Статус обязанного лица
Обязанные лица – это родители, которые обязаны возмещать государству расходы по содержанию детей в случаях:
– отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
– отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
– лишения их родительских прав;
– нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
– отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста (часть первая п. 8 Декрета № 18).
Документ: Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18).
Документ: Положение о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2007 № 105 (далее – Положение о трудоустройстве обязанных лиц).
Возникновение и прекращение обязанности родителей по возмещению расходов по содержанию детей
Обязанность родителей возмещать расходы по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, но не ранее дня:
– принятия решения комиссии по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка;
– постановления органа, ведущего уголовный процесс;
– вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей.
Прекращается указанная обязанность после полного погашения расходов по содержанию детей, а также в случае смерти родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждаемым Минздравом Республики Беларусь.
Справочно: в паспортах обязанных лиц проставляется отметка об обязанности возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (пп. 2, 6 Правил проставления в документах обязанных лиц, удостоверяющих их личность, отметки об обязанности этих лиц возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2006 № 1729).
Возмещение расходов
Если на день помещения ребенка на государственное обеспечение обязанное лицо работает, то оно возмещает расходы по содержанию детей из заработной платы по его заявлению. Заявление должно быть подано в 3-дневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение. Для производства удержаний из заработной платы обязанного лица взыскатель направляет по месту работы обязанного лица информацию о сумме средств на содержание ребенка, подлежащих взысканию ежемесячно, номере текущего счета по учету бюджетных средств, а также своевременно информирует о последующих изменениях названной суммы. При этом обязанное лицо обеспечивает полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей (часть вторая п. 9 Декрета № 18).
Документ: Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 20.12.2004 № 40 (далее – Инструкция № 40).
Если обязанное лицо не подает нанимателю указанное выше заявление, т.е. уклоняется от добровольного возмещения расходов по содержанию детей, расходы с него взыскиваются принудительно на основании исполнительного документа судебного исполнителя (п. 12 Декрета № 18, п. 133 Инструкции № 40).
Взыскателями расходов по содержанию детей являются:
– управления (отделы) образования – если дети находятся на государственном обеспечении в детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях;
– детские интернатные учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования – если дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях (часть седьмая п. 9 Декрета № 18).
Порядок трудоустройства обязанных лиц
Порядок трудоустройства обязанных лиц урегулирован Декретом № 18 и Положением о трудоустройстве обязанных лиц.
Орган по труду, занятости и социальной защите выдает обязанному лицу направление на работу по форме, утвержденной Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.
Облисполкомы, а также Минский горисполком совместно с Минским облисполкомом, на которые возложена ответственность за обеспечение занятости обязанных лиц и оплаты их труда в размере, позволяющем полностью возмещать расходы по содержанию детей, определяют перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства обязанных лиц (п. 5 Положения о трудоустройстве обязанных лиц).
Трудоустройство обязанных лиц осуществляется в организации, включенные в этот перечень.
Указанные организации, обязаны в 3-дневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера заработной платы по соответствующим вакансиям (часть 11 п. 14 Декрета № 18).
Не допускаются отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами по труду, занятости и социальной защите, а также отказ обязанных лиц от выполнения работы (часть шестая п. 14 Декрета № 18, часть первая п. 8 Положения о трудоустройстве обязанных лиц).
Вместе с тем отказ в приеме на работу обязанному лицу, направленному в организацию органом по труду, занятости и социальной защите, возможен, если данное лицо:
– не соответствует требованиям, предъявляемым к конкретным профессиям (должностям), установленным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) (п. 1 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденных постановлением Минтруда и социзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34) и Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД) (п. 1 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1);
– не соответствует дополнительным требованиям к кандидатам, указанным в информации к вакансии, направленной нанимателем в орган по труду, занятости и социальной защите.
Возможен отказ в приеме на работу обязанному лицу, которое трудоустраивается без направления органа по труду, занятости и социальной защите, т.е. самостоятельно.
