В журнале «Я – специалист по кадрам», 2011, № 18, на с. 9 была рассмотрена ситуация, когда молодой специалист, отработав в организации 6 месяцев, в связи с призывом для прохождения срочной военной службы был уволен по п. 1 ст. 44 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).
По многочисленным запросам читателей предлагаем ознакомиться с юридическим анализом схожих ситуаций при аналогичных обстоятельствах.
Базовые нормы законодательства, предоставляющие гарантии лицам, уволенным с военной службы, предусмотрены ст. 281 и 342 ТК.
Лицам, уволенным с военной службы, гарантировано в течение 3 месяцев со дня окончания состояния на военной службе, если они работали до призыва на военную службу в государственных организациях, право поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва на военную службу (п. 1 ст. 342 ТК).
Условия предоставления гарантий лицам, уволенным в запас
При предоставлении гарантий необходимо учесть следующее:
– гарантии, предусмотренные п. 1 ст. 342 ТК, действуют только в случае, если гражданин работал до призыва на военную службу в государственной организации.
К государственным организациям относят субъекты хозяйствования, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет 50 % и более;
– право поступления на работу к тому же нанимателю сохраняется в течение 3 месяцев со дня окончания состояния на военной службе;
– гарантируется право поступления на должность, равноценную ранее занимаемой, т.е. до призыва.
Равноценная должность – это не обязательно прежняя, на которой работник трудился до призыва (поступления) на военную службу (часть третья ст. 153 ТК). Она может быть сопоставима с прежней по условиям труда, объему возложенных обязанностей и предоставляемых прав, уровню оплаты труда и т.п.
ЭТО ВАЖНО! Несовпадение хотя бы одного из перечисленных условий исключает реализацию гражданином своего права на трудоустройство по правилам п. 1 ст. 342 ТК.
Что касается вопроса о праве нанимателя отказать в приеме на работу такому гражданину по мотиву отсутствия вакансий, то такое право следует признать обоснованным, что подтверждается судебной практикой.
Суды при рассмотрении соответствующих дел исходят из того, что ст. 342 ТК гарантирует гражданину, уволенному со срочной воинской службы, не предоставление конкретного рабочего места у нанимателя, с которым он состоял в трудовых отношениях до призыва на службу, а лишь право поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва, при условии, что такая должность вакантна.
Предоставление первого рабочего места
Первым рабочим местом считается место работы, предоставляемое военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, если на момент призыва на срочную службу они не состояли в трудовых отношениях (абз. 3 части второй ст. 281 ТК).
Порядок и условия предоставления первого рабочего места изложены в Положении о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 19.12.2006 № 1681.
Так, военнослужащим, уволенным из Вооруженных Сил, первое рабочее место предоставляется путем трудоустройства в счет установленной местными исполнительными и распорядительными органами нанимателям брони в порядке, определенном постановлением Совета Министров РБ от 29.11.2006 № 1595 «Об утверждении Положения о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда».
ЭТО ВАЖНО! Запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора с военнослужащими срочной службы, уволенными из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований и направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места (п. 7 ст. 16 ТК).
Отказ в трудоустройстве необходимо оформить письменно с указанием причин отказа и направить гражданину не позднее 3 дней после его обращения. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суде.
В связи с этим можно сделать вывод, что трудовое законодательство запрещает отказывать в заключении трудового договора направленным на работу в счет брони, но при этом не содержит запрета на отказ в приеме на работу в других случаях, например при отсутствии вакансий.
Таким образом, суд может признать незаконным отказ в заключении трудового договора по причине дискриминации и в случае, если военнослужащие срочной военной службы, уволенные из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, получили направление на работу в организацию в счет брони для предоставления первого рабочего места (ст. 14 и 16 ТК).
От редакции:
В следующих номерах журнала также будет рассмотрен вопрос, связанный с прекращением трудовых отношений в связи с призывом на воинскую службу.