Цель настоящей статьи – предостеречь нанимателей от нарушений законодательства Республики Беларусь (трудового, налогового и т.д.) при выплате заработной платы.
Неофициальная заработная плата, или, как еще ее называют, «серая» зарплата, – явление распространенное. Наниматели объясняют свою заинтересованность в сокрытии истинного размера заработной платы как объекта исчисления платежей в Фонд социальной защиты населения высоким уровнем отчислений. Но оправдан ли риск нанимателя, идущего на нарушение действующего законодательства?
Наиболее часто в целях снижения издержек на оплату труда персонала наниматели используют такую схему: официальная зарплата плюс неофициальная ее часть, которая состоит из дополнительной оплаты, непроводимой по финансовым документам, не облагающейся налогами и соответственно за получение которой работнику расписываться в платежной ведомости не нужно. В большинстве случаев отношение работников к «серой» зарплате пассивное.
Борьба с «серой» зарплатой
Нанимателям, практикующим незаконную систему оплаты труда, следует напомнить, что в Республике Беларусь ведется активная борьба с неофициальной заработной платой. В 2010 г. Министерством по налогам и сборам (далее – МНС) совместно с заинтересованными министерствами для борьбы с выплатой заработной платы в конвертах была разработана Система мер по сокращению налоговых правонарушений субъектами предпринимательской деятельности и совершенствованию законодательства в отдельных сферах деятельности. Документом основному исполнителю (МНС) поручено с целью выявления фактов выплаты «серой» зарплаты на постоянной основе производить проведение анализа размеров заработной платы, выплачиваемой организациями физическим лицам в сравнении с аналогичными организациями в определенной отрасли и выявления субъектов хозяйствования, относящихся к группе риска, подлежащей внеплановой проверке. При проведении контрольных мероприятий в конкретной организации с целью сравнительного анализа принимаются средняя заработная плата работников такой организации, относящейся к определенной отрасли (например, строительство), и статистические данные о размере средней заработной платы в соответствующей отрасли.
В интервью газете «Рэспубліка», 2011, № 78 (5241), министр по налогам и сборам РБ Владимир Полуян отметил, что не менее 10 % национальной экономики в настоящий момент находится в тени.
Установить факт выплаты «серой» заработной платы достаточно сложно. Один из способов по выявлению данных фактов – мониторинг истребованных деклараций о доходах и имуществе, об источниках денежных средств у физических лиц, работающих на предприятиях, в организациях, допустивших нарушения выплаты заработной платы, а также у руководителей данных субъектов предпринимательства.
За 2010 г. было истребовано 1 167 деклараций. Установлено 398 фактов превышения расходов над доходами. По результатам указанных мероприятий дополнительно предъявлено к уплате в бюджет 537 млн. бел. руб. По сравнению с 2009 г. число фактов превышения расходов над доходами меньше на 25,5 %.
На наличие нарушений в области оплаты труда могут указывать выплата низкой заработной платы и, как следствие, перечисление в бюджет подоходного налога в незначительных размерах либо неперечисление его вовсе. На основании этой информации налоговые органы проводят анализ среднемесячной заработной платы на одного работника в этой организации и сопоставляют с прожиточным минимумом по республике, а также в сравнении со среднемесячной заработной платой в отрасли. При проведении такого анализа под контроль подпадают плательщики, у которых среднемесячная зарплата не превышает 2-кратный бюджет прожиточного минимума, что служит основанием для включения такой организации в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, для проведения плановой проверки.
За 2010 г. налоговыми органами было выявлено 189 субъектов хозяйствования, не выплативших заработную плату, и 104 субъекта, выплативших заработную плату ниже минимально гарантированного уровня. Количество таких нарушений увеличилось по сравнению с 2009 г. в 6,1 и 1,7 раза соответственно. В 2010 г. 102 субъекта предпринимательской деятельности в нарушение норм Трудового кодекса РБ не заключали в письменной форме трудовые договоры с наемными работниками. При проведении контрольных мероприятий было выявлено 347 субъектов хозяйствования, осуществляющих выплату гражданам зарплаты без отражения в регистрах бухгалтерского учета.
