Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Отпуска обязанных лиц

Ситуация

На предприятии работают 3 обязанных лица. Двое трудоустроились на работу самостоятельно без постановления суда. Оба работают по контракту. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда на их рабочих местах подтверждены вредные условия.

Положен ли им дополнительный отпуск за вредные условия труда?

Третья работница была принята на работу по контракту в 2014 г. На момент трудоустройства она не была обязанным лицом. Потом она ушла в отпуск по беременности и родам, далее – в отпуск по уходу за ребенком до 3 лет и была признана обязанным лицом во время этого отпуска, т.е. до выхода на работу. В 2017 г. отпуск закончился, но она так и не появилась на работе, т.е. совершает прогул. Сотрудники МВД отказываются доставлять ее на работу.

Можно ли уволить ее за прогул? Как обозначить в табеле учета рабочего времени ее неявки на работу? Можно ли на ее место принять другого работника? Какова продолжительность трудового отпуска работницы после признания ее обязанным лицом – 27 дней (как указано в контракте при приеме на работу) или 7 календарных дней согласно Декрету № 18?

 

Документ: Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18).

 

Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Определяем статус работника

Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, а прекращается после полного погашения расходов по содержанию детей (п. 9 Декрета № 18).

Работающее на день помещения ребенка на государственное обеспечение обязанное лицо возмещает расходы по содержанию детей из заработной платы по его заявлению, которое должно быть подано в 3-дневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение.

Обязанными лицами являются родители, которые обязаны возмещать расходы по содержанию детей в случае:

– отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

– отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

– лишения их родительских прав;

– нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

– отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Обязанными лицами являются как работающие и добровольно возмещающие расходы по содержанию детей, так и неработающие. При этом неработающие обязанные лица, а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению, но не в полном объеме, подлежат трудоустройству по судебному постановлению о трудоустройстве (п. 13 Декрета № 18). 

Таким образом, в организации могут работать обязанные лица, трудоустроенные самостоятельно, и обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве.

Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, но не ранее дня принятия решения комиссии по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего уголовный процесс, либо вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении обязанных лиц.

А прекращается такая обязанность после полного погашения расходов по содержанию детей, а также в случае смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждаемым Минздравом (п. 9 Декрета № 18).

При прекращении обязанности возмещения расходов по содержанию детей у обязанного лица, с которого данные расходы взыскивались на основании судебного постановления (за исключением случаев полного погашения расходов по содержанию детей), выносится определение о прекращении исполнительного производства либо исполнительный документ возвращается взыскателю в случаях и порядке, предусмотренных ст. 492–494 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

Отпуска трудоустроенных по судебному постановлению

На работающих обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению о трудоустройстве в соответствии с частью второй п. 13 Декрета, распространяется законодательство о социальном страховании, пенсионное законодательство, законодательство о труде, за исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и профессиональной подготовкой рабочих (служащих) (части седьмая и восьмая п. 14 Декрета № 18).

Обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению, имеют свои ограничения и гарантии по отпускам (см. таблицу).

 

Обязанные лица

имеют право

не имеют право

1) на трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней;

2) отпуск по беременности и родам;

3) отпуск по уходу за ребенком до 3 лет

1) на отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда  и за особый характер работы (ст. 157 ТК);

2) отпуск за ненормированный рабочий день (ст. 158 ТК);

3) отпуск за продолжительный стаж работы (ст. 159 ТК);

4) поощрительные отпуска (ст. 160 ТК и подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29

 

Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются.

 

 Документ: Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 (далее – Декрет № 29).

ЭТО ВАЖНО! При этом вышеперечисленные ограничения не распространяют свое действие на обязанных лиц, которые были трудоустроены самостоятельно, т.е. стали ими в период трудовых отношений.

Отпуск работника, с которого снят статус обязанного лица

Работник, с которого снят статус обязанного лица постановлением суда об окончании исполнительного производства, имеет право на трудовой отпуск, предусмотренный законодательством о труде и контрактом (трудовым договором).

Следовательно, если в течение рабочего года у работника изменяется продолжительность трудового отпуска в связи со снятием статуса обязанного лица, то его продолжительность следует рассчитывать пропорционально отработанному времени в соответствии со ст. 177 ТК относительно даты, когда с работника сняли обязанности по возмещению расходов по содержанию детей.

Правила увольнения одинаковы для всех обязанных лиц

В отношении всех обязанных лиц независимо от их трудоустройства (самостоятельно либо по постановлению суда) частью 13 п. 14 Декрета № 18 установлено ограничение на увольнение.

Так, обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного возмещения расходов по содержанию детей, за исключением случаев, предусмотренных в пп. 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 2, 8 ст. 42, пп. 1, 2, 5, 6 ст. 44 и пп. 2, 4 ст. 47 ТК. В случае, если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя (часть 15 п. 14 Декрета № 18).

ЭТО ВАЖНО! Нанимателям следует понимать, что перечень оснований, по которым может быть уволено обязанное лицо, является исчерпывающим и работник, являющийся обязанным лицом, не может быть уволен по иным основаниям.

Прогул – не основание увольнения обязанного лица

Следовательно, увольнение работницы, признанной обязанным лицом в период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, за совершение прогула недопустимо.

До выяснения обстоятельств ее отсутствия в табеле учета использования рабочего времени можно проставлять символ, означающий отсутствие работника по невыясненным причинам (НН). После установления факта прогула в табеле учета использования рабочего времени проставляется символ, означающий прогул без уважительной причины.

Следует обратить внимание, что п. 14-1 Декрета № 18 предусмотрено, что уклонение обязанного лица от явки на работу 10 и более рабочих дней в течение 3 месяцев является основанием для привлечения его к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

На основании приведенных норм Декрета № 18 работник, в отношении которого принято постановление суда об окончании исполнительного производства, не является обязанным лицом и может быть уволен по основаниям, предусмотренным ТК. В частности, к нему может быть применена мера дисциплинарного взыскания в виде увольнения за совершение прогулов без уважительной причины (п. 5 ст. 42 ТК). При совершении длительного прогула днем увольнения является первый день прогула.

 

Мария Ковалевич, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.