Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Охрана труда и кадры: какие функции придется поделить

Расскажем, как поделить обязанности со службой охраны труда и не делать чужую работу.

 

Система управления охраной труда на каждом предприятии своя и зависит от вида деятельности организации, наличия на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, воздействующих на работников, санитарно-гигиенических требований и других условий.

Охрана труда начинается на этапе приема на работу. Наниматель обязан обучить нового работника технике безопасности, организовать прохождение медосмотра, провести вводный и первичный инструктажи по охране труда, а также ознакомить с локальными документами по охране труда. Конечно, все это наниматель делает не лично, а через соответствующие структуры.

Для организации работы по охране труда наниматель должен (на выбор):

– создать службу охраны труда;

– ввести в штат должность инженера по охране труда;

– возложить обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо.

Отсутствие в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) не освобождает ее руководителя от обязанности обеспечивать организацию работы и осуществление контроля по охране труда.

 

Справочно:

ОК – отдел кадров.

Справочно:

служба ОТ – служба охраны труда.

Справочно:

также наниматель может привлечь юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством (ст. 20 Закона об охране труда).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).

Документ:

Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).

Документ:

Инструкцию о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (далее – Инструкция № 74).

 

ВАЖНО!

Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47, утратила силу с 10.10.2019 в связи со вступлением в силу постановления Минздрава Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 «О проведении обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих» (вместе с Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих) (далее – Инструкция № 74).

Инструкцией № 74 утверждена форма направления на медосмотр (ранее форма определялась нанимателем, при этом направление требовалось только для прохождения предварительного медосмот­ра при поступлении на работу). Как и ранее, в направлении следует указать профессию, вредные и (или) опасные производственные факторы (факторы производственной среды и факторы трудового процесса) и (или) вид выполняемых работ. Но по Инструкции № 74 необходимо указывать еще и класс условий труда по каждому производственному фактору и класс опасности химического вещества (при воздействии на работника химических факторов) (приложение 5 к Инструкции № 74, п. 9 Инструкции № 47). Инструкцией № 74 также скорректирована периодичность проведения медосмотров.

 

Обязанности службы ОТ и ОК в организации медосмотров

Оба структурных подразделения будут задействованы в организации медосмотров работников. Основной документ, регламентирующий вопросы проведения медосмотров работников, – Инструкция № 47. Однако в этом документе не сказано, на работников какого конкретно структурного подразделения – ОК или службы ОТ – нанимателя возлагаются обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров. Это внутренний вопрос организации, и он решается на локальном уровне.

Чтобы организовать медосмотры работников, организации необходимо:

 

Шаг 1. Заключить договор с медицинским учреждением.

Составлять и заключать договоры, в т.ч. на прохождение медосмотров, должен юрист. Если его нет в организации, придется определить, кто будет этим заниматься: служба ОТ или ОК.

 

Шаг 2. Составить список профессий (должностей) сотрудников, которые работают в организации по трудовым договорам и подлежат периодическим медосмотрам (далее – список).

Список составляется на предстоящий год.

 

Шаг 3. Направить список в медучреждение (поликлинику), с которым заключен договор.

Поликлиника до 1 февраля года, в котором будут проводиться медосмотры, направляет нанимателю график их проведения. В нем будет указан период проведения медосмотров. Его продолжительность зависит от количества направляемых работников.

 

Шаг 4. На основании списка и графика проведения медосмотров составить список работников, которым необходимо пройти медосмотр.

Данный список работников содержит информацию о конкретных сотрудниках, которые направляются на медосмотр (фамилия, пол, год рождения и пр.). Список работников составляется по форме, утвержденной законодательством. Его целесообразно оформить в 2 экземплярах: один – для поликлиники, второй – для организации.

Список работников и сопроводительное письмо к нему за 15 дней до начала периодического медосмотра направляется в поликлинику.

В большой по численности работников организации поименные списки работников, которые должны проходить периодические осмотры, лучше поручить составлять руководителям структурных подразделений. Затем готовые списки по своим отделам они передают в службу ОТ или в ОК (данный вопрос решается на локальном уровне и прописывается, например, в положении о структурном подразделении), которое в свою очередь готовит сводный список.

