На дворе осень, а значит, для кого-то и время призыва в армию. Как правильно уволить сотрудника в случае призыва его в армию? Что служит основанием для оформления увольнения в связи с призывом в армию? На эти и другие вопросы читатели журнала смогли получить ответы в ходе «Прямой линии» с Шелковичем Владимиром Ивановичем, начальником правового управления аппарата Совета Федерации профсоюзов Беларуси.
В последнее время в Республике Беларусь практикуется добровольное поступление на военную службу на основании контракта.
По какой статье Трудового кодекса (далее – ТК) следует уволить работника, поступившего на военную службу по контракту? Можно ли в таком случае в качестве основания увольнения сослаться на п. 1 ст. 44 ТК?
Работника следует уволить по п. 1 ст. 44 ТК.
На основании Закона РБ от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон № 1914-XII) воинская служба – особый вид государственной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве, военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее – Вооруженные Силы) или других войск и воинских формирований Республики Беларусь. Военная служба – основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований.
В то же время военную службу подразделяют на военную службу по призыву и военную службу по контракту.
Военная служба по призыву – обязательная военная служба граждан мужского пола, признанных в установленном порядке годными к ее прохождению. Военную службу по призыву подразделяют на срочную военную службу и военную службу офицеров по призыву.
Военная служба по контракту – военная служба граждан, которую они в целях исполнения конституционного долга по защите Республики Беларусь добровольно обязуются проходить в соответствии с законодательством РБ на условиях заключенного контракта (ст. 1 Закона № 1914-XII).
Буквальное прочтение содержания п. 1 ст. 44 ТК свидетельствует о том, что по данному основанию подлежат увольнению работники, которых призывают на военную службу. Вместе с тем практика применения данного основания увольнения идет по пути того, что по п. 1 ст. 44 ТК производится увольнение как работников, призываемых на срочную военную службу, так и работников, добровольно поступающих на военную службу на основании контракта.
Какие документы необходимы для увольнения по п. 1 ст. 44 ТК при поступлении на военную службу по контракту?
Заявление работника и копия заключенного контракта.
Для увольнения по п. 1 ст. 44 ТК прежде всего необходимо заявление работника о прекращении трудового договора. Вместе с тем наличия лишь одного заявления, в котором работник указывает в качестве причины увольнения призыв на военную службу, недостаточно для принятия решения об увольнении. Кроме заявления работник обязан представить либо повестку военкомата, либо копию заключенного контракта о службе в Вооруженных Силах.
Поэтому основанием для увольнения по п. 1 ст. 44 ТК в связи с добровольным поступлением на военную службу помимо заявления работника является копия заключенного контракта о службе в Вооруженных Силах. Увольнение работника производится в срок, указанный в заявлении, и до даты начала действия контракта.
Работник представил справку-сообщение о зачислении в военное учебное заведение.
Можно ли в этом случае уволить его по п. 1 ст. 44 ТК?
Можно.
На основании части пятой ст. 43 Закона № 1914-XII с гражданами, зачисленными в военные учебные заведения, заключаются контракты о прохождении военной службы со дня их зачисления на период обучения и на 5 лет прохождения ими военной службы на должностях офицерского состава по окончании военных учебных заведений, а с гражданами, не достигшими 18-летнего возраста, – с письменного согласия родителей или иных законных представителей.
Таким образом, справка-сообщение о зачислении в военное учебное заведение является подтверждением заключения контракта о прохождении военной службы и может являться достаточным основанием для увольнения работника по п. 1 ст. 44 ТК.
Работником 19 октября подано заявление об увольнении по п. 1 ст. 44 ТК 20 октября 2012 г. К заявлению приложена копия контракта о службе в Вооруженных Силах с 1 ноября 2012 г.
Может ли наниматель произвести увольнение работника не 20 октября, а, скажем, 25, 30 октября?
Не может.
Инициатива определения даты увольнения в данном случае принадлежит работнику. Конечно же, наниматель вправе предложить работнику более поздние сроки увольнения. Однако он не вправе перенести дату увольнения без согласия на то работника, несмотря ни на какие уважительные причины.
При увольнении по п. 1 ст. 44 ТК работнику в соответствии со ст. 48 ТК должно быть выплачено выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка. Размер выходного пособия при увольнении по данному основанию указан как граница минимального размера пособия.
