В редакцию журнала «Я – специалист по кадрам» часто поступают вопросы, связанные с оформлением трудовых отношений с обязанными лицами.
Данный материал позволит не допустить нарушений в сфере трудовых отношений с данной категорией граждан и получить ответы на часто встречающиеся вопросы в этой сфере.
Работа лиц, которые в соответствии с п. 8 Декрета Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18) являются обязанными, трудоустроенных на основании постановления суда, прекращается после полного возмещения расходов по содержанию детей либо после самостоятельного трудоустройства этих лиц на работу с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, а также после освобождения их от уплаты расходов по содержанию детей по решению суда (п. 14 Декрета № 18).
Основания возникновения у родителей обязанности возмещения расходов по содержанию детей
Родители должны возмещать расходы по содержанию детей в следующих случаях:
– отобрание у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
– отобрание у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
– лишение их родительских прав;
– нахождение их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
– отбывание ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.
Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, но не ранее дня принятия решения комиссии по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего уголовный процесс, либо вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей, указанных в части первой п. 8 Декрета № 18 (речь идет о родителях, отбывающих наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста).
Образец приказа о приобретении статуса обязанного лица
смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.
Данная обязанность прекращается после полного погашения расходов по содержанию детей, а также в случае смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у него заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждаемым Минздравом.
Как лучше оформить трудовые отношения с обязанными лицами
Обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей, за исключением случаев, предусмотренных в пп. 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 2, 8 ст. 42, пп. 1, 2, 5, 6 ст. 44 и пп. 2, 4 ст. 47 Трудового кодекса РБ (далее – ТК). В случае если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя. Приведенные основания и условия прекращения трудовых отношений с обязанными лицами являются исчерпывающими.
Как показывает практика, отдельные наниматели при заключении трудового договора с обязанным лицом используют нормы ст. 28 ТК, устанавливая предварительное испытание, а также применяют контрактную форму найма.
Наличие контракта изначально подразумевает возможность прекращения трудовых отношений по инициативе работника по истечении срока действия контракта, а также по дополнительным основаниям, предусмотренным подп. 2.10 п. 2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», что в отношении обязанных лиц не применяется.
Аналогичная ситуация возникает и при установлении предварительного испытания при приеме на работу и праве работника расторгнуть трудовой договор (контракт) с предварительным испытанием.
Целью установления предварительного испытания является проверка соответствия работника поручаемой ему работе. Однако трудовой договор (контракт) с обязанным лицом с условием предварительного испытания не может быть прекращен с учетом требований, предусмотренных частью тринадцатой п. 14 Декрета № 18. Каждая из сторон вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием (часть первая ст. 29 ТК):
1) до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за 3 дня;
2) в день истечения срока предварительного испытания.
Следовательно, установление предварительного испытания при приеме на работу обязанного лица, а также заключение с ним контракта противоречит определенным Декретом № 18 требованиям по прекращению трудовых отношений с такой категорией работников.
Кроме того, при трудоустройстве обязанного лица невозможно изначально определить продолжительность его работы у нанимателя, т.е. установить конкретный срок трудовых отношений.
Таким образом, при трудоустройстве обязанных лиц по постановлению суда целесообразно заключать трудовой договор на неопределенный срок.
ЭТО ВАЖНО! Установление предварительного испытания для указанной категории также является неприемлемым.
Предоставление трудового отпуска обязанным лицам
В зависимости от того, как обязанные лица возмещают расходы, различается и продолжительность трудового отпуска, на которую они имеют право.
Так, обязанные лица, трудоустроенные и возмещающие расходы по судебному постановлению, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней. Дополнительные отпуска и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются (часть восьмая п. 14 Декрета № 18).
Если же обязанные лица добровольно возмещают расходы по содержанию детей (судебное постановление не выносилось), то они имеют право на трудовые отпуска продолжительностью, установленной ТК.
Образец заявления работника о возмещении расходов по содержанию
детей, помещенных на государственное обеспечение,
смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 25 журнала.
Обеспечение контроля за явкой обязанных лиц на работу
Данный контроль необходимо осуществлять совместно с органами внутренних дел и органами по труду, занятости и социальной защите.
В этих целях организации, в которых работают обязанные лица, должны:
– информировать органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите о неявке обязанных лиц на работу (форма информирования определяется организацией самостоятельно: телефонограммы, факсимильные сообщения, e-mail, почтовые отправления и т.п.);
– ежемесячно в течение 3 первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным, представлять в органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите информацию об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушениях трудовой дисциплины обязанными лицами, в т.ч. повлекших уменьшение их заработной платы (табели учета рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения трудовой дисциплины);
– вести ежедневный учет явки обязанных лиц на работу и ухода с нее.
Образец приказа о работе с обязанными лицами смотрите
в рубрике «Полезная документация» на с. 25 журнала.
Образец приказа о назначении ответственных в организации по работе с обязанными
лицами смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журнала.
В день неявки обязанного лица на работу:
– наниматель сообщает об этом в соответствующий орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел, а также устанавливает причины его неявки и принимает меры по обеспечению явки на работу обязанного лица;
– при наличии неуважительной причины неявки на работу наниматель и орган по труду, занятости и социальной защите обращаются в орган внутренних дел о содействии в доставке обязанного лица на работу;
– орган внутренних дел выносит этому лицу официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивает его явку (доставку в случае обнаружения этого лица по результатам розыска) в организацию. Копия предупреждения направляется нанимателю и в орган по труду, занятости и социальной защите.
