При заключении трудового договора с инвалидом наниматель помимо паспорта, трудовой книжки, диплома об образовании и удостоверения инвалида потребовал от него индивидуальную программу реабилитации инвалида (ст. 26 ТК). Работница вместо представления ИПР инвалида написала заявление о своем добровольном отказе от ее реализации в целом согласно ст. 9 Закона, а также представила заключение медицинской комиссии о том, что по состоянию здоровья она может выполнять работы по выбранной профессии.
Обязан ли наниматель настоять на представлении ИПР работницей либо ему достаточно заявления работницы об отказе от реализации ИПР и заключения медкомиссии?
Справочно:
ИПР – индивидуальная программа реабилитации.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 11.11.1991 № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (далее – Закон).
Справочно:
форма ИПР и Инструкция о порядке ее заполнения утверждены постановлением Минздрава Республики Беларусь от 01.07.2011 № 65 (далее – постановление № 65).
Документы, предъявляемые при заключении трудового договора, приведены в ст. 26 ТК. Так, в соответствии с названной статьей при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
3) трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;
4) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;
5) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
6) ИПР (для инвалидов);
7) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.
Справочно:
вопросы, связанные с выдачей ИПР, а также ее заполнением, относятся к компетенции Минздрава Республики Беларусь и регулируются подп. 7.7 п. 7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», и постановлением № 65 соответственно.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 № 422-З «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (далее – Закон о предупреждении инвалидности).
Справочно:
В соответствии с Законом о предупреждении инвалидности заключение МРЭК об условиях и характере труда инвалидов обязательно для нанимателя, который не является организацией, занимающейся реабилитацией инвалидов.
Прием на работу без указанных документов не допускается.
Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.
Следовательно, наниматель обязан потребовать, а гражданин обязан представить нанимателю в т.ч. ИПР.
В соответствии с Законом ИПР определяет комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации инвалида, а также ответственных за ее проведение исполнителей.
ИПР является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов.
В связи с этим Минтруда и соцзащиты по данному вопросу было запрошено мнение Минздрава. С учетом позиции Минздрава Минтруда и соцзащиты полагает возможным отметить следующее.
ИПР инвалида состоит из 3 разделов:
– программа медицинской реабилитации;
– программа профессиональной и трудовой реабилитации;
– программа социальной реабилитации (ст. 23 Закона о предупреждении инвалидности).
Комплекс реабилитационных мероприятий представлен тремя вышеназванными разделами, в которых указываются необходимые мероприятия, исполнители, сроки проведения реабилитации и результаты выполнения или невыполнения ИПР.
Общая часть формы ИПР, включающая пп. 1–14, отражает сведения о гражданине: фамилия, имя, отчество; дата рождения; место жительства; место работы; должность и др. В том числе в п. 14 указываются условия труда инвалида (полный рабочий день, неполный рабочий день, сокращенный рабочий день, сокращенная неделя, дополнительный выходной день, исключение ночных смен, работа только в первую смену и пр.).
Часть четвертая ст. 9 Закона о предупреждении инвалидности позволяет инвалиду или его законному представителю отказаться от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей, т.е. трех ее разделов. В таком случае организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся реабилитацией инвалидов, освобождаются от ответственности за ее исполнение.
Таким образом, инвалид может отказаться от ИПР в целом, т.е. от 3 реабилитационных разделов или от одного из реабилитационных разделов. При этом информация, содержащаяся в общей части ИПР (условия труда), не относится к реабилитационным мероприятиям. Следовательно, отказаться от нее инвалид не может.
Наниматели, не выполнившие заключения МРЭК, несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь. Следовательно, наниматель обязан установить условия труда работнику, признанному инвалидом, в соответствии с п. 14 ИПР.
В случае несогласия гражданина с заключением МРЭК предусмотрено право гражданина на его обжалование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Мария Ковалевич, юрист