Понятие рабочего времени определено Трудовым кодексом РБ (далее – ТК). Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами и правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности (часть первая ст. 110 ТК).
В рабочее время включаются также кратковременные перерывы на отдых, которые устанавливаются с целью предотвращения или уменьшения снижения работоспособности, наступающей в середине рабочего дня в связи с утомлением, накопившимся за время работы. Эффективность перерывов зависит от правильного выбора времени для перерыва, его длительности, содержания и организации.
С целью соблюдения законодательства о труде, обеспечения охраны труда и здоровья работников с 16 ноября 2014 г. соответствующими постановлениями Минтранса введена регламентация режимов рабочего времени и времени отдыха водителей городского электрического транспорта (метро, троллейбус, трамвай). Постановления касаются организаций, выполняющих городские и пригородные перевозки пассажиров, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев утверждено постановлением Минтранса РБ от 10.10.2014 № 35. Оно определяет особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев (далее – водители) в организациях, выполняющих городские и пригородные перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Рабочее время
Началом работы считается время явки водителя к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиком работ (сменности), нарядом, а окончанием работы –время освобождения его от выполнения трудовых обязанностей после заключительных работ по сдаче троллейбуса (трамвая) в пункте смены или возврату его к месту стоянки.
Время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания работы, на регистрацию при уходе с работы, в рабочее время не включается.
В отдельных случаях начало и окончание работы может устанавливаться вне места постоянной работы, о чем водителю должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня.
Установлено, что в рабочее время водителя включается:
– подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии к месту стоянки. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, нормируются исходя из специфики работы, сезона года, технических характеристик транспортного средства городского электрического транспорта на основании проведенных хронометражных наблюдений. Нормированная продолжительность подготовительно-заключительного времени устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом в пределах нормы рабочего времени и не может превышать 25 мин;
– время проведения предрейсового медицинского обследования;
– время управления троллейбусом (трамваем) на линии;
– время стоянки в местах посадки (высадки) пассажиров;
– время дополнительных специальных (технологических) перерывов на конечных пунктах маршрута;
– время проведения работ по устранению возникших на линии эксплуатационных неисправностей троллейбуса (трамвая);
– время проведения стажировки в качестве водителя-наставника;
– время профессиональной подготовки (занятия по повышению профессионального мастерства водителей, подготовке к работе в осенне-зимний период и др.);
– время дежурства в резерве, при котором водитель находится в специально оборудованном помещении в организации или на диспетчерской станции в постоянной готовности к выезду на линию.
Сменная работа
Режим рабочего времени при сменной работе определяется графиком работ (сменности).
При этом продолжительность смены не может превышать 12 ч. Работа в течение 2 смен подряд запрещается.
При суммированном учете рабочего времени запланированное время работы в смену, неделю может быть неодинаковым.
Еженедельная продолжительность рабочего времени при суммированном учете может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю (ст. 112–114 ТК).
При этом ежедневная продолжительность рабочего дня (смены) водителя не может превышать 12 ч.
Сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать нормы часов за этот период, рассчитанной в соответствии со ст. 112–117 ТК.
Не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) более 11 ч подряд более 2 календарных дней подряд.
Учет рабочего времени
Учет рабочего времени водителей осуществляют на основании табеля использования рабочего времени и других документов.
Формы документов для учета использования рабочего времени, а также порядок их заполнения утверждает наниматель.
Учет времени простоя водителей ведется путем заполнения листков о простое или проставления особых отметок в путевом листе.
Время отдыха
Водителям предоставляется в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 мин и не более 2 ч, который он использует по своему усмотрению. В рабочее время такой перерыв не включается.
При установленной графиком работ (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 ч водителю могут предоставляться 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин.
Перерыв для отдыха и питания рекомендуется предоставлять, как правило, через 4 ч после начала работы.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка, графиком работ (сменности), нарядом или другими документами в порядке, определенном нанимателем.
Если продолжительность смены по графику работ (сменности) больше 8 ч, уменьшение продолжительности ежедневного отдыха между сменами компенсируется за счет увеличения еженедельного непрерывного отдыха.
Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, или водителям с рабочим днем, разделенным на части, продолжительность ежедневного (междусменного) суммированного отдыха в отдельные периоды работы по распоряжению нанимателя и согласованию с профсоюзом может быть уменьшена до 12 ч.
При этом одна из частей отдыха не может быть менее 10 ч.
Водителям при сменной работе и водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, выходные дни могут устанавливаться в различные дни недели согласно графикам работ (сменности).
При этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных рабочих недель этого месяца.
