В журнале «Я – специалист по кадрам» № 22 за 2010 г. уже публиковался материал, разъясняющий порядок заполнения формы статистической отчетности 6-т (кадры). Предлагаемый вниманию читателей комментарий, подготовленный специалистом Белстата, наверное, снимет все вопросы работников кадровой службы, возникающие при составлении отчета.
Государственную статистическую отчетность о численности, составе и профессиональном обучении кадров по форме 6-т (кадры) необходимо представлять в органы государственной статистики один раз в 2 года. Отчет за 2010 г. следует составлять по форме, утвержденной постановлением Белстата от 14.07.2010 № 112. Срок представления отчета в органы государственной статистики (отделы статистики в районах, городах (районах г. Минска)) – 25 января 2011 г.
Отчет представляют не все организации
Отчет должны представлять юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющих отдельный баланс, кроме:
– микроорганизаций (коммерческих организаций со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно);
– крестьянских (фермерских) хозяйств со средней численностью работников за календарный год до 100 человек включительно;
– потребительских кооперативов (за исключением потребительских союзов и потребительских обществ);
– религиозных организаций (объединений);
– товариществ собственников;
– представительств иностранных организаций;
– местных Советов депутатов, поселковых и сельских исполкомов.
– крестьянских (фермерских) хозяйств со средней численностью работников за календарный год до 100 человек включительно;
– потребительских кооперативов (за исключением потребительских союзов и потребительских обществ);
– религиозных организаций (объединений);
– товариществ собственников;
– представительств иностранных организаций;
– местных Советов депутатов, поселковых и сельских исполкомов.
Особенности представления отчета
Юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, представляют отчет по месту своего нахождения, включая данные по входящим в их структуру подразделениям (удаленным рабочим местам), расположенным на одной с ними территории (район области, город областного подчинения, г. Минск).
Юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, в структуре которых имеются:
– подразделения, расположенные на другой территории, составляют отчет по каждому из них и представляют органу государственной статистики по месту нахождения этих структурных подразделений (либо сами структурные подразделения, уполномоченные на это в установленном порядке, по месту своего нахождения);
– удаленные рабочие места, расположенные на другой территории, составляют отчет по удаленным рабочим местам, расположенным на территории области (г. Минска), с записью «По удаленным рабочим местам» на первой странице отчета и представляют его в главное статистическое управление области (г. Минска).
– удаленные рабочие места, расположенные на другой территории, составляют отчет по удаленным рабочим местам, расположенным на территории области (г. Минска), с записью «По удаленным рабочим местам» на первой странице отчета и представляют его в главное статистическое управление области (г. Минска).
Если юридическое лицо находится в городе (поселке городского типа), а его обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, – в сельском населенном пункте и наоборот, необходимо представить отдельные отчеты.
Городские (городов районного подчинения) исполкомы, управления, отделы (образования, по физической культуре, спорту и туризму, культуры и др.) районных (городских) исполкомов составляют отдельный отчет в отношении аппарата и отдельный отчет в отношении подведомственных учреждений, финансируемых из их бюджета, по которым осуществляется бухгалтерское обслуживание.
В списочный состав следует включать работников, отсутствующих на работе на дату учета
В отчете необходимо отражать данные о списочной численности работников организаций, которую следует определять в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92.
В списочный состав необходимо включать работников, с которыми заключен трудовой договор или контракт и выполняющих постоянную, временную или сезонную работу один день и более, в т.ч. работников, отсутствующих на работе на дату учета по каким-либо причинам (находящихся в трудовом отпуске, командировке, не явившихся на работу из-за болезни, женщин, находящихся в отпусках по беременности и родам, работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и др.), без внешних совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам.
При заполнении отчета следует иметь в виду, что работники, принятые на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии со штатным расписанием, учитываются как целые единицы. Работник, оформленный в организации как внутренний совместитель, учитывается как один человек по основному месту работы. Если на одной должности работают 2 работника, оформленные на 0,5 должностного оклада, то в отчете отражаются данные о 2 работниках.
Если во время длительного отсутствия работника ввиду продолжительной болезни, отпуска по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет или другим причинам на его должность принят другой работник, то в отчете должны учитываться данные о 2 работниках.
Работников следует распределить по категориям персонала
В разд. I «Численность, состав и образовательный уровень работников на конец отчетного года» следует осуществить распределение численности работников по категориям персонала, уровню образования и возрасту.
Весь персонал необходимо распределить по следующим основным категориям: руководители, специалисты, другие служащие, рабочие. При отнесении работников к категориям персонала нужно руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (далее – ОКРБ 006-2009), утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.10.2009 № 125.
К категории руководителей необходимо отнести лиц, в рамках определенных полномочий организующих, направляющих, координирующих и контролирующих деятельность организации, соответствующих структурных подразделений, работников: руководителей организаций, руководителей обособленных подразделений и их заместителей, руководителей структурных подразделений (начальников отдела, мастеров, заведующих лабораторией и др.) и их заместителей (в ОКРБ 006-2009 код категории 1).
К категории специалистов следует относить лиц, обладающих специальными знаниями, навыками, умениями и опытом работы по определенному виду профессиональной деятельности (в ОКРБ 006-2009 код категории 2).
Должность главного специалиста в соответствии с ОКРБ 006-2009 может относиться к категории «руководитель» или «специалист». Если главный специалист осуществляет руководство структурным подразделением организации либо возглавляет одно из направлений ее деятельности и непосредственно подчиняется руководителю организации (его заместителю), то он относится к категории «руководитель» и данные о нем отражаются в разд. I отчета по гр. 3. Остальные главные специалисты относятся к категории «специалисты», и данные о них отражаются по гр. 4. Главный бухгалтер независимо от того, есть у него в подчинении работники или нет, относится к категории «руководитель» и показывается по гр. 3.
К категории других служащих (технических исполнителей) следует относить лиц, выполняющих регламентированные, периодически повторяющиеся работы, относящиеся к деятельности соответствующего структурного подразделения, под контролем непосредственного руководителя, специалиста (в ОКРБ 006-2009 код категории 3).
Например, к другим служащим можно причислить лиц, занимающих такие должности, как архивариус, дежурный, делопроизводитель, кассир, табельщик, таксировщик, тарификатор, учетчик, чертежник и др.
К рабочим относятся лица, занятые непосредственно в процессе создания материальных ценностей, а также ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг. Это машинисты, механики, водители, грузчики, дворники, уборщики, курьеры, сторожа и др.
Каждую категорию необходимо распределить по уровню образования, возрастным группам, полу
После распределения работников по категориям персонала каждую категорию необходимо распределить по уровню образования, возрастным группам, полу.
В отчете распределение производится по следующим уровням образования (стр. 02–06): высшее, среднее специальное, профессионально-техническое, общее среднее, общее базовое.
Уровень образования работника определяется по имеющемуся диплому (аттестату) об образовании, а при наличии нескольких отражается по самому высокому уровню учреждения образования, оконченных работником.
Данные о работниках, обучающихся в высших учебных заведениях, необходимо отражать по образованию, которое они получили до поступления в высшее учебное заведение.
Данные о работниках, имеющих профессионально-техническое образование, в разд. I отчета по стр. 05 и 06 не отражаются.
Пример 1
Работник после окончания средней школы имеет аттестат об общем среднем образовании, после окончания профессионально-технического училища – диплом о профессионально-техническом образовании, после окончания техникума – диплом о среднем специальном образовании. Он отражается в разд. I отчета по стр. 03 как имеющий среднее специальное образование.
Распределение численности работников по возрастным группам (стр. 07–17) нужно производить по числу полных лет, исполнившихся им на конец отчетного 2010 г.:
– к группе до 16 лет следует относить родившихся в 1995 году и позднее;
– к группе 16–17 лет – родившихся в 1994–1993 гг.;
– к группе 18–24 лет – родившихся в 1992–1986 гг.;
– к группе 25–29 лет – родившихся в 1985–1981 гг.;
– к группе 30 лет – родившихся в 1980 г.;
– к группе 31 года – родившихся в 1979 г.;
– к группе 32–39 лет – родившихся в 1978–1971 гг.;
– к группе 40–49 лет – родившихся в 1970–1961 гг.;
– к группе 50–54 лет – родившихся в 1960–1956 гг.;
– к группе 55–59 лет – родившихся в 1955–1951 гг.;
– к группе 60 лет и старше – родившихся в 1950 г. и ранее.
– к группе 16–17 лет – родившихся в 1994–1993 гг.;
– к группе 18–24 лет – родившихся в 1992–1986 гг.;
– к группе 25–29 лет – родившихся в 1985–1981 гг.;
– к группе 30 лет – родившихся в 1980 г.;
– к группе 31 года – родившихся в 1979 г.;
– к группе 32–39 лет – родившихся в 1978–1971 гг.;
– к группе 40–49 лет – родившихся в 1970–1961 гг.;
– к группе 50–54 лет – родившихся в 1960–1956 гг.;
– к группе 55–59 лет – родившихся в 1955–1951 гг.;
– к группе 60 лет и старше – родившихся в 1950 г. и ранее.
В разд. I из общей численности работников в гр. 7 необходимо выделить женщин. Численность женщин нужно распределить по уровню образования (стр. 02–06) и возрасту (стр. 07–17). В стр. 18 численность женщин распределяется по категориям персонала.
Порядок заполнения справочной информации претерпел изменения
В справочной информации разд. I из стр. 01 гр. 1 по стр. 20 указывается численность женщин, находящихся в отпусках по беременности и родам, и численность женщин и мужчин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Из стр. 20 необходимо выделить численность мужчин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, и отразить ее по стр. 21.
Кроме того, в справочной информации разд. I показывается численность работников старше трудоспособного возраста (женщин 55 лет и старше и мужчин 60 лет и старше) и подростков в возрасте до 16 лет, работавших в организации по состоянию на 1 июля отчетного года, а также численность докторов и кандидатов наук.
Обращаем внимание, что по сравнению с отчетом за 2008 г. в справочной информации раздела изменен порядок заполнения показателей по стр. 24 и 25. По стр. 24 показывается численность всех бухгалтеров, работающих в организации, включая численность главных бухгалтеров (старших на правах главных). Из стр. 24 выделяются данные о численности главных бухгалтеров (старших на правах главных). Эта информация отражается по стр. 25.
Показатели разд. I увязываются между собой
При заполнении разд. I необходимо проконтролировать данные следующим образом.
По всем строкам:
– данные по гр. 2 = данные по гр. 3 + данные по гр. 4 + данные по гр. 5;
– данные по гр. 1 = данные по гр. 2 + данные по гр. 6;
– данные по гр. 7 ≤ данным по гр. 1.
– данные по гр. 1 = данные по гр. 2 + данные по гр. 6;
– данные по гр. 7 ≤ данным по гр. 1.
По всем графам:
– данные по стр. 01 = данные по стр. 02 + данные по стр. 03 + данные по стр. 04 + данные по стр. 05 + данные по стр. 06;
– данные по стр. 01 = данные по стр. 07 + данные по стр. 08 + данные по стр. 09 + данные по стр. 10 + данные по стр. 11 + данные по стр. 12 + данные по стр. 13 + данные по стр. 14 + данные по стр. 15 + данные по стр. 16 + данные по стр. 17.
– данные по стр. 01 = данные по стр. 07 + данные по стр. 08 + данные по стр. 09 + данные по стр. 10 + данные по стр. 11 + данные по стр. 12 + данные по стр. 13 + данные по стр. 14 + данные по стр. 15 + данные по стр. 16 + данные по стр. 17.
Данные по стр. 18 гр. 1 = данные по стр. 01 гр. 7.
Для гр. 1–6 данные по стр. 18 ≤ данным по стр. 01.
Отчет содержит информацию об обучении руководителей и специалистов
В разд. II «Профессиональное обучение работников за год» отражаются данные о работниках, прошедших обучение непосредственно в организации (рабочих и других служащих), а также обученных по направлению организации в учреждениях образования (подразделениях учреждений образования), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров.
Для заполнения данных в разд. II необходимо знать, чем отличаются друг от друга различные виды профессионального обучения.
Профессиональное обучение руководителей и специалистов включает в себя следующие виды: повышение квалификации, переподготовка, стажировка.
Повышение квалификации руководителей и специалистов относится к дополнительному образованию и обеспечивает углубление профессиональных знаний и навыков работников на соответствующих уровнях полученного ранее основного образования и подтверждается свидетельством о повышении квалификации установленного образца.
Переподготовка руководителей и специалистов обеспечивает получение новой квалификации соответствующего профиля образования на уровнях высшего и среднего специального образования и подтверждается дипломом о переподготовке установленного образца.
Стажировка руководителей и специалистов проводится в целях освоения новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, иных достижений непосредственно в организациях, где они возникли или применяются.
Стажировка может быть как самостоятельным видом обучения, так и частью учебного плана при повышении квалификации и переподготовке.
Сведения о профессиональном обучении рабочих содержатся в отчете
Профессиональное обучение рабочих (других служащих) включает в себя следующие виды: профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, курсы целевого назначения.
Профессиональная подготовка рабочих (других служащих) – вид непрерывного профессионального обучения рабочих (других служащих), направленный на приобретение профессии (должности) лицами, которые ранее профессии рабочего (должности другого служащего) не имели.
