Работник работает на основной работе 8 ч. По совместительству он оформлен на 0,5 ставки у другого нанимателя рабочим по комплексному обслуживанию зданий и сооружений (20 ч в неделю).
Как он может отработать эти часы по совместительству после основной работы? В какое время он может их отработать? Может ли он их отработать после 18:00 или в субботу? Дошкольное учреждение работает до 18:00, суббота и воскресенье – выходные дни.
Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Совместительство – выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора (ст. 343 ТК).
В трудовом договоре обязательно указывается, что работа является совместительством.
Заключение трудовых договоров о работе по совместительству с несколькими нанимателями допускается, если иное не установлено законодательными актами.
Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной ст. 111–114 ТК (часть первая ст. 345 ТК).
Например, полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю, следовательно, для работающего по совместительству данная норма не может быть более 20 ч в неделю.
Таким образом, продолжительность работы по совместительству не может быть превышать продолжительность рабочего времени, установленную в части первой ст. 345 ТК, т.е. половину недельной нормы рабочего времени.
Поскольку работа на условиях совместительства изначально предполагает установление работнику неполного рабочего времени, то в соответствии с частью второй ст. 289 ТК наниматель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю при приеме на работу по совместительству.
Условие о работе с неполным рабочим временем включается в трудовой договор при приеме работника на работу.
Следовательно, наниматель, принимая на работу работника на условиях совместительства, должен определить его режим работы (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя либо неполный рабочий день и неполная рабочая неделя) с учетом поручаемой ему работы.
Данное требование вытекает из нормы п. 6 части второй ст. 19 ТК, согласно которой трудовой договор должен содержать в качестве обязательных сведения и условия, в частности, о режиме труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя).
Кроме того, наниматель обязан организовать учет явки работников на работу и ухода с нее (ст. 133 ТК).
Так, до начала работы каждый работник должен в порядке, установленном нанимателем, отметить свой приход, а по окончании – уход.
Учет явок на работу и ухода с нее ведется в табелях использования рабочего времени, годовых табельных карточках и других документах с указанием фамилии, инициалов работника, календарных дней учетного периода, количества отработанного времени, в т.ч. в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, и других необходимых сведений.
Справочно: формы документов для учета явок на работу и ухода с нее, а также порядок их заполнения утверждаются нанимателем.
На основании приведенных норм законодательства на нанимателе лежит обязанность при приеме на работу совместителя организовать возможность работы работника по заключенному трудовому договору при условии, что выполнение им работы в свободное от основной работы время и за пределами режима работы учреждения отвечает интересам нанимателя.
Мария Ковалевич, юрист