Практически в каждой организации имеется автомобиль, а значит, и водитель. Ввиду того, что работа водителя связана с определенными рисками, трудовые отношения с такой категорией работников имеют некоторые особенности.
Ознакомление с данным материалом позволит избежать ошибок при оформлении трудовых отношений с водителями.
Прием водителей на работу
Законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с управлением транспортным средством.
При трудоустройстве водитель кроме документов, установленных ст. 26 Трудового кодекса РБ (далее – ТК), обязан предъявить:
– водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку.
Необходимость наличия водительского удостоверения соответствующей категории предусмотрена предъявляемыми к водителю автомобиля квалификационными требованиями, содержащимися в выпуске 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 25.11.2003 № 147 (далее – ЕТКС).
Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством, а трудовая книжка – опыт работы водителем. Так, если организации требуется водитель с определенной квалификацией или опытом работы, например для пассажирских перевозок, для их подтверждения нужно исходить из содержания записей в трудовой книжке работника;
– действующую медицинскую справку о годности к управлению транспортным средством с правом найма на работу (пп. 1, 4 Инструкции о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств и медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 18.12.2002 № 89);
– справку о прохождении предварительного профилактического наркологического осмотра (п. 13 Перечня категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу, утвержденного постановлением Минздрава, МВД и Минтруда и соцзащиты РБ от 08.08.2005 № 23/243/104).
ЭТО ВАЖНО! Водители обязаны проходить предрейсовый медицинский осмотр (часть одиннадцатая ст. 23 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее – Закон о дорожном движении)) и (или) контроль на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (часть вторая ст. 34 Закона о дорожном движении).
В данном случае следует назначить лицо, ответственное за проведение контроля состояния водителей, с учетом характеристики работ по конкретной должности, профессии, предусмотренной квалификационными справочниками. Это, например, может быть должностное лицо, ответственное за выпуск транспортных средств на линию.
Образец рабочей инструкции водителя автомобиля смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
Определение наименования профессии
Особое внимание необходимо обратить на установление правильного наименования профессии при приеме водителя на работу.
Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в определенном порядке.
Выпуск 52 ЕТКС содержит квалификационную характеристику профессии «водитель автомобиля», по которой установлены квалификационные классы.
Для водителя автомобиля, не имеющего присвоенного 2-го или 1-го класса, наименование профессии в штатном расписании, трудовой книжке и в приказе о приеме на работу указывается с соответствующей квалификацией как «водитель автомобиля 3-го класса». Наличие присвоенного 2 -го или 1-го класса подтверждается записями в трудовой книжке работника.
При приеме на работу 3-й класс водителю автомобиля присваивает наниматель на основании водительского удостоверения с учетом требований указанной квалификационной характеристики, а также типа и марки транспортного средства, обслуживаемого водителем.
Наниматель, заботясь о сохранности автомобиля, передаваемого для управления водителю, заключает с таким работником договор о полной материальной ответственности.
Пример
При оформлении на работу водителя бензовоза необходимо исходить из того, что в соответствии с общегосударственным классификатором РБ «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденным приказом Белстандарта от 30.12.1996. № 234, точное наименование профессии – «водитель автомобиля» (код профессии – 11442).
Следовательно, в трудовой книжке должна быть сделана запись: «Водитель автомобиля», – если работник принимается для работы водителем автомобиля на всех марках и типах транспортных средств, имеющихся в организации.
Если же работник принимается для работы на конкретной марке и типе транспортного средства (бензовоз), то в трудовой книжке необходимо записать: «Принят на работу водителем автомобиля», – и указать марку и тип транспортного средства (бензовоза).
Прием на работу водителя со своим транспортным средством
Если на работу принимают водителя с транспортным средством (автомобиль принадлежит работнику), то в трудовом договоре, заключаемом с таким работником, надо предусмотреть:
– общее время использования автомобиля в служебных целях;
– размер и порядок выплаты компенсации за износ (амортизацию) автомобиля (ст. 106 ТК).
Кроме того, с работником дополнительно заключается гражданско-правовой договор (например, договор аренды автомобиля).
Условия оплаты труда водителей
При приеме на работу водителя автомобиля в трудовом договоре необходимо указать следующие сведения об оплате труда:
1) размер тарифной ставки;
2) доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
Дополнительные стимулирующие и компенсирующие выплаты устанавливает наниматель на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 ТК). В связи с этим в трудовом договоре должны быть указаны виды и размер дополнительных выплат либо сделана ссылка на локальные нормативные акты, в соответствии с которыми производятся данные выплаты.
