Цель Проекта – внести в действующий ТК нормы декретов № 29 и № 5, Указа № 180. В целом изменения носят редакционный характер, но есть и нововведения, которые мы рассмотрим подробнее.
Документ:
проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трудовых отношений» (далее – Проект)
Корректировка норм ТК
Корректировка норм ТК:
– обеспечит единство трудового законодательства и сделает его применение на практике понятным;
– устранит ряд коллизий (например, решится вопрос о сроке предупреждения об изменении существенных условий труда);
– устранит разночтения в наименованиях оснований увольнения, предусмотренных абз. 9 подп. 2.10 Декрета № 29 и п. 7 ст. 42 ТК, абз. 10 подп. 2.10 Декрета № 29 и п. 9 ст. 42 ТК и т.п.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).
Для работников кадровых служб в первую очередь унификация повлечет:
– необходимость внесения изменений в контракты с работниками (содержание контракта скорректировано, в т.ч. из него убраны упоминания досрочных оснований увольнения, предусмотренных Декретом № 29);
– применение новой нумерации оснований увольнения по большинству оснований увольнения по инициативе нанимателя. При увольнении по основаниям, предусмотренным Декретом № 29, необходимо также будет учитывать нормы о порядке применения дисциплинарной ответственности.
Фактически увеличивается количество оснований увольнения, на которые не распространяются гарантии для отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних).
В Проекте практически без изменений дублируются аналогичные положения Указа № 180.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (далее – Указ № 180).
Более подробно о предложениях
Определение контракта
В части четвертой ст. 17 ТК при определении контракта как разновидности срочного трудового договора Проект предлагает исключить отсылку на то, что он заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде, и указать, что такой порядок регламентируется ТК. В настоящее время недостаточно ясно, о какой разновидности срочного трудового договора идет речь: то ли об указанном в п. 2 части первой ст. 17 ТК, то ли обо всех срочных договорах, перечисленных в части первой
ст. 17 ТК.
Определение производственно-технологической дисциплины
В Проекте дается определение производственно-технологической дисциплины, которое в настоящее время закреплено в примечании к п. 1 Декрета № 5.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).
Проект заменил наименование технологической дисциплины на производственно-технологическую дисциплину (например, в п. 4 части первой ст. 53, п. 2 части первой ст. 55 ТК).
В Проекте предлагается определение, которое является сочетанием действующего определения трудовой дисциплины, данного в ст. 193 ТК, и описания обязанности работников, закрепленного в п. 2 части первой ст. 53 ТК (подчиняться приказам (распоряжениям) нанимателя) (см. таблицу).
Действующая редакция определения |
Определение, указанное в Проекте |
Трудовая дисциплина – обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей |
Трудовая и исполнительская дисциплина – обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей, письменных и устных приказов (распоряжений) нанимателя, не противоречащих законодательству и локальным нормативным правовым актам |
Проектом предлагается скорректировать наименования гл. 13 ТК, а также определение дисциплины в следующих нормах: в части третьей ст. 30, п. 2 части первой ст. 55, п. 4 части второй ст. 131 ТК.
Иные предложения и нововведения
Дополнить перечень документов, представляемых при приеме на работу
Предлагается закрепить в части второй ст. 26 ТК право нанимателя при приеме на работу гражданина запрашивать характеристику с предыдущих мест работы.
Такое право уже предоставлено п. 11 Декрета № 5, которое распространялось фактически на прием работников на руководящие должности. Включение в ст. 26 ТК такого условия будет означать, что наниматели могут запрашивать характеристики на всех лиц, поступающим к ним на работу, в т.ч. и на руководящие должности.
Установить единый срок предупреждения об изменении существенных условий труда
С учетом норм Декрета № 29: в перечень изменений существенных условий труда, закрепленный в части второй ст. 32 ТК, включить «предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору на неопределенный срок».
С учетом норм Декрета № 5: срок предупреждения об изменении существенных условий труда предлагается привести в соответствие с подп. 3.2 Декрета № 5.
Скорректировать основания увольнения
Статья 42 ТК будет дополнена основаниями увольнений, предусмотренных декретами № 29 и № 5.
Можно разделить основания увольнения, указанные в Проекте, на 4 группы:
1) при отсутствии со стороны работника виновных действий (пп. 1–4 ст. 42 ТК);
2) за неоднократные негрубые нарушения трудовых обязанностей (п. 5 ст. 42 ТК);
3) за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с законодательными актами (п. 6 ст. 42 ТК). Заметим, что в этом пункте перечень не является исчерпывающим. Это дает основание полагать, что если иными законодательными актами будет названо какое-либо новое, не предусмотренное п. 6 ст. 42 ТК грубое нарушение трудовых обязанностей, то ссылаться надо будет на п. 6 ст. 42 ТК;
4) основания, предусмотренные в настоящее время Декретом № 29 и не вошедшие в вышеперечисленные группы.
