Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Нормативные требования, о которых мало кто знает

При заключении гражданско-правового договора в отдельных случаях потребуется санитарно-гигиеническое заключение

Возможность организаций привлекать граждан (без регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей) к выполнению работ (оказанию услуг) предусмотрена множеством нормативных правовых актов.

Департамент государственной инспекции труда обращает внимание при заключении гражданско-правовых договоров с гражданами главным образом на соблюдение требований Указа № 314, законодательства об охране труда, а также на запрет подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ № 314).

 

Среди «спящих» норм можно выделить требование о необходимости получения санитарно-гигиенического заключения при заключении гражданско-правового договора с физлицами.

Одной из целей проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы является предотвращение неблагоприятного воздействия объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, на жизнь и здоровье населения (абз. 5 части первой ст. 16 Закона № 340-З).

Необходимо провести санитарно-гигиеническую экспертизу (часть вторая ст. 16 Закона № 340-З) для выполнения работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно Перечню.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 340-З).

Документ:

Перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденный постановлением Минздрава Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104 (далее – Перечень).

 

В качестве таких работ в п. 46 Перечня указаны комплексные услуги по обслуживанию зданий, деятельность по чистке и уборке. ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 (далее – ОКРБ 005-2011), к таким работам относит подметание и поливку улиц, мест стоянки, уборку от снега и льда улиц и т.п. (коды 811, 812).

Государственную санитарно-гигиеническую экспертизу проводят по заявлениям организаций, физлиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор. По ее результатам выдают санитарно-гигиеническое заключение (части четвертая, пятая ст. 16 Закона № 340-З).

Формально Закон № 340-З не запрещает проводить санитарно-гигиеническую экспертизу по заявлению граждан (физлиц), не являющихся индивидуальными предпринимателями. На практике пока это не нашло широкого применения.

Срок проведения экспертизы – до 1 месяца[1], ее стоимость и одноразовый характер работ, которые могут выполнять физические лица в интересах юрлиц, делает нецелесообразным привлечение физлиц к выполнению работ (оказания услуг), требующих проведения санитарно-гигиенической экспертизы.

Справочно:

НЦЗПИ – Националь­ный центр законодательства и правовых исследований.

 

Ответственность

За нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения виновные несут ответственность в соответствии с законодательными актами (ст. 4 Закона № 340-З).

От редакции:

В апреле 2019 г. НЦЗПИ планирует внести на рассмотрение депутатов проект Закона о персональных данных.

Также в планах провести в 2019 г. аналитическую и научно-исследовательскую работу, направленную на корректировку Закона об информации, поскольку он уже не отвечает требованиям современности.

 

Нужно получать согласие работников на сбор и обработку их персональных данных

В настоящее время единого определения персональных данных в белорусском законодательстве нет.

Персональные данные – основные и дополнительные персональные данные физлица, подлежащие в соответствии с законодательными актами внесению в регистр населения (п. 1 ст. 8 Закона о регистре населения), а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо (ст. 1 Закона об информации).

Работа с персональными данными работников начинается до момента приема на работу. Кадровики и специалисты по персоналу используют различные методы сбора информации о соискателях. Они звонят на прежние места работы кандидатов, собирают о них информацию в социальных сетях и т.д. Часто привлекают службу безопасности. На собеседовании просят кандидата заполнить анкету и написать автобиографию.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 21.07.2008 № 418-З «О регистре населения» (далее – Закон о регистре населения).

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

Какие документы содержат персональные данные сотрудников?

Персональные данные есть во всех документах, которые наниматель получает от соискателя на этапе приема на работу (ст. 26 ТК). При этом единого перечня сведений, которые относят к персональным данным, ТК не содержит.

К документам, содержащим персональные данные работников, можно отнести:

– анкету, автобиографию, личный листок по учету кадров, которые на практике часто заполняются работником при приеме на работу;

– копии документов, хранящиеся в личном деле работника: копия документа, удостоверяющего личность, документы воинского учета, документы об обязательном социальном (пенсионном и т.п.) страховании, свидетельство о заключении брака, рождении детей, документы об образовании;

– трудовую книжку;

– личную карточку;

– трудовой договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему;

– подлинники и копии приказов по личному составу;

– документы оплаты труда (в т.ч. расчетный листок);

– документы об обучении, оценке, аттестации работников;

– базы данных, обрабатываемые автоматически (например, таблицы Excel, базы программы «1С»);

– иные документы, содержащие персональные данные работников.

Таким образом, вся кадровая документация содержит персональные данные, так как в них как минимум есть данные о работнике.

Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с письменного согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (ст. 18 Закона об информации). Следовательно, с точки зрения действующего законодательства наниматель должен получить письменное согласие на получение и обработку персональных данных работника. Согласие работника на предоставление персональных данных должно быть добровольным. При этом наниматель принимает на себя обязательство о неразглашении персональных данных.

Как оформить согласие

Формы согласия на обработку персональных данных в законодательстве пока нет. Разработайте форму такого согласия самостоятельно. В тексте документа укажите действия, которые наниматель будет совершать с персональными данными работника, объем обрабатываемых сведений. Сотрудник подписывает согласие до заключения трудового договора. Получить согласие нужно, если:

– запрос информации о сотруднике поступил от сторонней организации;

– наниматель направляет запросы в другие организации;

– наниматель обрабатывает сведения о включенных в кадровый резерв;

– обработка персональных данных родственников сотрудника превышает установленный объем (данных требуется больше, чем указано в личной карточке).

Таким образом, чтобы избежать административной ответственности, работая с персональными данными, лучше перестраховаться и получить согласие на их обработку у работника и кандидата на работу.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

 

Ответственность

Умышленное незаконное разглашение персональных данных лицом, которому такие данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 22.13 КоАП).

Указанная административная ответственность наступает лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП).

Владимир Самосейко, юрист

 

 

[1]* См. п. 10.32 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.