В статье автор рассказывает об оформлении общественных работ в соответствии с действующим законодательством.
Многие организации предлагают работу, которая носит временный или сезонный характер и не очень привлекательна для тех, кто пытается трудоустроиться на длительный срок. Однако делать эту работу все равно нужно. Выход есть: можно организовать проведение общественных работ, заключив договор с органами службы занятости населения. Служба подберет работников, а организация оформит срочные трудовые договоры с ними и приказы об их приеме на общественные работы. При этом следует помнить о гарантиях и компенсациях, предоставляемых работникам на период участия в общественных работах.
Особенности работы
Суммы, которые получают трудоустроенные таким образом граждане, существенно выше пособий.
Документ: Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости).
Документ: Положение о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2006 № 1716 (далее – Положение № 1716).
Оплачиваемые общественные работы – общедоступные виды работ, выполняемые по срочным трудовым или гражданско-правовым договорам, имеющие социально полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки безработных и граждан, ищущих работу (ст. 1 Закона о занятости).
Организация оплачиваемых общественных работ возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы при участии органов государственной службы занятости населения (часть первая ст. 19 Закона о занятости).
В качестве оплачиваемых общественных работ могут быть использованы свободные рабочие места (вакансии), которые не заполняются более 3 месяцев, а также в соответствии с решениями городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций другие виды работ, имеющих социально полезную значимость (часть вторая п. 4 Положения № 1716).
Оплачиваемые общественные работы заключаются в выполнении общедоступных видов трудовой деятельности, как правило, не требующих дополнительной профессиональной подготовки, имеющих социально полезную значимость и содействующих включению в активную трудовую жизнь безработных и других лиц, обращающихся по вопросам трудоустройства.
Общественные работы финансируются за счет нанимателей, в интересах которых организуются эти работы, средств местных исполнительных и распорядительных органов, Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.
Справочно: безработные при выполнении оплачиваемых общественных работ не могут привлекаться к деятельности, связанной с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующей специальной подготовки (ст. 19 Закона о занятости).
Этапы оформления работников выполняющих оплачиваемых общественных работ
Этап 1. Заключаем договор с местным исполнительным и распорядительным органом.
Оплачиваемые общественные работы организуются местными исполнительными и распорядительными органами на основе договоров о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, заключенных между органами по труду, занятости и социальной защите и нанимателями.
Этап 2. Принимаем направление на работу.
Орган по труду, занятости и социальной защите выдает безработному направление на участие в оплачиваемых общественных работах.
Форма направления утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.11.2006 № 149 «Об утверждении форм документов, необходимых для учета граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, и Инструкций по их заполнению».
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. ЭТО ВАЖНО!
При направлении на общественные работы должны учитываться состояние здоровья, возрастные и другие индивидуальные особенности граждан.
Направление на участие в оплачиваемых общественных работах, выданное органами по труду, занятости и социальной защите, является основанием для заключения срочного трудового договора между нанимателем и гражданином.
Сроки явки для трудоустройства
Безработный обязан явиться на переговоры с нанимателем по вопросу трудоустройства в течение 2 рабочих дней со дня выдачи органом по труду, занятости и социальной защите направления на работу (ст. 9-1 Закона о занятости).
Наниматель обязан в пятидневный срок возвратить в орган по труду, занятости и социальной защите направление с указанием дня приема гражданина на работу (ст. 21 Закона о занятости).
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, уполномоченное должностное лицо нанимателя в направлении органа по труду, занятости и социальной защите делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу, заверяет ее личной подписью и печатью организации и возвращает направление гражданину для предоставления в направивший его орган по труду, занятости и социальной защите.
Наниматель не вправе отказать лицам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите, в заключении срочного трудового договора, гражданско-правового договора на выполнение оплачиваемых общественных работ, если их проведение финансируется из средств местного бюджета.
Этап 3. Оформляем на работу.
Общественные работы не являются постоянными. Они предполагают определенную временную деятельность, установленную законодательством, поэтому с гражданами, направленными на оплачиваемые общественные работы, наниматель заключает срочный трудовой договор либо гражданско-правовой договор в порядке, установленном законодательством (часть четвертая ст. 19 Закона о занятости, п. 12 Положения № 1716).
Справочно: примерная форма трудового договора утверждена постановлением Минтруда Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155 «Об утверждении примерной формы трудового договора».
По требованию нанимателя гражданин предъявляет следующие документы:
– паспорт (иной документ, удостоверяющий личность);
– документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, которые подлежат призыву на воинскую службу);
– трудовая книжка (если это не первое место работы);
– документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы (при необходимости, но, как правило, не требуется).
Справочно: при приеме трудовой книжек делается запись в книге учета движения трудовых книжек. Работнику выдают расписку о принятии трудовой книжки, содержащую реквизиты организации и печать нанимателя. Работник ставит подпись в книге учета о получении расписки (части четвертая и пятая п. 79 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40).
Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Справочно: предварительное испытание временным работникам не устанавливается.
3.1. Заключаем срочный трудовой договор.
Срок, на который заключается трудовой договор с безработными и другими гражданами, направленными центрами занятости населения на оплачиваемые общественные работы, определяется по договоренности между работником и нанимателем.