Дифференциация размеров оплаты труда водителя автомобиля осуществляется в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работника.
Одной из стимулирующих выплат является премия, которую выплачивают в установленном порядке работнику за конкретные результаты труда.
Что касается других стимулирующих выплат, то для водителя автомобиля наиболее распространенный вид надбавок – это надбавка за классность, размер которой устанавливается в коллективном договоре, соглашении и трудовом договоре.
Например, водителям 1-го класса, работающим на грузовых и легковых автомобилях, а также автобусах, может выплачиваться надбавка в размере 25 %, водителям 2-го класса – 10 % оклада. Конкретные размеры таких надбавок и условия их установления определяются в локальных нормативных правовых актах организации.
Особенности учета рабочего времени водителей
Следует иметь в виду, что законодательством установлены особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей (Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденное постановлением Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение)), которые распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности.
В течение рабочего времени водитель автомобиля обязан исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работ (сменности).
Началом работы считается время явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работ (сменности), а окончанием работы – время освобождения от работы после проведения заключительных работ по возврату автомобиля к месту стоянки. Время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания работы, на регистрацию при уходе с работы, в рабочее время не включается.
В отдельных случаях начало и окончание работы могут устанавливаться вне места постоянной работы, о чем водителю автомобиля должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня.
При дальних междугородных перевозках началом работы водителя автомобиля в смене считается время истечения установленного графиком работ (сменности) времени отдыха, а окончанием смены – время начала отдыха по графику в промежуточном или конечном пункте маршрута.
Рабочее время водителя автомобиля состоит из следующих периодов:
– подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены продолжительностью 20 мин;
– времени проведения предрейсового медицинского осмотра продолжительностью 5 мин;
– времени управления автомобилем;
– времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двоих водителей автомобиля;
– времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
– времени простоев не по вине водителя автомобиля;
– времени специальных перерывов, предусмотренных графиком работ (сменности) для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута;
– времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
– времени охраны груза и автомобиля во время стоянки на промежуточных и конечных пунктах маршрута при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем автомобиля.
Продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двоих водителей автомобиля, засчитываемого водителю автомобиля в рабочее время, устанавливает наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии).
Привлечение к сверхурочным работам должно производиться только с согласия водителя автомобиля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Учет рабочего времени водителей автомобилей осуществляют на основании табеля учета использования рабочего времени, путевых листов и других документов.
Время внутрисменных простоев учитывается начиная с 5 мин.
Учет времени простоя водителей автомобилей ведут путем заполнения листков о простое или проставления особых отметок в путевом листе установленной формы.
Время использования работников в период простоя на других работах в листок простоя не включают и оформляют выдачей разовых нарядов.
В месте командировки рабочее время водителя автомобиля учитывают на общих основаниях в порядке, установленном по месту его работы. Если в месте командировки организована работа по графику работ (сменности), отличному от графика работ (сменности) в месте постоянной работы, то рабочее время водителя автомобиля учитывают по его фактической продолжительности с представлением табеля учета рабочего времени с этого места работы.
Особенности определения времени отдыха водителей
Водителям автомобилей должен предоставляться в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 мин и не более 2 ч, который используется водителем автомобиля по своему усмотрению и в рабочее время не включается (п. 20 Положения).
При установленной графиком работ (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 ч водителю автомобиля могут предоставляться 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин.
Перерыв для отдыха и питания рекомендуется предоставлять через 4 ч после начала работы.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) либо по соглашению между водителем автомобиля и нанимателем.
После непрерывного 2-часового управления автомобилем водителю автомобиля должен быть предоставлен специальный технический перерыв (включаемый в рабочее время) на 10 мин, или он может быть присоединен к последующему перерыву после управления автомобилем в течение 4 ч, если не наступает период перерыва для отдыха и питания (п. 21 Положения).
Работа в выходной день может компенсироваться по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или повышенной оплатой в размерах, установленных законодательством о труде Республики Беларусь.
В случае, когда водители автомобилей, занятые на междугородных перевозках, не имеют возможности использовать дни еженедельного отдыха в период поездки, им должны быть предоставлены другие дни отдыха после возвращения к месту постоянной работы.
