид (внешнее или внутреннее).
Справочно:
внутреннее совместительство – это выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же нанимателя на условиях другого трудового договора (часть первая ст. 343 ТК).
Полагаем, что Закон в редакции 2015 г., не ограничиваясь только сферой трудовых отношений (цель данного закона совсем иная), установил ограничения и на работу по гражданско-правовым договорам, с этой целью используя формулировку не «выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства», а «выполнение иной оплачиваемой работы».
От редакции:
см. также «Что должен знать специалист по кадрам об антикоррупционном законодательстве» (журнал «Я – специалист по кадрам», 2015, № 20, с. 6).
3. Место основной службы (работы)
В Законе в редакции 2015 г. законодатель использует и сокращенную форму термина «место основной службы (работы)». Так, в нем закреплено, что имущество, в т.ч. подарки, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица (ст. 40 Закона в редакции 2015 г.).
В настоящее время есть специальное определение термина «место основной работы (службы)», которое содержится в НК.
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Место основной работы – наниматель, которому в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которого ведется трудовая книжка работника, а также организации, которыми в соответствии с законодательством осуществляется обязательное привлечение к труду или трудовая терапия (реабилитация) физических лиц, территориальные коллегии адвокатов (для адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в юридической консультации) и адвокатские бюро (для адвокатов, являющихся его учредителями (участниками)), территориальные нотариальные палаты (для нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных конторах) (абз. 2 части второй подп. 2.14 п. 2 ст. 153 НК).
Заметим, что в ТК в противоположность месту работы по совместительству используется термин, на первый взгляд схожий: «основное место работы», а не «место основной работы». Например:
– в части первой ст. 314-7 ТК, регулируя особенности работы по совместительству спортсменов и тренеров, законодатель использует такой термин как «наниматель по основному месту работы»;
– в п. 5 части второй ст. 166 ТК, закрепляя гарантию совместителям законодатель указал, что до истечения 6 месяцев работы наниматель обязан предоставить трудовой отпуск по желанию работника, если его трудовой отпуск по основному месту работы приходится на период до 6 месяцев работы по совместительству;
– в части девятой ст. 185 ТК указано, что в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет работники могут работать по основному (по другой профессии, должности) или другому месту работы на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени).
В последнем случае (часть девятая ст. 185 ТК) можно заключить, что основное место работы – это наниматель (в значении «место основной работы»), т.е. организация, в которой работнику предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (хотя такой отпуск работник может взять и по работе по совместительству, в такой ситуации не совсем ясно, что тогда понимать под термином «по другому месту работы»).
Справочно:
к государственным должностным лицам и претендующим на это звание относятся государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства Республики Беларусь о государственной службе, лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях (а также в негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %) и др. (абз. 3 ст. 1 Закона в редакции 2015 г.).
Документы:
Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости).
Положение о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2006 № 1716 (далее – Положение № 1716).
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 08.07.2015 № Р-999/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – решение Конституционного Суда № Р-999/2015).