ЭТО ВАЖНО! В случае неявки неработающих трудоспособных обязанных лиц в органы по труду, занятости и социальной защите и в организации для трудоустройства органы внутренних дел выносят этим лицам официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивают их явку (доставку в случае обнаружения этих лиц по результатам розыска) в указанные органы и организации (часть пятая п. 14 Декрета № 18).
Направление на работу обязанных лиц
Обязанные лица могут быть трудоустроены:
– на основании судебного постановления о трудоустройстве по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
Обязанные лица, которые трудоустраиваются самостоятельно, представляют при приеме на работу документы, предусмотренные частью первой ст. 26 ТК.
Обязанные лица, которые принимаются на работу по направлению органа по труду, занятости и социальной защите на основании судебного постановления о трудоустройстве, наряду с документами, предусмотренными частью первой ст. 26 ТК, представляют нанимателю направление на работу (приложение 7 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2006 № 149 «Об установлении форм документов, необходимых для учета граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, и утверждении инструкций по их заполнению»). Оно является основанием для приема на работу указанных обязанных лиц (часть четвертая п. 14 Декрета № 18).
Направление состоит из двух частей. Одна из них заполняется органом по труду, занятости и социальной защите, а вторая – нанимателем, к которому направлено обязанное лицо. В 5-дневный срок наниматель заполняет и возвращает указанное направление в орган по труду, занятости и социальной защите, который выдал направление.
Действия нанимателя в случае отсутствия у обязанного лица, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, необходимых для приема на работу документов
На практике у обязанных лиц, направленных органами по труду, занятости и социальной защите, зачастую нет в наличии всех необходимых для приема на работу документов. Тем не менее отказ в приеме на работу таких лиц не допускается (часть шестая п. 14 Декрета № 18).
ЭТО ВАЖНО! Если у обязанного лица, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, отсутствует паспорт, наниматель издает приказ о его приеме на работу, в котором может указать на сроки представления паспорта.
Если у обязанного лица отсутствует медицинская справка о состоянии здоровья, необходимая для выполнения работы, на которую он направлен органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель издает приказ о приеме на работу, в котором может указать на необходимость и сроки прохождения медицинского осмотра. При этом в обязательном порядке по правилам п. 4 части второй ст. 49 ТК оформляется отстранение обязанного лица от работы.
Если по истечении указанных сроков обязанное лицо не представляет недостающие документы, не проходит медицинский осмотр, то такие действия расцениваются как уклонение обязанного лица от трудоустройства по судебному постановлению (часть первая п. 14-1 Декрета № 18). Это является основанием для привлечения его к административной или уголовной ответственности.
Особенности трудовых отношений с обязанными лицами
С обязанными лицами, как и с другими категориями работников, заключается трудовой договор в письменной форме, который составляется в 2 экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя (часть первая ст. 18 ТК).
Трудовой договор с обязанными лицами заключается по общим правилам.
Вместе с тем заключать трудовой договор с обязанным лицом, которое направлено на работу органом по труду, занятости и социальной защите на основании судебного постановления о трудоустройстве, предпочтительнее на неопределенный срок (п. 1 части первой ст. 17 ТК). Это связано с тем, что на основании части 13 п. 14 Декрета № 18 в перечне оснований прекращения трудового договора с обязанными лицами, не полностью возместившими расходы на содержание детей, отсутствует такое основание, как истечение срока трудового договора.
Работающее обязанное лицо обязано выполнять работу в соответствии с трудовым договором. Отказ обязанных лиц от выполнения работы не допускается (часть шестая п. 14 Декрета № 18).
На основании части первой ст. 28 ТК с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе трудовой договор по соглашению сторон может быть заключен с условием предварительного испытания, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой указанной статьи:
– работники, не достигшие 18 лет;
– молодые рабочие (служащие), получившие профессионально-техническое образование;
– молодые специалисты, получившие среднее специальное, высшее или послевузовское образование;
– инвалиды;
– временные и сезонные работники;
– при переводе на работу в другую местность либо к другому нанимателю;
– при приеме на работу по конкурсу, по результатам выборов.
