Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Обязательные медицинские осмотры: основные нововведения

Введение


Новый нормативный правовой акт: постановление Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» (далее – постановление № 47).


Отмененный нормативный правовой акт: постановление Минздрава РБ от 08.08.2000 № 33 «О Порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников» (далее – постановление № 33).


Вступление в юридическую силу: после его официального опубликования (с 15 февраля 2011 г.).


Используемые сокращения


1) Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержденный постановлением № 33, – Порядок № 33;


2) Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением № 47, – Инструкция № 47.


Общие положения


1. Изменено наименование документа о порядке прохождения обязательного медицинского осмотра.


Наименование изменено в связи с приведением его в соответствие с требованиями ст. 2 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в этой статье перечислены виды нормативных правовых актов, к которым Порядок № 33 не относится, соответственно наименование документа с Порядка заменено на Инструкцию о порядке) и Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда) (использовано понятие «работающие» (термин Закона об охране труда) вместо «работников» (понятие трудового законодательства)).

 

 

В редакции постановления №33

В редакции постановления №47

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников

Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих

 

 

2. В постановлении № 47 используется терминология Закона об охране труда.


Обусловлено это тем, что Закон об охране труда охватывает не только лиц, состоящих в трудовых отношениях, но и лиц, состоящих в гражданско-правовых отношениях.


3. Дополнены виды обязательного медицинского осмотра.


В частности, наряду с предварительным и периодическим выделен внеочередной медицинский осмотр. В данном случае нормы Минздрава РБ приведены в соответствие со ст. 228 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) в редакции Закона РБ от 20.07.2007 № 272-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» и ст. 21 Закона об охране труда.

 

 

Вид обязательного медицинского осмотра

Случаи проведения

предварительные

при поступлении на работу

периодические

в течение трудовой деятельности

внеочередные

при ухудшении состояния здоровья работника (см. гл. 4 Инструкции № 47)

 

4. Указаны случаи проведения медосмотров при выполнении работ:


– связанных с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, согласно приложению 1 к Инструкции № 47;
– для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры согласно приложению 2 к Инструкции № 47;
– для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний согласно приложению 3 к Инструкции № 47.


5. Учреждения здравоохранения, имеющие право на проведение обязательных медосмотров.


Закреплено, что обязательные медосмотры производят только государственные организации здравоохранения, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг – экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность), выданное в порядке, установленном законодательством. Ранее было указано, что предварительные, при поступлении на работу, и периодические осмотры работников осуществляют медико-санитарные части (включая ведомственные учреждения) и территориальные лечебно-профилактические учреждения (п. 6 Порядка № 33).


6. Включение в проведение медосмотров объема исследований согласно приложению 1 к Инструкции о порядке организации диспансерного наблюдения взрослого населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 12.10.2007 № 92 «Об организации диспансерного наблюдения взрослого населения Республики Беларусь».


7. Регулирование оплаты за медосмотр и содержание договора на проведение медосмотров.


Ранее в п. 5 Порядка № 33 было закреплено, что порядок и сроки оплаты за проведение медицинских обследований определяет договор, заключенный между нанимателем и лечебным учреждением, осуществляющим медицинские осмотры, а оплата за проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (определение контингентов, врачебные осмотры, лабораторные и инструментальные исследования) производится за счет средств предприятий, организаций, на которых работают лица, подлежащие медицинскому осмотру, согласно действующим прейскурантам, утвержденным в установленном законодательством порядке (п. 4 Порядка № 33).


Оказание медицинских услуг при проведении медосмотров лиц, поступающих на работу, и работающих осуществляется в порядке, определенном постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» (далее – постановление № 182) (п. 8 Инструкции № 47).


