В организацию направлено на работу лицо, обязанное возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей.
Может ли наниматель отказать в приеме данному лицу? Какие особенности нужно учесть нанимателю, который принимает такого работника?
Отказать в приеме на работу обязанному лицу наниматель не вправе.
Органы по труду, занятости и социальной защите после получения судебного постановления о трудоустройстве обязанного лица должны в течение 3 рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства этого лица. Подбор организации (организаций) для трудоустройства обязанных лиц осуществляется таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов на содержание детей и за ним сохранялось не менее 30 % заработной платы (п. 14 Декрета Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (с изменениями и дополнениями; далее – Декрет № 18).
Прием на работу обязанного лица, подлежащего трудоустройству по постановлению суда, осуществляется на основании направления органа по труду, занятости и социальной защите. Форма направления приведена в приложении 7 к постановлению Минтруда и соцзащиты РБ от 30.11.2006 № 149 «Об утверждении форм документов, необходимых для учета граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, и инструкций по их заполнению». Наниматель должен заполнить ответ и в обязательном порядке вернуть его в орган по труду, занятости и социальной защите, который выдал это направление для трудоустройства.
Обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите.
Кроме направления на работу обязанное лицо должно предъявить нанимателю перечень документов, предусмотренных ст. 26 Трудового кодекса РБ (далее – ТК), если они у него в наличии.
На работающих обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению о трудоустройстве, распространяется законодательство о социальном страховании, пенсионное законодательство, законодательство о труде, за исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и профессиональной подготовкой.
Нанимателю также следует учитывать некоторые особенности при предоставлении отпусков данной категории работников. Обязанные лица имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней, а не 24 календарных дня, как это предусмотрено ТК. Кроме того, они имеют право на социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Другие виды трудовых и социальных отпусков им не предоставляются.
На практике часто возникает вопрос: какой должна быть продолжительность трудового отпуска у работника, самостоятельно устроившегося на работу в организацию, если потом в организацию поступает исполнительный лист о взыскании с него расходов на содержание детей?
В случае самостоятельного трудоустройства лица, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание его детей, находящихся на государственном обеспечении, и отсутствия постановлений судов (определение о судебном приказе о взыскании расходов на содержание детей, решение о лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав), в которых содержатся вопросы трудоустройства обязанных лиц, на таких лиц распространяется законодательство о труде без каких-либо ограничений. Следовательно, в данном случае продолжительность основного трудового отпуска для таких лиц не может быть менее 24 календарных дней.
Нанимателю необходимо осуществлять контроль совместно с органами внутренних дел и органами по труду, занятости и социальной защите за ежедневной явкой на работу обязанных лиц. Для этого в организации посредством издания приказа (распоряжения) назначается ответственное лицопо контролю за явкой обязанного лица и осуществления им трудовых обязанностей.
В случае неявки обязанного лица на работу наниматель должен в тот же день сообщить об этом по телефону либо выслать письмо по факсу в соответствующий орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел, а также установить причины неявки и принять меры по обеспечению явки на работу обязанного лица.
При отсутствии у обязанного лица уважительной причины неявки на работу наниматель обращается совместно с органом по труду, занятости и социальной защите в орган внутренних дел за содействием в доставке обязанного лица на работу. Орган внутренних дел выносит этому лицу официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивает его явку (доставку в случае обнаружения этого лица по результатам розыска) в организацию. Копия предупреждения направляется нанимателю (п. 10 Положения о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 26.01.2007 № 105, с изменениями и дополнениями).
Наниматель, у которого работает обязанное лицо, должен ежемесячно (в течение 3 первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным) высылать органам внутренних дел и органам по труду, занятости и социальной защите табели учета рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и другие документы, подтверждающие нарушения трудовой дисциплины.
При совершении обязанным лицом дисциплинарного проступка наниматель может применить к нему любую меру дисциплинарного взыскания, кроме увольнения.
Нанимателю следует помнить, что обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов на содержание детей, за исключением случаев, предусмотренных в пп. 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 2, 8 ст. 42, пп. 1, 2, 5, 6 ст. 44 и пп. 2, 4 ст. 47 ТК, а также в части пятнадцатой п. 14 Декрета № 18:
- ликвидация организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 42 ТК);
- несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (п. 2 ст. 42 ТК);
- совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (п. 8 ст. 42 ТК);
- призыв работника на военную службу (п. 1 ст. 44 ТК);
- восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ст. 44 ТК);
- вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы на содержание детей (п. 5 ст. 44 ТК);
- смерть работника, признание его судом безвестно отсутствующим или объявление умершим (п. 6 ст. 44 ТК);
- совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя (п. 2 ст. 47 ТК);
- направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий (п. 4 ст. 47 ТК);
- самостоятельное трудоустройство обязанного лица на новое место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы (часть пятнадцатая п. 14 Декрета № 18).
При увольнении обязанного лица по таким данным нанимателю необходимо в день его увольнения направить информацию об этом в орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел (если обязанное лицо работало на основании судебного постановления о трудоустройстве) для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы и взыскателю расходов на содержание детей (если обязанное лицо на день увольнения добровольно возмещало такие расходы) для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов.
Если же обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по письменному согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя. Увольнение обязанного лица в данном случае является не обязанностью, а правом нанимателя.