22 января 2012 г. в силу вступает Закон РБ от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З). Комментарий к нему вы можете прочитать в данной статье.
Сотрудники кадровых служб не понаслышке знают, какую кропотливую работу следует проделать для того, чтобы рассмотреть жалобу работника по существу. Нередки случаи, когда изучению подлежат кадровые документы за период всей трудовой деятельности работника у данного нанимателя (например, исчисление трудового стажа).
Закон № 300-З систематизирует законодательство в области обращений граждан и юридических лиц в государственные органы, государственные и иные организации, к индивидуальным предпринимателям. Данный нормативный правовой акт регулирует общественные отношения, касающиеся обращений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц в государственные органы, иные организации, граждан – к индивидуальным предпринимателям. В связи с этим в нем определены основные термины, права и обязанности заявителей, обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере обращений, порядок подачи письменных и устных обращений и их рассмотрения, особенности рассмотрения отдельных видов обращений (коллективные, анонимные, повторные обращения, замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, электронные обращения), порядок проведения личного приема граждан, их представителей и представителей юридических лиц и др. (решение Конституционного Суда РБ от 07.07.2011 № P-618/2011 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – решение № P-618/2011)).
В Законе № 300-З объединены требования нескольких законодательных актов, регулирующих вопросы рассмотрения обращений граждан:
– Указа Президента РБ от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц»;
– Декрета Президента РБ от 14.01.2005 № 2 «О совершенствовании работы с населением»;
– Закона РБ от 06.06.1996 № 407-XIII «Об обращениях граждан».
Это значительно упрощает процедуру рассмотрения обращения по существу.
Использование технических средств при личном приеме
По сравнению с действующим порядком Закон № 300-З содержит ряд важных нововведений.
Так, определен порядок проведения личного приема: руководители организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием не реже 1 раза в месяц в установленные дни и часы. Информация о времени и месте проведения личного приема, а при наличии предварительной записи на личный прием – о порядке ее осуществления размещается в организациях в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом).
График личного приема и порядок предварительной записи на личный прием устанавливает руководитель организации.
При временном отсутствии в день личного приема руководителя организации личный прием проводит лицо, исполняющее его обязанности. При временном отсутствии в день личного приема иного должностного лица, проводящего личный прием, руководитель организации обязан обеспечить своевременное и надлежащее выполнение функций временно отсутствующего должностного лица другим должностным лицом организации.
Если на день личного приема приходится государственный праздник или праздничный день, объявленный Президентом нерабочим, день личного приема переносится на следующий за ним рабочий день.
По решению руководителя организации могут быть организованы выездной личный прием, а также предварительная запись на такой прием.
Но, пожалуй, самым важным нововведением является право руководителя при проведении личного приема принимать решение о применении технических средств (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка).
ЭТО ВАЖНО! При принятии такого решения нанимателям следует учесть, что об этом заявитель должен быть уведомлен до начала личного приема.
Права заявителя
Нанимателям нужно знать, что в Законе № 300-З сохранены права заявителя:
– на ознакомление с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну;
– представление дополнительных документов и (или) сведений либо обращение с просьбой об их истребовании в случае, если истребование таких документов и (или) сведений не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в них не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну;
– отзыв своего обращения до рассмотрения его по существу;
– получение ответов на обращения;
– обжалование в установленном порядке ответов на обращения и решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу.
Электронные обращения
Еще одним не менее важным новшеством является введение нового понятия – электронные обращения, а также урегулирование порядка составления и рассмотрения таких обращений, поступающих на адреса электронной почты либо размещенных на официальных сайтах организаций в сети Интернет.
Так, электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных для электронных обращений (п. 1 ст. 25 Закона № 300-З).
Направляются электронные обращения в государственные органы и иные государственные организации посредством глобальной компьютерной сети Интернет на адрес их электронной почты либо размещаются в специальной рубрике на их официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет с учетом установленных законодательством требований к содержанию соответствующих сайтов (п. 2 ст. 25 Закона № 300-З).
Электронные обращения должны излагаться на белорусском или русском языке и содержать:
– наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы), изложение сути обращения;
– наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение, полное наименование юридического лица и его место нахождения, изложение сути обращения, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, а также адрес электронной почты заявителя (п. 3 ст. 25 Закона № 300-З).
Отзыв электронного обращения осуществляют путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме (п. 4 ст. 25 Закона № 300-З).
Ответы на электронные обращения, а также уведомления заявителей об оставлении их электронных обращений без рассмотрения по существу, о направлении электронных обращений для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией, прекращении переписки, продлении срока рассмотрения обращений направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях (п. 5 ст. 25 Закона № 300-З).
Письменные ответы (письменные уведомления) на электронные обращения будут даны в случаях, если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ (письменное уведомление) либо в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты, а также в случае, когда решение о направлении письменного ответа (письменного уведомления) принято руководителем государственного органа или иной государственной организации, рассматривающих электронные обращения, или уполномоченным им лицом.