Как следует из вышеуказанной нормы, обязанные лица не входят в перечень категорий работников, которым предварительное испытание не устанавливается. Однако с учетом того, что с обязанным лицом, которое не полностью возместило государству расходы на содержание детей, не может быть расторгнут трудовой договор с предварительным испытанием (часть 13 п. 14 Декрета № 18), установление такого испытания неприемлемо.
Согласно части второй ст. 150 ТК отпуска делятся на трудовые и социальные. Трудовые отпуска делятся на основной и дополнительные отпуска.
Работники независимо от того, кто является их нанимателем, от вида заключенного ими трудового договора, формы организации и оплаты труда имеют право на основной отпуск, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 154 ТК).
Обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней (часть восьмая п. 14 Декрета № 18).
Обязанным лицам, которые трудоустроились самостоятельно, продолжительность основного отпуска устанавливается не менее 24 календарных дней.
Таким образом, в зависимости от того, как трудоустроилось обязанное лицо – самостоятельно или по судебному постановлению о трудоустройстве, различается и продолжительность предоставляемого трудового отпуска.
Иные трудовые отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам, трудоустроенным по судебному постановлению о трудоустройстве, не предоставляются (часть восьмая п. 14 Декрета № 18).
Социальные отпуска предоставляются в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей в соответствии с ТК (часть первая ст. 183 ТК).
Право на социальные отпуска работников не зависит от продолжительности, места и вида работы, наименования и организационно-правовой формы организации.
Вместе с тем на основании части восьмой п. 14 Декрета № 18 обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право на социальные отпуска:
– по беременности и родам;
– по уходу за ребенком до 3 лет.
Иные социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются.
В случае, когда обязанное лицо трудоустроилось самостоятельно (не по судебному постановлению о трудоустройстве) и полностью возмещает расходы по содержанию детей в добровольном порядке, оно имеет право на предоставление социальных отпусков в общем порядке, установленном законодательством о труде.
За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность (ст. 197 ТК).
Документ: Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
– замечание, выговор, увольнение (пп. 4, 5, 7, 8 и 9 ст. 42, п. 1 и 51 ст. 47 ТК) –
– лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев – на основании подп. 3.3 п. 3 Декрета № 5.
Для обязанных лиц установлены некоторые особенности по применению такой меры дисциплинарного взыскания, как увольнение.
Так, согласно части 13 п. 14 Декрета № 18 обязанное лицо не может быть уволено за совершение дисциплинарного проступка в качестве меры дисциплинарного взыскания до полного возмещения расходов по содержанию детей. Исключение – случай увольнения вследствие совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (п. 8 ст. 42 ТК).
Работники, обязанные возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, за ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, нарушение трудовой дисциплины могут быть переведены нанимателем с согласия органа по труду, занятости и социальной защите на другую работу (часть третья ст. 30 ТК).
После получения согласия на перевод обязанного лица от органа по труду, занятости и социальной защите наниматель:
– заключает трудовой договор с соблюдением требований, установленных ст. 18 и 19 ТК, Декретом № 18;
– издает приказ (распоряжение) о переводе на другую работу;
– вносит запись о переводе в трудовую книжку.
Обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей за исключением случаев, предусмотренных в пп. 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 2, 8 ст. 42 ТК, пп. 1, 2, 5, 6 ст. 44 ТК, пп. 2, 4 ст. 47 ТК (часть 13 п. 14 Декрета № 18, часть первая п. 11 Положения о трудоустройстве обязанных лиц).
По согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите наниматель вправе уволить обязанное лицо в случае, когда оно самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей его заработную плату. При этом от другого нанимателя обязательно должно поступить письмо о дальнейшей работе у него (часть 15 п. 14 Декрета № 18, часть третья п. 11 Положения о трудоустройстве обязанных лиц).
При увольнении обязанного лица по основаниям, предусмотренным в пп. 1, 2, 8 ст. 42, п. 2 ст. 44, п. 2 ст. 47 ТК, наниматель в день его увольнения направляет об этом информацию:
– в орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел (если обязанное лицо работало на основании судебного постановления о трудоустройстве) – для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы в соответствии с п. 14 Декрета № 18;
– взыскателю расходов по содержанию детей (если обязанное лицо на день увольнения добровольно возмещало такие расходы) – для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей и его трудоустройстве в порядке, установленном в пп. 9 и 13 Декрета № 18.