Может ли наниматель при издании приказа об увольнении увеличить выходное пособие по своему усмотрению?
Может.
Коллективным договором организации, который является локальным нормативным правовым актом, регулирующим трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками (ст. 361 ТК), может быть предусмотрена выплата выходного пособия при увольнении по данному основанию в большем размере.
Размер выходного пособия может быть увеличен в зависимости от стажа работы у данного нанимателя в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором (соглашением) (часть седьмая ст. 48 ТК).
Таким образом, наниматель вправе увеличить 2-недельное выходное пособие только при соблюдении условий, установленных частью седьмой ст. 48 ТК.
В организацию обратился работник, ранее уволенный по п. 1 ст. 44 ТК.
Он пояснил, что в день отправки в воинскую часть он не был призван на военную службу с мотивировкой укомплектованности. В военкомате ему сказали, что призовут весной.
1. Имеет ли право этот работник на восстановление на работе?
2. Следует ли в случае трудоустройства этого работника произвести удержание выходного пособия, выплаченного при увольнении?
3. В случае призыва работника на военную службу весной при его увольнении выходное пособие должно быть выплачено еще раз?
1. Возвращение работника в организацию может рассматриваться в рамках нового трудоустройства.
Законодательством о труде предусмотрены гарантии для лиц, уволенных с военной службы.
В частности, гарантируется сохранение в течение 3 месяцев со дня окончания состояния на военной службе за гражданами, работавшими до призыва на военную службу в государственных организациях, права поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва на военную службу (п. 1 ст. 342 ТК).
Гарантий, обеспечивающих сохранение рабочего места за лицами, уволенными в связи с призывом на военную службу, но не призванными на военную службу, трудовым законодательством не предусмотрено. Возможность возвращения работника в организацию может рассматриваться в рамках нового трудоустройства на прежнее либо иное рабочее место.
2. Нет.
Оснований для удержания сумм выходного пособия нет, поскольку увольнение работника по п. 1 ст. 44 ТК произведено обоснованно и все связанные с этим увольнением правовые последствия являются законными.
3. Да.
Законодательство не ограничивает количество выплат выходного пособия в случаях прекращения трудового договора по п. 1 ст. 44 ТК. Независимо от того, что ранее работнику уже выплачивалось такое выходное пособие, при очередном его увольнении по п. 1 ст. 44 ТК на основании ст. 48 ТК работнику должно быть выплачено выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка.
Законодательством о труде гарантируется право поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва на военную службу, гражданам, работавшим до призыва на военную службу в государственных организациях.
Сохраняется ли за работником такое право в случае, если за время военной службы организация изменила форму собственности?
Не сохраняется.
Гражданам, работавшим до призыва на военную службу в государственных организациях и уволенным с данной службы, гарантируется сохранение в течение 3 месяцев со дня окончания состояния на военной службе права поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва на военную службу (п. 1 части первой ст. 342 ТК). На первый взгляд само по себе изменение формы собственности организации не дает оснований для утверждения того, что нанимателем стал некто иной. Отсюда ошибочный вывод, что в случае если организация стала субъектом хозяйствования негосударственной (частной) формы собственности, то за гражданином, являвшимся до призыва работником этой (тогда еще государственной) организации и уволенным с военной службы, гарантии, предусмотренные п. 1 части первой ст. 342 ТК, сохраняются.
Однако исходя из норм Гражданского кодекса РБ (далее – ГК) юридическим лицом признают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшую в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанную таковым законодательным актом (ст. 44 ГК).
Таким образом, учитывая тот факт, что смена формы собственности влечет обязательное внесение изменений в уставные документы организации, в т.ч. в части ее полного наименования, после их регистрации и вступления в силу имеются все основания для констатации факта об изменении нанимателя.
Молодой специалист, отработавший по распределению 1 год и 3 месяца, был призван на военную службу.
Из 2-летнего срока обязательной отработки работником не отработано 9 месяцев.
Должен ли он после увольнения с военной службы явиться по прежнему месту работы (по месту распределения)?
Не должен.
В срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитываются период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, иные периоды, определяемые Правительством РБ (ст. 83 Кодекса РБ об образовании).
Если срок военной службы составил не менее оставшегося срока отработки (в приведенном случае – не менее 9 месяцев) и гражданин не имеет желания возобновлять трудовые отношения в прежней организации, то у него нет обязанности трудоустраиваться к бывшему нанимателю.