Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Обязанности нанимателей по соблюдению законодательства о внешней трудовой миграции

12 января 2019 г. вступило в силу постановление № 351, которым установлен порядок осуществления оценки выполнения нанимателями Республики Беларусь обязанностей по соблюдению законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции. Об основных положениях постановления № 351 расскажем в данной статье.

 

Постановлением № 351 определено, что должностными лицами подразделений по гражданству и миграции на основании предписания начальника управления, отдела внутренних дел городского, районного исполкома или его заместителя осуществляется оценка выполнения нанимателями Республики Беларусь обязанностей по привлечению иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в т.ч. временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь.

 

Документ:

  1. постановление МВД Республики Беларусь от 19.12.2018 № 351 «О порядке осуществления оценки выполнения нанимателями Республики Беларусь обязанностей по соблюдению законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции» (далее – постановление № 351);
  2. Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон).

 

 

Порядок проведения оценки

Основанием для проведения данной оценки является предписание начальника управления, отдела внутренних дел городского, районного исполкома (местной администрации) или его заместителя по форме, определенной приложением 1 к постановлению № 351.

 

Вопросы, подлежащие оценке

В процессе проведения мероприятий по оценке выполнения нанимателями Республики Беларусь обязанностей по привлечению трудящихся-иммигрантов проводится сверка количества заключенных и зарегистрированных в подразделении по гражданству и миграции в месячный срок со дня их заключения трудовых договоров с трудящимися-иммигрантами.

В ходе оценки должностными лицами подразделений по гражданству и миграции также определяется:

– соблюдаются ли нанимателем Республики Беларусь условия трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами и положений законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции;

– выполняются ли нанимателями Республики Беларусь требования по привлечению трудящихся-иммигрантов, установленные законодательством Республики Беларусь, включая получение по ходатайству нанимателя Республики Беларусь специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;

– имеются ли факты возникновения угрозы гибели трудящихся-иммигрантов или причинения вреда их здоровью;

– в случае смерти трудящегося-иммигранта проводится ли информирование подразделения по гражданству и миграции для последующего уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства его гражданской принадлежности или обычного места жительства через МИД Республики Беларусь;

– возможная передача нанимателем Республики Беларусь разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, либо другой иностранной организации;

– обеспечивается ли за счет нанимателя Республики Беларусь выезд из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта в случае досрочного расторжения трудового договора по требованию трудящегося-иммигранта в связи с нарушением нанимателем Республики Беларусь законодательства Республики Беларусь о труде, коллективного договора или трудового договора с трудящимся-иммигрантом, а также в случае аннулирования разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы или специального разрешения по вине нанимателя Республики Беларусь, если не имеется иных оснований для пребывания иностранца в Республике Беларусь;

– оказывается ли содействие нанимателем Республики Беларусь выезду трудящегося-иммигранта из Республики Беларусь по истечении срока заключенного с ним трудового договора;

– возмещаются ли нанимателем Республики Беларусь расходы, связанные с депортацией из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта, принятого на работу с нарушением порядка осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, установленного законодательством Республики Беларусь, а также в случае аннулирования специального разрешения;

– возвращается ли в подразделение по гражданству и миграции специальное разрешение в течение 5 рабочих дней со дня прекращения трудового договора с соответствующим трудящимся-иммигрантом, либо получения уведомления об аннулировании соответствующего специального разрешения, либо истечения срока действия специального разрешения, а также в случае, когда трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, в отношении которого было получено специальное разрешение, не заключен;

– принимаются ли меры по своевременной регистрации, получению разрешения на временное проживание трудящемуся-иммигранту.

Справочно:

внешняя трудовая миграция – выезд из Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору в государстве трудоустройства, а также въезд в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору и осуществление такой деятельности в Республике Беларусь (ст. 1 Закона).

 

Справочно:

наниматель Республики Беларусь – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, иностранная организация, осуществляющая наем трудящихся-иммигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь, а также физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, которым законодательством Республики Беларусь предоставлено право заключения и прекращения трудовых договоров с трудящимися-иммигрантами и которые используют труд трудящихся-иммигрантов на основании заключенных с ними трудовых договоров (ст. 1 Закона).

 

Оформление результатов оценки

По результатам проведения мероприятия составляется акт проведенной оценки выполнения нанимателями Республики Беларусь обязанностей по соблюдению законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции.

Выявленные на территории и (или) объектах нанимателя Республики Беларусь нарушения вносятся должностными лицами подразделений по гражданству и миграции в требование (предписание) об их устранении в определенный законодательством срок.

Также соответствующая запись производится в журнале проведения оценки выполнения нанимателями Республики Беларусь обязанностей по соблюдению законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции по форме согласно приложению 3 постановлению № 351.

 

Ольга Сбитнева, юрист

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.