Что такое общественные работы? Обязана ли организация принимать работника, направленного службой занятости на общественные работы в организацию? Кто должен оплачивать работнику выполнение подобных работ? С такими вопросами в редакцию журнала «Я – специалист по кадрам» обращаются читатели. Если же в предлагаемом материале Вам не удалось найти ответа на свой вопрос по данной теме, то Вы можете обратиться с ним на «горячую линию» журнала.
Общественные работы организуют органы исполнительной власти субъектов РБ и органы местного самоуправления. Непосредственное участие в этом принимают территориальные органы Минтруда по вопросам занятости населения, поскольку общественные работы организуются в первую очередь для временной занятости безработных граждан.
ЭТО ВАЖНО! Нельзя отказать лицам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите, в заключении срочного трудового договора, гражданско-правового договора на выполнение оплачиваемых общественных работ, если их проведение финансируется из средств местного бюджета, Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – Фонд). Это следует из п. 15 постановления Совета Министров РБ от 23.12.2006 № 1716 (далее – постановление № 1716).
Что такое общественные работы?
Общественные работы – это временная трудовая деятельность, которая имеет социально полезную направленность. Этот вид занятости, как правило, не требует дополнительной профессиональной подготовки от исполнителей работ. Подобные работы организуют для дополнительной материальной поддержки граждан, которые на данный момент не имеют трудоустройства.
Перечни планируемых на территории административно-территориальных единиц оплачиваемых общественных работ, их объемы и сроки выполнения формируются с учетом заявок республиканских органов государственного управления, нанимателей и утверждаются решениями местных исполнительных и распорядительных органов, а также при необходимости решениями облисполкомов (постановление № 1716). В качестве оплачиваемых общественных работ могут быть использованы свободные рабочие места (вакансии), которые не заполняются более 3 месяцев.
Для того чтобы принять участие в общественных работах, необходимо пройти регистрацию в органах службы занятости по месту жительства.
Кто может участвовать в общественных работах?
Участвовать в общественных работах могут:
– те, кто впервые ищет работу и при этом не имеет профессии (специальности);
– те, кто стремится возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва;
– обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;
– те, кто прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность;
– те, кто был уволен более 1 раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством.
Участие в оплачиваемых общественных работах не является обязательным:
– для родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей-инвалидов;
– лиц до 18 лет;
– инвалидов;
– эвакуированных и отселенных из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, а также самостоятельно выехавших из этих зон после катастрофы на Чернобыльской АЭС;
– лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях);
– граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников и зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в течение 12 месяцев со дня увольнения, в течение первых 3 месяцев со дня данной регистрации;
– беременных женщин;
– безработных, трудоустроенных на временные работы с уведомлением органов по труду, занятости и социальной защите.
Участие в общественных работа дает временное рабочее место и официальное трудоустройство (с работником должен быть заключен срочный трудовой договор). Кроме того, работник получает зарплату, которая не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. При этом за ним сохраняются выплата пособия по безработице и возможность трудоустройства на место постоянной работы после окончания срока общественных работ.
Основание для заключения срочного трудового договора
Направление на участие в оплачиваемых общественных работах, выданное органами по труду, занятости и социальной защите, является основанием для заключения срочного трудового договора между нанимателем и гражданином (п. 12 Положения о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденного постановлением № 1716 (далее – Положение № 1716)). После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу должен быть оформлен приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись (ст. 25 Трудового кодекса РБ).
Порядок и формы внесения записей в трудовые книжки безработных
В трудовые книжки граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения по месту постоянного жительства (прописки) в качестве безработных, в 10-дневный срок со дня регистрации в указанных центрах могут вноситься следующие записи:
– в гр. 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка пишется полное наименование центра занятости населения;
– под заголовком в гр. 1 ставится порядковый номер вносимой записи;
– в гр. 2 указывается дата регистрации безработного;
– в гр. 3 вносятся записи следующего содержания:
«зарегистрирован(а) безработным(ой) с выплатой (без выплаты) пособия по безработице»;
«прошел(а) профессиональную подготовку (повышение квалификации, переподготовку) с выплатой стипендии с ___ по ____»;
«получал(а) пособие по безработице в течение ______ (количество календарных недель и дней)»;
– гр. 4 указывается основание вносимой записи.
После прохождения безработным профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) центр занятости по месту регистрации безработных производит об этом запись в их трудовые книжки, при этом гр. 2 не заполняется, в гр. 3 указывается период обучения, а в гр. 4 заносят данные о документах (диплом, свидетельство и т.п.), подтверждающих прохождение обучения.