В государственные праздники и праздничные дни допускается работа водителей автомобилей, связанная с необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций, если эти дни предусмотрены графиками работ (сменности) как рабочие, а также в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-технологическим условиям и при неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работах.
При суммированном учете рабочего времени работа в государственные праздники и праздничные дни по графику работ (сменности) включается в норму рабочего времени учетного периода.
Порядок установления совмещения
Если рабочее время водителя полностью не загружено выполнением основной работы, на него может быть дополнительно возложена другая близкая его квалификации, специальности работа, которая должна быть закреплена в трудовом договоре.
В этом случае наименование профессии работника устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ (часть вторая п. 28 Общих положений ЕТКС). Иными словами, если большую часть рабочего времени работник выполняет работу водителя, то наименование его профессии также будет установлено как «водитель», однако характеристикой работ, трудовым договором должно быть предусмотрено условие выполнения иной работы.
Зачастую при поломке автомобиля наниматель привлекает водителя к ремонту.
В случае если нецелесообразно содержать специальных работников, обслуживающих и ремонтирующих автомобили, водители могут самостоятельно выполнять эти работы в объеме, предусмотренном их характеристикой работ, в свое рабочее время. При этом оплата труда должна производиться в соответствии с обычным порядком, определенным в трудовом договоре с водителем, без каких-либо специальных доплат.
Если же устранение поломки автомобиля требует выполнения работ, не предусмотренных характеристикой работ водителя, наниматель может произвести временный перевод водителя автомобиля на работу по профессии «слесарь по ремонту автомобилей» (5-го – 7-го разряда) по правилам ст. 33 ТК. В данном случае труд водителя автомобиля оплачивается по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Отметим, что временный перевод на срок до 1 месяца производится без согласия работника. Кроме того, при таком переводе нанимателю следует убедиться, что квалификация водителя отвечает требованиям, предъявляемым к слесарю по ремонту автомобиля соответствующего разряда.
Присвоение классности водителям
При приеме водителя на работу и отсутствии у него в трудовой книжке записей, свидетельствующих о присвоении 2-го или 1-го класса, наниматель устанавливает такому работнику 3-й класс. В этом случае можно говорить о том, что если при устройстве на работу водителем у кандидата имеется водительское удостоверение категории B или C, то ему при приеме на работу присваивается 3-й класс.
Для присвоения водителю 2-го или 1-го класса необходимо одновременное соблюдение нескольких условий:
– наличие в водительском удостоверении отметки о праве управления механическим транспортным средством соответствующей категории;
– наличие определенного стажа вождения;
– наличие заключения квалификационной комиссии предприятия о присвоении класса (п. 23 Общих положений ЕТКС).
Квалификационная комиссия вправе принять решение как о присвоении очередного класса, так и об отказе в этом. Отказ должен быть правомерным: например, если работник был виновен в дорожно-транспортном происшествии, ему может быть отказано в присвоении очередного класса.
При этом инициатором рассмотрения вопроса о присвоении очередного класса является водитель, который подает соответствующее заявление нанимателю. Кроме того, заявление дополняется ходатайством непосредственного руководителя работника.
Отметим, что нанимателю предоставлено право понижать водителю автомобиля класс (со 2-го на 3-й, с 1-го на 2-й) сроком до 3 месяцев за грубое нарушение технологической дисциплины и другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества выполняемых работ (п. 17 Общих положений ЕТКС): например, если по вине работника произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю нанимателя причинены повреждения. Восстановление класса производится в общем порядке, предусмотренном для его присвоения или повышения.
Дополнительные основания увольнения водителя
Водитель в связи со спецификой его труда может быть уволен по дополнительным основаниям. Одним из таких оснований является лишение его права управления транспортным средством в связи с применением административного взыскания в соответствии с Кодексом РБ об административных правонарушениях.
Лишение работника такого права влечет невозможность исполнения им обязанностей по трудовому договору, поскольку непосредственной трудовой функцией водителя является именно управление автомобилем.
Следовательно, наниматель вправе уволить такого работника за несоответствие выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы (п. 3 ст. 42 ТК).
Однако такое увольнение возможно, только если наниматель не может перевести работника с его согласия на другую работу (в т.ч. с переобучением) (часть первая ст. 43 ТК) либо если работник откажется от перевода. При увольнении по названному основанию наниматель должен выплатить работнику выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (часть вторая ст. 48 ТК).