В Положении о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам РБ государственными учреждениями здравоохранения, утвержденном постановлением № 182, содержатся обязательные условия договора на оказание платных медицинских услуг, обязанности учреждения здравоохранения и заказчика. Согласно же п. 12 Перечня платных медицинских услуг, оказываемых гражданам РБ государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного постановлением № 182, к платным медицинским услугам также отнесены все виды медицинских осмотров граждан, за исключением осмотров:


– производимых по медицинским показаниям;

– граждан до 18 лет, беременных женщин;

– студентов и учащихся учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования;

– инвалидов, участников Великой Отечественной войны;

– граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

– безработных при приеме на работу и направлении их органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку и повышение квалификации;

– граждан, направляемых на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

– работников учреждений, финансируемых из бюджета, за исключением работников структурных подразделений указанных учреждений, созданных для осуществления предпринимательской деятельности;

– лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

– других категорий граждан в порядке и в случаях, определенных законодательством.


В этом же пункте сказано, что обязательные медицинские осмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или работающих на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляют по договорам с нанимателями.


Предварительные медосмотры


Предварительные медосмотры проводятся, как и ранее, на основании направления работодателя, в котором указывают производство, профессию, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с гр. 2 приложений 1, 2, 3 к Инструкции № 47.


В отношении лиц, направляемых на работы вахтовым методом, предусмотрено, что они проходят предварительные медосмотры в организациях здравоохранения не позднее чем за 10 дней до их отъезда на место работы (п. 11 Инструкции № 47).


Ранее в п. 7 Порядка № 33 было установлено, что предварительные, при поступлении на работу, медосмотры работников, направляемых на работу вахтовым методом, могли проводиться в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства (месту пребывания) с обязательной выдачей справки о годности к работе в данной профессии на руки обследованному. За 2–4 дня до направления в вахтовый поселок или на объект работник должен быть осмотрен терапевтом цехового участка или в поликлинике по месту жительства (месту пребывания). Контроль за прохождением таких осмотров осуществляла администрация предприятий.


Также периодические медосмотры трудящихся, работающих вахтовым методом, могли быть проведены лечебно-профилактическими учреждениями по месту локализации вахт (вахтовых поселков).


В случае прохождения предварительного медосмотра вне места жительства работающего организация здравоохранения вправе запросить из организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях по месту его жительства (месту пребывания), выписку из медицинских документов, предусмотренную п. 7.9 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Перечень № 200). Лицо, поступающее на работу, может представить выписку из медицинских документов самостоятельно.


Периодические медосмотры


Ранее периодичность проведения медосмотров была зафиксирована в приложениях 1, 2 и 3 к Порядку № 33.


Периодичность медосмотров по нормам Инструкции № 47 см. в табл. 1.


Основания проведения периодических медосмотров указаны в табл. 2.

                                                               

 

Инструкцией № 47 предусмотрен иной порядок действий нанимателя и организации здравоохранения по проведению периодических медосмотров (см. табл. 3).


Завершается проведение периодических медосмотров согласно Инструкции № 47 до 1 декабря т.г. (п. 21 Инструкции № 47).


Внеочередные медосмотры


В гл. 4 Инструкции № 47 в отличие от Порядка № 33 закреплены случаи проведения внеочередных медицинских осмотров.


Кроме того, в отличие от Закона об охране труда и ТК в данной Инструкции более подробно раскрываются случаи проведения внеочередного медицинского осмотра.


Так, проведение внеочередных медосмотров осуществляют в следующих случаях (п. 23 Инструкции № 47):


– по инициативе работодателя:


в случае изменений условий труда работающего;

при заболевании (травме) работающего с временной утратой трудоспособности свыше 3 месяцев;

по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;


– по инициативе организации здравоохранения:


при вновь возникшем заболевании и (или) его последствиях, препятствующих продолжению работы;

при необходимости проведения дополнительных исследований, динамического наблюдения, консультаций врачей-специалистов и др. (по результатам периодического медосмотра);

при угрозе возникновения или распространения групповых инфекционных заболеваний;


– по инициативе работающего при ухудшении состояния его здоровья.


Внеочередные медосмотры работающих проводят в течение их трудовой деятельности.


Порядок проведения и оформления результатов медосмотра организацией здравоохранения


Порядок проведения и оформления результатов медосмотра организацией здравоохранения представлен в табл. 4.


Иные нововведения


В Инструкции № 47 приведен перечень врачей, которые участвуют в медицинском осмотре, а также перечислены исследования, которые необходимо проводить при медосмотре (см. гл. 5 Инструкции № 47).

Владимир Долгов, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.