Порядок увольнения обязанного лица
Обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей.
Законодательством установлено, что за ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, нарушение трудовой дисциплины обязанные лица могут быть переведены нанимателем с согласия органа государственной службы занятости на другую имеющуюся работу, в т.ч. на работу, не соответствующую их образованию и профессиональной подготовке.
ЭТО ВАЖНО! При этом заработная плата обязанного лица должна обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей с сохранением за ним не менее 30 % заработной платы.
Обратите внимание, что вопросы перевода обязанных лиц на другую работу закреплены в частях второй и третьей ст. 30 ТК. Такой перевод на другую работу осуществляется нанимателем без согласия работника, но с согласия государственной службы занятости населения.
В настоящее время вопросы увольнения обязанных лиц определяются следующими правилами.
Имеется возможность увольнения обязанных лиц в случаях, предусмотренных в пп. 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 2, 8 ст. 42, пп. 1, 2, 5, 6 ст. 44 и пп. 2, 4 ст. 47 ТК, а также в части пятнадцатой п. 14 Декрета № 18.
Следовательно, увольнение обязанного лица допускается в следующих случаях:
– ликвидация организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 42 ТК);
– несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (п. 2 ст. 42 ТК);
– совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (п. 8 ст. 42 ТК);
– призыв работника на военную службу (п. 1ст. 44 ТК);
– восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ст. 44 ТК);
– вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (п. 5 ст. 44 ТК);
– смерть работника, признание его судом безвестно отсутствующим или объявление умершим, смерть нанимателя — физического лица (п. 6 ст. 44 ТК);
– совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя (п. 2 ст. 47 ТК);
– направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий (п. 4 ст. 47 ТК);
– самостоятельное трудоустройство обязанного лица на новое место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы (часть пятнадцатая п. 14 Декрета № 18).
Информирование заинтересованных в случае увольнения обязанных лиц
При увольнении обязанного лица по основаниям, предусмотренным в пп. 1, 2, 8 ст. 42, пп. 2 ст. 44, п. 2 ст. 47 ТК, наниматель в день увольнения направляет об этом информацию:
– в орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел (если обязанное лицо работало на основании судебного постановления о трудоустройстве) для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы;
– взыскателю расходов по содержанию детей (если обязанное лицо на день увольнения добровольно возмещало такие расходы) для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей и его трудоустройстве в порядке, установленном Декретом № 18.
В случае самостоятельного нахождения обязанным лицом места работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя.
Таким образом, увольнение обязанного лица с прежнего места работы, на которое он был трудоустроен по направлению органа по труду, занятости и социальной защите, в случае подыскания новой работы и самостоятельного трудоустройства будет правомерным только при соблюдении следующих условий:
1) имеется письмо от другого нанимателя о трудоустройстве обязанного лица;
2) увольнение согласовано с органом по труду, занятости и социальной защите.
Если обязанное лицо было уволено по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 44 ТК в связи с призывом на военную службу, то для обеспечения его трудоустройства после увольнения с военной службы командир воинской части по месту ее прохождения за 3 месяца до окончания срока военной службы должен проинформировать об этом суд, орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту постоянного проживания обязанного лица, а также направить в суд исполнительный документ в день его увольнения. При отсутствии судебного постановления о трудоустройстве суд в течение 5 рабочих дней со дня поступления исполнительного документа должен вынести определение о трудоустройстве обязанного лица.
Принудительное лечение обязанных лиц
Обязанные лица, систематически нарушающие трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, могут быть направлены в лечебно-трудовые профилактории (п. 17 Декрета № 18).
В этом случае наниматель информирует органы внутренних дел об указанных нарушениях в порядке, установленном в абз. 3 части двенадцатой п. 14 Декрета № 18. При наличии оснований для направления обязанного лица в лечебно-трудовой профилакторий органы внутренних дел в течение 3 дней осуществляют подготовку и представление материалов в суд для рассмотрения этого вопроса.
Органы внутренних дел осуществляют доставку обязанного лица в суд в день судебного заседания либо в лечебно-трудовой профилакторий не позднее дня, следующего за днем вступления в силу решения суда о направлении обязанного лица в лечебно-трудовой профилакторий.
Обязанные лица в период нахождения в лечебно-трудовых профилакториях трудоустраиваются на республиканские унитарные производственные предприятия, подчиненные Департаменту исполнения наказаний МВД, и в иные организации, расположенные по месту нахождения лечебно-трудовых профилакториев.
Трудоустройство обязанных лиц, освобожденных из лечебно-трудовых профилакториев или мест лишения свободы, производится на основании судебного постановления о трудоустройстве.
Совершение обязанным лицом виновного действия (бездействия), выразившегося в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве, повлекшего за собой неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей, влечет административный арест с обязательным привлечением к труду (п. 14-1 Декрета № 18).
Под виновными действиями (бездействием), выразившимися в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве, понимаются:
– уклонение обязанного лица от явки в органы по труду, занятости и социальной защите, в организации для трудоустройства, от прохождения медицинского осмотра, получения необходимых для трудоустройства документов;
– иные виновные действия (бездействие), повлекшие неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.
Образец акта об отсутствии обязанного лица на рабочем
месте смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 27 журнала.
Образец объяснительной записки об отсутствии на работе
смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 28 журнала.
Образец приказа о наложении дисциплинарного взыскания
смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 28 журнала.