Постановлением Минтранса РБ от 10.10.2014 № 36 утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха машинистов и электропоездов метрополитена.
Оно определяет особенности режима рабочего времени и времени отдыха машинистов электропоездов метрополитена (далее –машинисты), осуществляющих свои трудовые функции на линиях метрополитена, исходя из специфики организации их труда и отдыха.
Рабочее время
Началом работы считается время явки машиниста к месту постоянной работы по графику работ (сменности), наряду, а окончанием работы – время освобождения его от выполнения трудовых обязанностей после заключительных работ по сдаче электропоезда в депо или пункт смены.
В отдельных случаях начало и окончание работы могут устанавливаться вне места постоянной работы, о чем машинисту должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня.
В рабочее время машиниста включается:
– подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в депо (инструктаж, оформление установленной документации и др.). Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, нормируются исходя из специфики работы на основании проведенных хронометражных наблюдений. Нормированная продолжительность подготовительно-заключительного времени устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом в пределах нормы рабочего времени и не может превышать 20 мин;
– время проведения предрейсового медицинского осмотра;
– время управления электропоездом;
– время внутрисменных переездов к месту выполняемой работы;
– время регламентированных технологических перерывов;
– время специальных перерывов для отдыха от управления электропоездом;
– время осмотра (проверки) электропоезда в электродепо или пункте оборота;
– время руководства управлением электропоездом;
– время профессиональной подготовки (техническая и практическая учеба);
– время дежурства в резерве, при котором машинист находится в специально оборудованном помещении в электродепо или на линейном пункте в постоянной готовности обеспечить непрерывность транспортного процесса.
Сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать нормы часов за этот период, рассчитанной в соответствии со ст. 112–117 ТК.
При работе с ночным отдыхом в комнате отдыха локомотивных бригад суммарная продолжительность смены, разделенной на части, не должна превышать 12 ч, а время работы после ночного отдыха – 5 ч.
В случае незапланированного отсутствия сменяющего (резервного) машиниста работающий машинист должен довести электропоезд до ближайшего пункта смены, при этом продолжительность времени работы может быть увеличена до 8 ч.
В период проведения массовых мероприятий на территории г. Минска допускается увеличение продолжительности времени работы машиниста свыше установленной, но не более 12 ч с его согласия.
Учет рабочего времени
Учет рабочего времени машинистов осуществляют на основании табеля использования рабочего времени, лицевого счета использования рабочего времени, нарядов, маршрутных листов и других документов.
Формы документов для учета использования рабочего времени, а также порядок их заполнения утверждает наниматель.
Время отдыха
Машинистам в течение смены может предоставляться перерыв для отдыха и питания с продолжительностью от 30 до 60 мин, как правило, через 3–4,5 ч работы, а после ночной смены через 1,5–2,5 ч, который включается в рабочее время.
Дополнительные специальные перерывы (технологические и физиологические) продолжительностью до 30 мин, включаемые в рабочее время, предоставляются через каждые 2,0–2,5 ч работы.
Время предоставления перерывов и их конкретная продолжительность устанавливаются графиком работ (сменности).
При необходимости допускается объединение технологического и физиологического специальных перерывов.
Время, оставшееся после осмотра электропоезда в электродепо или пункте оборота, учитывается как перерыв для удовлетворения физиологических потребностей, а при продолжительности его не менее 20 мин может вводиться в установленном порядке как перерыв для отдыха и питания.
Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются равномерно в течение месяца путем добавления 24 ч к расчетному отдыху, причитающемуся после рабочего дня (смены).
Если по расчету продолжительность еженедельного отдыха получается больше 42 ч, то она не может сокращаться. Дни еженедельного отдыха указываются в графиках работ (сменности) и нарядах.
При разделении рабочей смены на 2 части в ночное время продолжительность перерыва между 2 частями смены должна быть не менее половины времени и не более двойной продолжительности времени предшествующей работы, но не менее 2 ч 30 мин.
В дни, когда продолжительность работы метрополитена увеличивается, допускается устанавливать перерыв продолжительностью менее 2 ч 30 мин. При этом общая продолжительность смены не должна превышать 12 ч.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с перерывом для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени, затраченного на работу в предыдущий рабочий день (смену).
В отдельных случаях допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха, полагающегося по расчету, с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующей работы в учетном периоде.
Предоставление сокращенного междусменного отдыха после 2 ночных смен подряд не допускается. Междусменный отдых менее 12 ч не допускается.
Время перерыва при разделении рабочего дня (смены) на части включается в расчет при определении ежедневного (междусменного) отдыха.
Павел Томилин, юрист