В случае полного возмещения расходов на содержание детей обязанное лицо может быть уволено с работы по любому основанию, предусмотренному нормами ТК. В таком случае обязанное лицо теряет такой статус и может как изъявить желание на увольнение, так и продолжить работать у того же нанимателя на новых условиях.
Обязанности и ответственность нанимателей, к которым должны быть трудоустроены обязанные лица
Наниматели, у которых работают обязанные лица, должны:
– контролировать ежедневную явку обязанных лиц на работу совместно с органами внутренних дел и органами по труду, занятости и социальной защите (часть девятая п. 14 Декрета № 18, часть первая п. 10 Положения о трудоустройстве обязанных лиц);
– удерживать из заработной платы обязанного лица, работающего на день помещения ребенка на государственное обеспечение, расходов по содержанию детей;
Справочно: для производства удержаний из заработной платы обязанного лица взыскатель направляет по месту работы обязанного лица информацию о сумме средств на содержание ребенка, подлежащих взысканию ежемесячно, номере текущего счета по учету бюджетных средств, а также своевременно информирует о последующих изменениях названной суммы. Работающее на день помещения ребенка на государственное обеспечение обязанное лицо возмещает расходы по содержанию детей из заработной платы по его заявлению, которое должно быть подано в 3-дневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение.
– постоянно информировать органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите о неявке обязанных лиц на работу (часть 12 п. 14 Декрета № 18, часть вторая п. 10 Положения о трудоустройстве обязанных лиц);
– ежемесячно в течение 3 первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным, представлять в органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите информацию об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушениях трудовой дисциплины обязанными лицами, в т.ч. повлекших уменьшение их заработной платы (табели учета рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения трудовой дисциплины) (часть 12 п. 14 Декрета № 18, часть вторая п. 10 Положения о трудоустройстве обязанных лиц);
– вести ежедневный учет явки обязанных лиц на работу и ухода с нее (часть третья п. 10 Положения о трудоустройстве обязанных лиц).
В день неявки обязанного лица на работу наниматель сообщает об этом в соответствующий орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел, а также устанавливает причины его неявки и принимает меры по обеспечению явки на работу обязанного лица.
При наличии неуважительной причины неявки на работу наниматель и орган по труду, занятости и социальной защите обращаются в орган внутренних дел о содействии в доставке обязанного лица на работу.
Справочно: орган внутренних дел выносит обязанному лицу, не явившемуся на работу, официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивает его явку (доставку в случае обнаружения этого лица по результатам розыска) в организацию. Копия предупреждения направляется нанимателю и в орган по труду, занятости и социальной защите.
Обязанные лица, систематически нарушающие трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, могут быть направлены в лечебно-трудовые профилактории. Наниматель информирует органы внутренних дел об указанных нарушениях в порядке, установленном в абз. 3 части 12 п. 14 Декрета № 18. При наличии оснований для направления обязанного лица в лечебно-трудовой профилакторий органы внутренних дел в течение 3 дней осуществляют подготовку и представление материалов в суд для рассмотрения этого вопроса.
Для организаций, нанимателей, должностных лиц организаций, где работают или куда должны быть трудоустроены обязанные лица, в случаях нарушений законодательства установлена административная ответственность:
– за необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, – штраф в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ) (ст. 9.16 КоАП);
– за невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в т.ч. специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством, – штраф в размере от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо – до 100 БВ (ч. 1 ст. 9.15 КоАП);
– за неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) – предупреждение или штраф в размере от 5 до 20 БВ (ч. 3 ст. 9.15 КоАП).
Обращаем внимание, что руководители и другие работники учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, иных государственных органов и организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством о труде вплоть до освобождения от занимаемой должности за несообщение о ставших известными им фактах о ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей (п. 21 Декрета № 18).
Документ: Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Инна Дорофейчук, юрист