Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Оплата труда размером меньше минимальной заработной платы

Правомерно ли назначить оплату труда работника в размере, меньшем чем размер минимальной заработной платы, предусмотренный постановлением Совета Министров РБ от 20.12.2010 № 1844 «Об установлении размера минимальной заработной платы»?

 

Нет, не правомерно.

Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (часть первая ст. 42 Конституции РБ).

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников (ст. 3 Закона РБ от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» (далее – Закон № 124-З)).

Минимальная заработная плата –- государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда наряду с республиканскими тарифами оплаты труда, определяемыми по тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки работников РБ, и устанавливаемой Правительством РБ тарифной ставкой 1-го разряда с участием профсоюзов (абз. 2 части первой ст. 6 Закона РБ от 11.11.1999 № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах»).

Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), деяние (действие или бездействие), за которое назначена административная ответственность (часть первая ст. 2.1 КоАП).

Главой 13 КоАП определены конкретные составы административных правонарушений против порядка налогообложения. Составы правонарушений, указанные в ст. 13.1–13.4 КоАП, не рассматривают оплату труда работника в размере, меньшем чем размер минимальной заработной платы, установленный в Республике Беларусь на день выплаты, в качестве основания для привлечения нанимателя к административной ответственности.

Решение о привлечении нанимателя к ответственности согласно положениям ст. 13.6 КоАП налоговым (или иным уполномоченным) органом может выноситься лишь в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Фактическое установление работнику заработной платы и ее выплата в размере, меньшем чем размер минимальной заработной платы, предусмотренный законодательством РБ, не могут считаться занижением налоговой базы или случаем неправильного исчисления налога, а равно иных неправомерных действий (бездействия) в свете регулирования налоговых правоотношений.

Вместе с тем выплата заработной платы работнику в размере, меньшем чем размер минимальной заработной платы, является нарушением трудового законодательства. При выявлении таких фактов в ходе мероприятий налогового контроля налоговые органы будут вправе направить информацию в органы Министерства труда и социальной защиты РБ, его территориальные инспекции труда.

Такое нарушение влечет за собой привлечение нанимателя к ответственности в соответствии с нормами п. 1 ст. 9.19 КоАП, согласно которому нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, а на юридическое лицо – до 100 базовых величин.

 

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.