Месячная норма для участия безработных в оплачиваемых общественных работах не может превышать 10 рабочих дней. Однако безработный может участвовать в оплачиваемых общественных работах сверх установленной нормы (пп. 7, 8 Положения № 1716).
Вместе с тем максимальный срок заключения трудового договора с временным работником не может быть более 2 месяцев (часть первая ст. 292 ТК).
В случае, когда временный работник проработал свыше срока, на который заключен трудовой договор (свыше 2 месяцев), и ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений, трудовой договор считается продолженным на неопределенный срок (п. 1 части первой ст. 298 ТК).
Кроме того, если временный работник был уволен, но в течение недели с момента увольнения снова принят на работу к тому же нанимателю и если общий срок его работы у этого нанимателя до и после перерыва будет более двух месяцев, то трудовой договор с таким работником также будет считаться продолженным на неопределенный срок (п. 2 части первой ст. 298 ТК).
3.2. Издаем приказ.
На основании заключенного срочного трудового договора издают приказ. В тексте приказа обычно не пишут, что работник принят на общественные работы. В строке «Основание» может быть указано: «Направление органа службы занятости для участия в оплачиваемых общественных работах». Приказ объявляется работнику под роспись.
Приведем пример формулировки приказа о приеме на работу:
<…>
ПРИНЯТЬ:
ЛЕПКОВУ Инну Михайловну на работу с 01.11.2016 по 25.12.2016 сортировщиком 2-го разряда на склад вторичного сырья с тарифной ставкой согласно штатному расписанию.
Основание: 1. Направление Центра занятости Ленинского района
г. Минска для участия в общественных работах от
28.10.2016 № 767.
2. Трудовой договор от 01.11.2016 № 208-ТД/2016.
<…>
В трудовой книжке занятого на общественных работах необходимо сделать соответствующую запись. При трудоустройстве безработного на общественные работы на срок менее 5 рабочих дней наниматель выдает безработному соответствующую справку.
При продлении трудового договора на неопределенный срок при взаимном согласии сторон безработного снимают с учета в центре занятости населения с момента окончания срока, на который первоначально был заключен договор. ЭТО ВАЖНО!
Договор на выполнение общественных работ может быть расторгнут досрочно в случае предоставления центром занятости населения безработному постоянной работы. Центр занятости населения имеет право направить на это место другого безработного.
Если работник в период выполнения оплачиваемой общественной работы найдет постоянную у другого нанимателя, проблем с увольнением не возникнет.
Временные работники имеют право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом нанимателя письменно за 3 дня (часть первая ст. 294 ТК).
Увольнение оформляют приказом нанимателя, а факт расторжения трудового договора отражают в трудовой книжке.
Гарантии и компенсации. Выплата пособия
Труд граждан, занятых на оплачиваемых общественных работах на основании срочного трудового договора, оплачивается в соответствии с законодательством о труде.
Время участия в общественных работах включается в общий и непрерывный трудовой стаж.
На граждан, занятых на оплачиваемых общественных работах, распространяются социальные гарантии, включая право на получение пенсий, пособий по безработице и временной нетрудоспособности, в порядке, установленном законодательством (часть шестая ст. 19 Закона о занятости).
В период выполнения безработным оплачиваемых общественных работ, а также временной работы, о которой заранее уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите, сохраняется выплата пособия по безработице (ст. 24 Закона о занятости).
Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до 3 месяцев в случае:
– неявки безработного без уважительных причин на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение 2 рабочих дней со дня выдачи ему органами по труду, занятости и социальной защите направления на работу – с даты выдачи такого направления;
– невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах в порядке, определяемом законодательством (ст. 25 Закона о занятости).
Когда заключают гражданско-правовой договор?
Если работники находятся в отпуске без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя и органы занятости направили их (по желанию) на оплачиваемые общественные работы к нанимателям, финансируемым из средств республиканского или местного бюджетов, то с такими работниками заключаются гражданско-правовые договоры.
Гражданско-правовой договор применяется для выполнения определенной работы и по достижении этой цели договор считается исполненным и прекращает свое действие.
При заключении гражданско-правового договора процесс труда исполнителя не регламентируется, подрядчик сам организует свою работу, определяет время начала и окончания работы, распределяет время работы и ее продолжительность по своему усмотрению.
Вознаграждения по таким договорам выплачиваются за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, направляемых на реализацию мероприятий по обеспечению занятости населения.
Согласно статистическим данным, организация оплачиваемых общественных работ дает возможность безработным и незанятым гражданам пополнить доходы, сохранить мотивацию к труду и трудовые навыки. Так, за период 2010 г. – сентябрь 2016 г. в таких работах приняли участие 491,9 тыс. человек, в т.ч.:
в 2010 г. – 96,1 тыс. человек;
в 2011 г. – 96,7 тыс. человек;
в 2012 г. – 80,7 тыс. человек;
в 2013 г. – 64, 5 тыс. человек;
в 2014 г. – 53,3 тыс. человек;
в 2015 г. – 55,3 тыс. человек;
за 9 месяцев 2016 г. – 45,3 тыс. человек (информация дана на сайте Минтруда: http://mintrud.gov.by/activity).
Эвелина Дубовик, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»
Светлана Рвачёва, юрисконсульт первой категории государственного предприятия «Белаэронавигация»