Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Новое основание прекращения трудовых отношений уже действует

С 26 января 2019 г. вступил в силу Закон, который внес изменения и дополнения в ХПК, в ст. 47 ТК и Закон о госсекретах.

Согласно ст. 2 Закона ст. 47 ТК дополнена п. 8, который предусматривает дополнительное основание прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях, в частности, в случае отказа в соответствии с законодательными актами в предоставлении допуска к государственным секретам работнику, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим такой допуск, а равно отказа такого работника от предоставления ему допуска к государственным секретам либо прекращения в соответствии с законодательными актами допуска к государственным секретам такого работника, когда прекращение его допуска к государственным секретам является препятствием для продолжения им работы по занимаемой должности.

Внесенное дополнительное основание прекращения трудового договора корреспондирует норме части второй ст. 37 Закона о госсекретах, которая предусматривает, что отказ в предоставлении гражданину допуска к государственным секретам, а равно отказ гражданина от предоставления ему такого допуска являются препятствием для продолжения работы (службы) по занимаемой должности гражданином, которому для исполнения его обязанностей по месту работы (службы) необходим допуск к государственным секретам, в связи с чем трудовой договор (контракт) с ним может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 124-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов» (далее – Закон).

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 19.07.2010 № 170-З «О государственных секретах» (далее – Закон о госсекретах).

 

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

Документ:

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).

 

Новые основания увольнения

Таким образом, в норме п. 8 ст. 47 ТК содержатся 3 самостоятельных основания увольнения работника в случае:

1) отказа в соответствии с законодательными актами в предоставлении допуска к государственным секретам работнику, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим такой допуск;

2) отказа работника, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим допуск к государственным секретам, от предоставления ему такого допуска;

3) прекращения в соответствии с законодательными актами допуска к государственным секретам работника, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим такой допуск, когда прекращение его допуска к государственным секретам является препятствием для продолжения им работы по занимаемой должности.

Включение обязанностей в трудовой договор

Одновременно ст. 3 Закона закрепляются нормы об отражении обязанности в трудовом договоре (контракте) соблюдать требования законодательства Республики Беларусь о государственных секретах (абз. 10 п. 7 ст. 3 Закона), недопустимости назначения гражданина на должность, связанную с необходимостью доступа к государственным секретам, без предоставления ему допуска к государственным секретам (абз. 5 п. 8 ст. 3 Закона) либо продолжения работы (службы) по занимаемой должности в случаях отказа в предоставлении гражданину допуска к государственным секретам, отказа гражданина от предо­ставления ему допуска или прекращения допуска к государственным секретам (пп. 10 и 11 ст. 3 Закона).

Решение Конституционного Суда

В своем решении от 09.07.2018 № Р-1134/2018 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов» Конституционный Суд подтвердил правовую позицию, изложенную в ряде его решений: конституционный принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда устанавливать различия, исключения, предпочтения в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если они объективно оправданны, обоснованны и соответствуют конституционно значимым целям.

Нормы Конституции, закрепляющие право на труд и гарантии его реализации (часть первая ст. 41 Конституции), с учетом конституционной значимости защиты государственных секретов влекут необходимость определения на уровне закона дополнительных требований к трудовой деятельности, связанной с использованием государственных секретов. Одним из таких требований вышеприведенными положениями Закона определено наличие у лица допуска к государственным секретам, что само по себе, выступая условием осуществления трудовой деятельности, связанной с необходимостью доступа к государственным секретам, не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом либо как ограничение гарантируемого Конституцией права на труд.

По мнению Конституционного Суда, предусматриваемое Законом регулирование, уточняющее правовую взаимосвязь между фактом наличия допуска к государственным секретам и трудовыми правоотношениями, опосредующими выполнение трудовых функций, связанных с необходимостью доступа к государственным секретам, отвечает конституционным положениям о праве на труд (часть первая ст. 41 Конституции), а также принципу правовой определенности как необходимой составляющей конституционного принципа верховенства права (часть первая ст. 7 Конституции), соблюдение которого при ясности и точности правовых норм обеспечивает их однозначное понимание и единообразное применение.

Документ:

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (далее – Конституция).

 

 

Александра Максимова, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.