ЭТО ВАЖНО! В Проекте не упоминается в качестве основания увольнения основание, предусмотренное Декретом № 29: «непринятие необходимых мер для своевременного поступления выручки по экспортным контрактам или оплаченного товара по импортным и бартерным контрактам».
Уведомить профсоюз
В части уведомления профсоюзов в Проекте продублировано правило подп. 3.5 п. 3 Декрета № 5. В ст. 46 ТК предлагается включить часть вторую, где будет указано, что расторжение трудового договора в случае, предусмотренном абз. 5 п. 6 ст. 42 ТК, производится с одновременным уведомлением (в день увольнения) соответствующего профсоюза. Увольнение по абз. 5 п. 6 ст. 42 ТК включено в исключение части первой ст. 46 ТК в части необходимости предварительного уведомления профсоюзов по ст. 42 ТК.
Включить основание увольнения, предусмотренное абз. 3 подп. 4.2 п. 4 Декрета № 5
После принятия Проекта при увольнении за сокрытие руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности надо будет ссылаться на п. 1 ст. 47 ТК.
Включить в качестве отдельного основания увольнения основание, предусмотренное подп. 6.14 п. 6 Декрета № 5
Основание сформулировано так: увольнение за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль
и (или) надзор, предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятие мер по устранению указанных в них нарушений.
Исключить ссылку на сторонние акты законодательства при определении отдельных категорий работников, которым выплачивается выходное пособие
Напомним, что в настоящее время размер и порядок такой выплаты предусмотрены п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180 «Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником».
Уточнить вопрос преобразования срочного трудового договора в договор на неопределенный срок
Предлагается дополнить текст ст. 39 ТК: «Если по истечении срока действия срочного трудового договора трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие трудового договора считается продолженным на неопределенный срок», – специальной оговоркой «если иное не предусмотрено ТК».
Расширить случаи отстранения работника от работы
В Проекте предлагается закрепить право нанимателя на отстранение работника от работы. Но при этом указано, что такие случаи предусматриваются законодательными актами.
Напомним, что согласно действующей редакции части третьей ст. 49 ТК работника, совершившего хищение имущества нанимателя, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.
Предложения по удержанию из заработной платы и возмещению материального ущерба
Порядок и размер удержания из заработной платы работника ущерба, причиненного по вине работника нанимателю, в п. 3 части второй ст. 107 ТК предлагается привести в соответствие с подп. 3.6 Декрета № 5.
Для полного соответствия ст. 108 ТК также дополнят частью второй, в которой будет конкретизирован порядок такого удержания, аналогичный порядку, установленному подп. 3.6 п. 3 Декрета № 5. В части первой ст. 408 ТК размер ущерба вместо «не превышающего среднего месячного заработка» заменет на «до трех среднемесячных заработных плат».
Предложения в части дисциплинарной ответственности
Предлагается привести перечень мер дисциплинарного взыскания в соответствие с Декретом № 5. Таким образом, расширяется перечень оснований увольнения, которые признаются мерой дисциплинарного взыскания при соблюдении требований норм
гл. 14 ТК.
Не упоминается в Проекте, а фактически предлагается исключить из перечня такое основание увольнения, предусмотренное п. 5-1 ст. 47 ТК, как нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения.
Предлагается расширить перечень лиц, уполномоченных применять меры дисциплинарной ответственности (в дополнение к лицам, указанным в части первой ст. 201 ТК).
В целях унификации с подп. 2.7 п. 2 Декрета № 29 Проект предлагает включить в ст. 181 ТК обязанность нанимателя по сокращению за прогул без уважительной причины продолжительности трудового отпуска на количество дней прогула. Эта же обязанность конкретизируется в п. 5 части первой ст. 261-2 ТК.
О коллективном договоре
Проект предлагает закрепить в ст. 365 ТК условие о том, что положения коллективного договора о рабочем времени и времени отдыха, регулировании внутреннего трудового распорядка, нормах труда, формах, системах, размерах оплаты труда, сроках выплаты и порядке индексации заработной платы, охране труда, гарантиях и компенсациях, предоставляемых в соответствии с законодательством, применяются в отношении всех работников организации. Согласно действующей редакции ст. 365 ТК коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен. Действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме.
Владимир Самосейко, юрист