При внесении в трудовые книжки безработных записи о периоде получения ими пособия по безработице гр. 1, 2 и 4 не заполняют (постановление Минтруда РБ от 24.05.1993 № 43 «Вопросы Государственной службы занятости»).
Финансирование общественных работ
Финансирование мероприятий по организации оплачиваемых общественных работ производится за счет средств нанимателей, в интересах которых организуются эти работы, средств местных исполнительных и распорядительных органов, средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.
Средства данного фонда могут использоваться для финансирования расходов:
– на доставку лиц, направляемых на оплачиваемые общественные работы, к месту работы и обратно;
– оборудование мест отправки на оплачиваемые общественные работы;
– проживание лиц, направляемых на оплачиваемые общественные работы, в местах проведения оплачиваемых общественных работ;
– проведение медицинского осмотра и информационного обеспечения лиц, направляемых на оплачиваемые общественные работы;
– оплату проезда к месту проведения работ и обратно, компенсацию дополнительных личных расходов за время нахождения в пути при проезде к месту проведения работ и обратно, которые возмещаются по нормам и в размерах, установленных законодательством о возмещении суточных при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, а также частичную компенсацию нанимателям расходов (оплата стоимости использованных горюче-смазочных материалов) по доставке продукции, полученной гражданами в счет оплаты за выполненную работу, к месту их проживания.
Денежные средства, перечисляемые нанимателем
Оплачиваемые общественные работы, организуемые нанимателями, финансируемые из бюджета, или организуемые на объектах, финансируемых из бюджета, наниматели проводят на основе отдельных решений местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых по согласованию с комитетом по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома.
Оплачиваемые общественные работы организуют местные исполнительные и распорядительные органы на основе договоров о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, заключенных между органами по труду, занятости и социальной защите и нанимателями.
В п. 14 Положения № 1716 уточнен состав денежных средств, которые должны перечисляться нанимателям при заключении срочных трудовых договоров с гражданами, направленными на оплачиваемые общественные работы. В него должны входить средства:
– на оплату труда в размере начисленной заработной платы (с учетом выплат стимулирующего и компенсирующего характера) за фактически отработанное время и выполненную работу, но не ниже размера минимальной заработной платы (месячной, часовой), установленного в соответствии с законодательством, при условии отработки работником определенной ему нанимателем нормы продолжительности рабочего времени и выполнения месячной (часовой) нормы труда;
– выплату среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска, денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;
– уплату сумм обязательных страховых взносов в Фонд и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Справочно: также финансируются затраты на приобретение спецодежды, инвентаря, инструментов и материалов, необходимых при проведении работ (не более 50 % затрат по смете расходов по каждому договору), оплату труда безработных и граждан, обязанных возмещать расходы на содержание детей, а также на выплату вознаграждений за выполненную работу по гражданско-правовым договорам работникам из числа граждан, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя.
Спецодежда, инвентарь, инструменты и другое имущество, приобретенные за счет средств Фонда и пригодные для дальнейшего использования, сохраняются за нанимателями или передаются другим нанимателям для дальнейшего использования при организации таких работ на других объектах.
Наниматели, организующие оплачиваемые общественные работы, представляют в органы по труду, занятости и социальной защите смету расходов на выполнение работ, которая является неотъемлемой частью договора о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, заключаемого между органами по труду, занятости и социальной защите и нанимателями.
Общественные работы на основе гражданско-правовых договоров
С лицами, направленными на оплачиваемые общественные работы, могут заключаться гражданско-правовые договоры. Также этот вид договоров может заключаться (в рамках временной занятости) с лицами в период их нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, направленными (по их желанию) органами по труду, занятости и социальной защите на оплачиваемые общественные работы (п. 12 Положения № 1716).
Отметим, что в данном случае нанимателям должны перечисляться денежные средства не только на выплату вознаграждений за выполненную работу (оказанную услугу) по гражданско-правовым договорам, но и суммы обязательных страховых взносов в Фонд и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Количество отработанных дней для выплаты пособия
Местные исполнительные и распорядительные органы на основании объемов оплачиваемых общественных работ и количества безработных ежеквартально устанавливают минимальное количество рабочих дней для участия безработных в оплачиваемых общественных работах в каждом месяце следующего квартала (далее – месячная норма).
Месячная норма не может превышать 10 рабочих дней. Безработный при его желании может участвовать в оплачиваемых общественных работах сверх установленной месячной нормы. Эти дни засчитываются в выполнение месячных норм в последующих месяцах. В случае невыполнения безработным без уважительных причин установленной месячной нормы принимается решение о приостановлении выплаты ему пособия по безработице.