Проверки проводит не только МНС, но и государственные органы надзора и контроля, Комитет государственного контроля, прокуратура, Департамент государственной инспекции труда и т.д.
Что приобретает и что теряет работник, получающий «серую» зарплату
Неофициальная зарплата лишает работника определенных ступеней социальной защиты. Прежде всего, это относится к пенсии, поскольку лицу, достигшему пенсионного возраста и оформляющему пенсию, она начисляется исходя из размера официальной заработной платы, выплаченной работнику за его труд. Если большую часть заработной платы работник получает в конверте, то при определении размера полагающейся работнику пенсии будет учитываться только та часть заработной платы, которая официально занесена в платежную ведомость.
Такая же ситуация складывается при расчете оплаты за периоды временной нетрудоспособности работника, начислении среднего заработка за время трудового отпуска.
Кроме того, работник, получающий «серую» зарплату, при решении вопроса о получении банковского кредита может рассчитывать на размер кредита, определенный банком с учетом официального уровня доходов работника.
Ответственность нанимателя за выдачу зарплаты в конверте и работника, ее получающего
Пример 1
Наниматель сообщает работнику, что его официальная заработная плата будет равна минимальной заработной плате, установленной Правительством. Вместе с тем он уверяет работника, что ежемесячно в качестве дополнительной прибавки к официальной заработной плате будет производить доплату в конверте. Работник соглашается на условия нанимателя.
По прошествии определенного времени наниматель прекращает выплату неофициальной части заработной платы, которую он обещал выплачивать «в конверте», сославшись на отсутствие денежных средств и временные трудности в компании, но обещает расплатиться с работником чуть позже. Работник входит в положение и продолжает работать, ожидая своих денег.
Когда же запас терпения работника истек, он потребовал от нанимателя вознаграждение за труд в полном размере, указывая на то, что его размер оговаривался при трудоустройстве.
Не получив от нанимателя денег, работник обратился в контролирующие органы.
В это же время наниматель обратился в правоохранительные органы с просьбой оградить себя от работника-шантажиста.
В подтверждение своих действий наниматель представил копию контракта с работником. В результате работник был привлечен к уголовной ответственности по ст. 208 Уголовного кодекса РБ (далее – УК) за вымогательство.
Как видим, согласие работника на «серую» зарплату и, как следствие, отсутствие у него документов, подтверждающих действительную договоренность между работником и нанимателем о размере заработной платы, явились основанием для квалификации действий работника как вымогательства.
В описанной ситуации пострадал работник. Но рассмотрим иную ситуацию, в которой ответственность в полной мере понес наниматель.
Пример 2
Работник несколько лет работал в организации. Заработная плата и условия труда его устраивали, но с октября 2010 г. при выплате заработной платы наниматель перестал представлять работнику ведомости для подписи, подтверждающей получение денежных средств. Это обстоятельство работника насторожило, поскольку в 2010 г. ему исполнилось 57 лет и он в скором времени должен был оформить выход на пенсию. За разъяснениями он обратился к нанимателю, но тот ушел от ответа. Ситуация продолжалась 6 месяцев. Работник обратился в региональное управление Фонда социальной защиты населения (далее – Фонд) за справкой об отчислениях, производимых нанимателем.
Согласно справке, выданной работнику, наниматель не производил отчислений в Фонд за последние 6 месяцев. Получив подтверждение нарушения нанимателем трудового законодательства, работник обратился с письменной жалобой в государственный орган надзора и контроля, по результатам которой наниматель был привлечен к административной ответственности по ст. 11.54 Кодекса РБ об административных правонарушениях.
Справочно: неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 20 % начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей.
Помимо административной ответственности наниматель может понести и уголовную ответственность в соответствии со ст. 243 «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» УК.
Справочно: уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок.