Каждый наниматель в своей работе сталкивается с необходимостью назначения пособий по временной нетрудоспособности.
Речь в данной статье пойдет об особенностях назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, обусловленной профессиональным заболеванием или травмой (несчастный случай на производстве), поскольку источником выплаты пособия являются средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формируемые Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах».
Специалистам по кадрам, в обязанности которых вменены обработка и сопровождение поступающих от работников листков нетрудоспособности, процедура их обработки и назначения может показаться достаточно простой. И это может быть действительно так, если речь идет о листках нетрудоспособности, источником оплаты которых являются средства Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – ФСЗН). Однако работникам кадровых служб следует обратить особое внимание на листки нетрудоспособности, которые стали основанием для назначения пособия и его выплаты в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – НСП и ПЗ). Кроме того, важно помнить, что источником выплаты этого пособия являются средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – обязательное страхование), формируемые БРУСП «Белгосстрах» (далее – Белгосстрах).
На особый статус такого листка нетрудоспособности указывает особая запись, произведенная в строке «Вид нетрудоспособности»: «Несчастный случай на производстве» или «Заболевание профессиональное».
Пособие в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с НСП или ПЗ является одним из видов страховых выплат, обеспечиваемых по указанному виду обязательного страхования, порядок и условия назначения которого определены Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь», утвержденным Указом Президента РБ от 25.09.2006 № 530 «О страховой деятельности» (далее – Положение № 530).
Положением № 530 закреплена обязательность назначения рассматриваемого пособия именно страхователем (нанимателем).
К числу страхователей Положение относит организации (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физических лиц, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам РБ, иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим в Беларуси, или привлекают к работе таких граждан (абз. 3 части первой п. 242 Положения № 530).
Пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем (НСП или ПЗ) назначает и выплачивает наниматель за весь период временной нетрудоспособности застрахованного работника до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, а также при обострении заболеваний, связанных с последствиями НСП и ПЗ после его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, в размере 100 % его среднедневного (среднечасового) заработка, исчисляемого и выплачиваемого в соответствии с законодательством о пособиях по временной нетрудоспособности, за рабочие дни (часы) по графику работы застрахованного (п. 268 Положения № 530).
Обязанности страхователя закреплены п. 298 Положения № 530.
Полномочия по осуществлению тех или иных видов страховых выплат между страховщиком и нанимателем разграничены нормами п. 311 Положения № 530, согласно которому страховщик производит все виды страховых выплат, за исключением страховых выплат, предусмотренных в пп. 268–270 Положения № 530, которые осуществляются нанимателем (имеются в виду пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем, а также доплата до среднемесячного заработка застрахованного лица, временно переведенного в связи со страховым случаем на более легкую нижеоплачиваемую работу).
При этом следует помнить о том, что наниматель в данном случае выступает в качестве своего рода агента выплаты пособия, которое финансируется за счет средств обязательного страхования.
Выплаченные нанимателем суммы пособий по временной нетрудоспособности засчитываются в уплату страховых взносов и подтверждаются документально при представлении страховщику установленной статистической отчетности (п. 269 Положения № 530).
Выплаты, состоящие в т.ч. из пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем, производятся за счет средств обязательного страхования, формируемых страховщиком (п. 265 Положения № 530).
Комиссия по назначению пособий
Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (далее – Положение № 1290), которое применяют при назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, не распространяет свое действие на пособия по временной нетрудоспособности в связи с НСП и ПЗ и регулирует лишь порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, установленными Законом РБ от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования», т.е. пособиями, финансируемыми за счет средств ФСЗН. Это прямо указано в п. 1 Положения № 1290.
Следовательно, требование о назначении пособия в связи с травмой, предусмотренное п. 46 Положения № 1290, комиссией по назначению пособий в данном случае не применяется.
Положение № 530 и какой-либо иной акт законодательства, регулирующий вопросы проведения обязательного страхования, не содержат требования о назначении рассматриваемого нами пособия комиссией по назначению пособий.
Работа комиссии ориентирована на реализацию положений законодательства о государственном социальном страховании и направлена на объективное рассмотрение вопросов, связанных с назначением пособий по временной нетрудоспособности, обеспечиваемых именно за счет средств государственного социального страхования, управление которыми возложено на ФСЗН. В связи с этим какого-либо отношения к вопросам назначения страховых выплат, обеспечиваемых за счет средств обязательного страхования (в данном случае пособий по временной нетрудоспособности), данная комиссия не имеет.
Таким образом, вопрос о назначении пособия по временной нетрудоспособности в связи с НСП и ПЗ не может быть вынесен на рассмотрение комиссии по назначению пособий страхователя по причине отсутствия у нее соответствующих полномочий.
Рассматриваемое пособие фактически назначают в ходе движения листка нетрудоспособности внутри организации, минуя комиссию по назначению пособий, с участием таких должностных лиц страхователя, как руководитель структурного подразделения, в котором работает получатель пособия, либо другое лицо, назначенное плательщиком, работник отдела кадров или работник, ведущий учет личного состава, бухгалтер (лицо, ответственное за исчисление пособий) и главный (старший) бухгалтер (пп. 79, 80, 82 Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Минздрава и Минтруда и соцзащиты РБ от 09.07.2002 № 52/97 (далее – Инструкция № 52/97)).
Выяснение обстоятельств травмирования
Для установления обстоятельств травмирования работника на производстве участие комиссии по назначению пособий не требуется.
Расследование проводит уполномоченное должностное лицо нанимателя (с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников), специалиста по охране труда или другого специалиста, на которого возложены эти обязанности (заместителя руководителя организации, ответственного за организацию охраны труда)) или государственный инспектор труда в зависимости от тяжести произошедшего случая (пп. 18, 45 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила № 30)).
По результатам расследования НСП в организации должен быть составлен акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 (форма акта дана в приложении 1 к постановлению Минтруда и соцзащиты и Минздрава РБ от 27.01.2004 № 5/3 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – акт Н-1)).
В случае ПЗ подобного рода документом является акт о профессиональном заболевании формы ПЗ-1 (далее – акт ПЗ-1), который составляется по результатам расследования ПЗ, проводимого врачом-гигиенистом территориального центра гигиены и эпидемиологии (с участием уполномоченного должностного лица нанимателя, страхователя, представителей организации здравоохранения, обслуживающей нанимателя, страхователя, профсоюза (иного представительного органа работников)), а также государственного инспектора труда (при заболевании двух и более человек и (или) со смертельным исходом)).
Документальные основания для назначения пособия
Пособия назначают на основании следующих документов:
– акт Н-1, который фиксирует страховой случай. При отсутствии такого акта вопрос о назначении пособия за счет средств обязательного страхования рассмотрен быть не может (исключая случаи признания факта страхового случая решением суда);
– листок нетрудоспособности.
Во-первых, факт возникновения временной нетрудоспособности работника как результат произошедшего с ним события выступает в качестве обязательного условия квалификации случившегося как страхового случая обязательного страхования (требует документального подтверждения не менее чем 1 день его временной нетрудоспособности, обусловленной повреждением здоровья вследствие данного события (абз. 18 ,19 части первой п. 242 Положения № 530)).
Во-вторых, важнейшими условиями назначения пособия являются наличие факта и подтверждение периода временной нетрудоспособности, которая подтверждается листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности (при этом применяется именно листок, так как он (а не справка) выдается в качестве такого документа лицам, которые признаются застрахованными) (ст. 33 Закона РБ от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении», п. 3 Инструкции № 52/97, п. 243 Положения № 530)).
ЭТО ВАЖНО! Листок нетрудоспособности должен подтверждать временную нетрудоспособность, обусловленную именно НСП или ПЗ. Обратите внимание, чтобы в строке «Вид нетрудоспособности» листка в обязательном порядке была произведена запись: «Несчастный случай на производстве» или «Заболевание профессиональное» (а также в отдельных случаях при назначении пособия по последствиям полученных травм запись: «Последствия травмы (число, месяц, год получения травмы)»), как того требует подп. 73.4 п. 73 Инструкции № 52/97).
Документ, фиксирующий факт назначения пособия
Какие-либо требования в части документирования решения о назначении пособия законодательством не предусмотрены. В связи с этим можно сделать вывод, что отдельный документ, фиксирующий факт принятия решения о назначении пособия по временной нетрудоспособности, составлять не нужно.
Требования, предъявляемые к листку нетрудоспособности
Требования к листку нетрудоспособности, касающиеся порядка его выдачи и оформления, закреплены в Инструкции № 52/97.
Следует обратить внимание на то, что строка «Решение комиссии о назначении пособия, № протокола, дата» не заполняется.
Отказ в назначении пособия
Данное решение принимается в ходе процедуры движения листка нетрудоспособности.
Однако здесь необходимо уделить особое внимание действительному наличию достаточных оснований для отказа. Рекомендуем в целях недопущения нарушения прав застрахованных лиц дополнительно согласовать такое решение со страховщиком.
Помните, что отсутствие достаточных оснований для назначения пособия за счет средств обязательного страхования еще не означает отсутствие таковых для назначения пособия за счет иных источников его финансирования, прежде всего за счет средств ФСЗН.
Полученная работником травма, не признанная НСП, априори выступает в качестве бытовой и влечет необходимость рассмотрения вопроса о назначении пособия за счет средств ФСЗН при соблюдении соответствующих условий обеспечения пособием, предусмотренных законодательством в этой области.
Назначение пособия при получении травмы в командировке или у другого нанимателя
Несчастный случай с работником, направленным нанимателем в командировку, расследует организация, в которой произошел несчастный случай, с участием уполномоченного представителя нанимателя, страхователя, направившего работника, и профсоюза (иного представительного органа работников) (часть первая п. 29 Правил № 30).
ЭТО ВАЖНО! Утверждает акт Н-1 и учитывает данный несчастный случай именно наниматель, страхователь потерпевшего (п. 29 Правил № 30).
Законодательством определено, что на командированных работников в полной мере распространяется страховая защита по обязательному страхованию на все время выполнения ими работы по месту командирования.
Правилами № 30 определено, что расследуются также несчастные случаи, произошедшие на территории организации, нанимателя, страхователя или в ином месте работы, в т.ч. в служебной командировке при выполнении служебного задания, а также в любом другом месте, где потерпевший находился в связи с работой либо совершал действия в интересах организации, нанимателя, страхователя (подп. 3.1 п. 3 Правил № 30).
Более того, страховая защита по данному виду обязательного страхования распространяется на работника даже при его следовании к месту служебной командировки и обратно (подп. 3.10 п. 3 Правил № 30).
Страхователем по отношению к командированному работнику остается его наниматель, направивший его в командировку.
В связи с этим в силу ранее рассмотренных требований пособие по временной нетрудоспособности в связи с НСП, произошедшим с работником при выполнении им работы в другой организации в порядке командирования, в общем порядке назначает его наниматель, направивший его в командировку.
Назначение пособия внешнему совместителю, травмированному по основному месту работы
В данном случае проблема возникает у организации, в которой работник является совместителем.
Главные вопросы заключаются в том, выступает ли данная организация по отношению к работнику в качестве страхователя и кто из нанимателей составляет акт формы Н-1?
Ответами на указанные вопросы может быть следующее.
Рассматриваемая организация предоставляет работу пострадавшему гражданину по трудовому договору (совместительству), что автоматически влечет распространение на него страховой защиты по обязательному страхованию (п. 243 Положения № 530).
В объем имущественных интересов работника, связанных с повреждением его здоровья вследствие НСП, зафиксированного по месту его основной работы, включается также его заработок по месту работы по совместительству, где он тоже считается застрахованным и за него с этого заработка уплачиваются страховые взносы.
Следовательно, страхователем по отношению к данному работнику в части компенсации пособием утраченного заработка по месту работы по совместительству выступает именно данная организация.
Таким образом, пособие, компенсирующее данный заработок, следует назначить по месту его формирования организацией, в которой работник работает по совместительству.
Что касается документальных оснований для назначения пособия, то здесь следует помнить о том, что выдача листков нетрудоспособности и справок производится в количестве, необходимом для представления по каждому месту работы, службы, учебы. При этом листок нетрудоспособности, выданный для представления по основному месту работы, считается основным, остальные – дополнительными. В верхнем правом углу дополнительно выдаваемых листков нетрудоспособности должна быть отметка «Дополнительный» (часть первая п. 9 Правил № 30 и часть первая п. 69 Инструкции № 52/97).
В качестве документа, подтверждающего страховой случай, в такой ситуации может выступить копия акта формы Н-1, составленного и утвержденного страхователем по месту основной работы пострадавшего работника, заверенная этим же страхователем.
Аналогичными рассуждениями следует руководствоваться и в обратной ситуации – когда страховой случай произошел по месту работы по совместительству и вопрос о назначении пособия наряду с нанимателем по совместительству рассматривает также наниматель по основному месту работы пострадавшего работника.