Переподготовка рабочих (других служащих) – вид непрерывного профессионального обучения рабочих (других служащих), направленный на приобретение новой профессии (должности) лицами, имеющими профессию рабочего (должность другого служащего).
Повышение квалификации рабочих (других служащих) – вид непрерывного профессионального обучения рабочих (других служащих), направленный на углубление, расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков и организуемый для получения более высоких тарифных разрядов (классов, категорий).
Курсы целевого назначения – вид непрерывного профессионального обучения рабочих (других служащих), организуемый для изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, прогрессивных форм организации труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, требований безопасности труда, вопросов, связанных с повышением качества продукции, и других вопросов, направленных на решение конкретных технических, экономических и иных задач.
Курсы целевого назначения организуются также для обучения вновь принятых в организацию рабочих (других служащих) для изучения ими особенностей технологических и производственных процессов, обслуживаемого оборудования, вопросов организации оплаты труда, знакомства с требованиями, предъявляемыми к качеству выпускаемой продукции и выполняемых работ.
Вы должны знать, что разд. II отчета необходимо составлять на основании соответствующих документов единого образца, установленного Минобразованием РБ, выданных слушателю, обучающемуся в учреждениях образования (подразделениях учреждений образования), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, после итоговой аттестации, и других соответствующих документов в случае обучения непосредственно на производстве или в других государствах.
Не следует включать в разд. II данные о работниках, которые прошли идеологическую и техническую учебу, курсы машинописи, стенографии, иностранных языков и др. (за счет средств обучающихся); посетили производственные конференции, совещания, лекции; о работниках, обучающихся или окончивших в отчетном году учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования (дневное, вечернее, заочное).
Различны подходы в составлении данных разд. II и разд. I
В разд. II в отличие от разд. I в численность обученных включаются данные о работниках списочного состава, обученных новым профессиям или повысивших квалификацию в течение года, но к моменту составления отчета выбывших из организации.
Пример 2
В апреле 2010 г. работник по направлению организации прошел обучение на курсах повышения квалификации. В сентябре он был уволен по собственному желанию. Несмотря на то что на дату составления отчета работник был уволен, данные о нем следует учесть в разд. II по стр. 30 «Обучено работников» и стр. 31 «повысили квалификацию».
Работник, который в течение года проходил обучение по нескольким видам (повышение квалификации, стажировка, профессиональная подготовка и переподготовка, курсы целевого назначения), в отчете показывается по каждому виду обучения (стр. 31–33, 36). Если в течение года работник несколько раз проходил обучение по одному и тому же виду обучения, то в отчете по этому виду обучения он учитывается только один раз.
Пример 3
Один и тот же работник в марте 2010 г. был направлен на курсы повышения квалификации, в мае был обучен на курсах целевого назначения, а в октябре вновь проходил обучение на курсах повышения квалификации. В данном случае в разд. II отчета по стр. 31 «повысили квалификацию» данные о работнике необходимо показать один раз; по стр. 36 «обучено на курсах целевого назначения» – один раз; по стр. 30 «Обучено работников» – 2 раза, так как он проходил обучение в течение года по 2 видам.
Проконтролируем данные разд. II
Вам необходимо помнить, что при заполнении разд. II контроль данных осуществляется следующим образом.
По всем строкам:
– данные по гр. 2 = данные по гр. 3 + данные по гр. 4 + данные по гр. 5;
– данные по гр. 1 = данные по гр. 2 + данные по гр. 6;
– данные по гр. 1 ≥ данным по гр. 7.
– данные по гр. 1 = данные по гр. 2 + данные по гр. 6;
– данные по гр. 1 ≥ данным по гр. 7.
По всем графам:
– данные по стр. 30 = данные по стр. 31 + данные по стр. 32 + данные по стр. 33 + данные по стр. 36;
– данные по стр. 33 = данные по стр. 34 + данные по стр. 35;
– данные по стр. 36 ≥ данным по стр. 37;
– данные по стр. 30 ≥ данным по стр. 38;
– данные по стр. 30 ≥ данным по стр. 39;
– данные по стр. 39 = данные по стр. 40 + данные по стр. 41 + данные по стр. 42.
– данные по стр. 33 = данные по стр. 34 + данные по стр. 35;
– данные по стр. 36 ≥ данным по стр. 37;
– данные по стр. 30 ≥ данным по стр. 38;
– данные по стр. 30 ≥ данным по стр. 39;
– данные по стр. 39 = данные по стр. 40 + данные по стр. 41 + данные по стр. 42.
Данные по гр. 1 стр. 38 = данные по гр. 7 стр. 30.