Ответы на электронные обращения, направляемые на адрес электронной почты заявителя, должны:
– излагаться на языке обращения;
– быть обоснованными и мотивированными (при необходимости – со ссылками на нормы актов законодательства);
– содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей;
– содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя государственного органа или иной государственной организации или лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения (п. 6 ст. 25 Закона № 300-З).
Требования к ответам на письменные обращения
Требования к письменным ответам на письменные обращения уточнены в ст. 18 Закона № 300-З. Так, письменные ответы на письменные обращения излагаются на языке обращения, должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости – со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей (п. 1 ст. 18 Закона № 300-З).
Письменные ответы на жалобы в отношении действий (бездействия) организаций, индивидуальных предпринимателей и их работников должны содержать анализ и оценку указанных действий (бездействия), информацию о принятых мерах в случае признания жалоб обоснованными.
В случае если в письменном ответе на письменное обращение имеется решение о полном или частичном отказе в удовлетворении обращения либо об оставлении обращения без рассмотрения по существу, в таком ответе должен быть указан порядок его обжалования.
Письменные ответы на письменные обращения подписывают руководитель организации, индивидуальный предприниматель или уполномоченные ими должностные лица (п. 2 ст. 25 Закона № 300-З).
Оставление обращения без рассмотрения по существу
Новшеством является и тот факт, что организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение 5 дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном Законом № 300-З, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях (п. 3 ст. 10 Закона № 300-З).
Если обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в т.ч. если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, то такие письменные обращения тоже могут быть оставлены без рассмотрения по существу (п. 1 ст. 15 Закона № 300-З).
Таким образом, организации, в которые поступит письменное обращение по вопросам, не относящимся к их компетенции, будут вправе оставить его без рассмотрения по существу. При этом не нужно будет перенаправлять подобные обращения в организации в соответствии с компетенцией, как это требуется сейчас. О принятом решении необходимо будет уведомить заявителя в 5-дневный срок, вернуть ему оригиналы документов, приложенных к обращению, а также разъяснить, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения изложенных в обращении вопросов.
Срок рассмотрения обращений – 15 дней
Законом № 300-З определен единый срок для рассмотрения письменных обращений, в т.ч. записей в книге замечаний и предложений.
Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней со дня регистрации обращения, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами (п. 3 ст. 17 Закона № 300-З).
В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимо совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителей в 5-дневный срок со дня продления срока рассмотрения обращений уведомляют о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.
Восстановление сроков
В Законе № 300-З сохранено право руководителя на восстановление сроков давности. Так, по решению руководителя организации или индивидуального предпринимателя, если срок подачи жалобы (3 года), пропущен по уважительной причине (тяжелое заболевание, инвалидность, длительная командировка и др.), наличие которой подтверждено соответствующими документами, представленными заявителем, этот срок подлежит восстановлению (ст. 11 Закона № 300-З).
Обжалование ответов на обращения
В Законе № 300-З сохранен существующий обязательный досудебный порядок обжалования ответов на обращение.
Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию (ст. 20 Закона № 300-З).
Вышестоящая организация при поступлении такой жалобы проверяет содержащиеся в ней сведения и при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов рассматривает обращение по существу либо выдает соответствующим организациям, рассматривавшим обращение по существу, обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов, о чем сообщает заявителю. Организация, получившая такое предписание, должна исполнить его в указанный срок, но не позднее 1 месяца и в течение 3 дней сообщить об этом в вышестоящую организацию, а также уведомить заявителя.
Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу после обжалования в вышестоящую организацию могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.
Ответ на жалобу в вышестоящую организацию может быть обжалован в суд, если при рассмотрении этой жалобы принято новое решение, относящееся к компетенции соответствующей вышестоящей организации.
Таким образом, в суд можно будет обращаться только после обжалования в вышестоящий орган (организацию). Однако обжаловать в суд ответ вышестоящего органа (организации) можно будет, только если он принял новое решение, относящееся к его компетенции. В противном случае в суд следует обжаловать ответ той организации, которая изначально его давала.
Ответ на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу организации, не имеющей вышестоящей организации, а также индивидуального предпринимателя могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.
Прием и регистрация обращений
Поступившие в организацию обращения подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается (п. 1 ст. 13 Закона № 300-З).
Порядок ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц изложен в Положении о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в государственных органах, иных организациях, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2005 № 544.
Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений
За ненадлежащую работу с обращениями граждан Законом № 300-З определена персональная ответственность руководителей организации, индивидуальных предпринимателей.
Так, за нарушение порядка рассмотрения обращений организации их должностные лица, индивидуальные предприниматели и их работники несут ответственность в соответствии с законодательными актами (ст. 26 Закона № 300-З), а именно:
– ст. 9.13 Кодекса РБ об административных правонарушениях – нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин;
– ст. 197 Уголовного кодекса РБ – ущемление должностным лицом прав, свобод и законных интересов гражданина за направление им в государственные органы или общественные объединения предложений, заявлений или жалоб, либо за содержащуюся в них критику, либо за выступления с критикой в иной форме (преследование граждан за критику) наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 3 лет. То же действие, повлекшее причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Справочно: решением № P-618/2011 Закон № 300-З признан соответствующим Конституции РБ.