 

Справочно:

проинформировать работников о сроках прохождения медосмотра можно путем рассылки по локальной почте, размещения объявления на информационном стенде организации, издания нанимателем приказа (распоряжения) и т.д., но лучше знакомить сотрудников с такой информацией под роспись.

 

Шаг 5. Обеспечить явку работников на медосмотр согласно графику его проведения.

Данная обязанность возлагается на непосредственных руководителей.

Если по каким-то причинам работник не был включен в список, но его нужно направить на медосмотр, то в этой ситуации оформляется отдельное направление в произвольной форме на бланке организации. На основании персонального направления работник пройдет медосмотр в поликлинике.

 

Шаг 6. Получение результатов медосмотра.

Рассмотрим подробнее функции службы ОТ (инженера по охране труда) и ОК (специалиста по кадрам) в этом процессе в таблице.

 

Функции службы ОТ и ОК в организации проведения медосмотров

 

Справочно:

наниматель обязан организовать и проводить медосмотры для отдельных категорий работников. Например, работники, работающие во вредных и (или) опасных условиях, водители, лица моложе 18 лет не могут быть допущены к работе без прохождения предварительного медосмотра.

 

Помимо периодического медосмотра законодательством для некоторых категорий работников предусмотрен обязательный предварительный при поступлении на работу медосмотр. Предварительный медосмотр проходят:

– лица моложе 18 лет, если иное не установлено ТК (ст. 275 ТК);

– спортсмены (ст. 314-3 ТК);

– работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (части первая, четвертая ст. 228 ТК и ст. 27 Закона об охране труда), а именно:

лица, чья работа связана с воздействием факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса (приложение 1 к Инструкции № 47);

лица, которые будут выполнять работу, указанную в приложениях 2, 3 к Инструкции № 47.

 

ЭТО ВАЖНО!

Без прохождения потенциальным работником медицинского осмотра наниматель не вправе допускать его к работе (часть вторая ст. 26, п. 4 части второй ст. 49 ТК).

 

Действующим ТК не определено, когда наниматель должен направить кандидата на работу на предварительный медицинский осмотр: до или после приема на работу. При этом законодательство требует от работника предъявить при заключении трудового договора медицинскую справку о состоянии здоровья (если это предусмотрено законодательными актами) (п. 6 части первой ст. 26 ТК), т.е. медицинский осмотр должен быть пройден ранее.

Следовательно, можно говорить о том, что наниматель должен направить будущего работника на медицинский осмотр до завершения оформления процедуры приема на работу, поскольку будущая работа может быть противопоказана кандидату на работу по состоянию здоровья.

Для прохождения предварительного медицинского осмотра лицу, поступающему на работу, выдается персональное направление по форме, разработанной в организации. Кто из служб будет оформлять направление? Скорее всего, это будет ОК. В направлении нужно указать производство, профессию, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с гр. 2 приложений 1–3 к Инструкции № 47 (п. 9 Инструкции № 47).

На локальном уровне также нужно определить, где будут храниться результаты медосмотров. Лучше хранить их в службе ОТ или по месту, где сотрудник выполняет работу. При этом для включения медицинских заключений в личные дела работников оснований нет, поскольку это не предусмотрено Инструкцией № 2. Срок хранения медицинский заключений – 10 лет (п. 512 перечня № 140).

 

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Документ:

Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденная постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 (далее – Инструкция № 2).

Документ:

Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 (далее – перечень № 140).

Документ:

Типовое положение о службе охраны труда, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98 (далее – Типовое положение о службе ОТ).

Документ:

Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).

Документ:

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 (далее – Положение об аттестации рабочих мест).

 

Участие ОК в организации обучения по охране труда

Наниматель обязан обеспечить обучение работающих по вопросам охраны труда (п. 12 ст. 226 ТК, абз. 5 части первой ст. 17 Закона об охране труда). Обучение по вопросам охраны труда является подготовкой к прохождению проверки знаний по вопросам охраны труда. И снова без участия ОК в данном мероприятии не обойтись.

Исходя из подп. 11.9 п. 11 Типового положения о службе ОТ обучение и проверку знаний работников по вопросам охраны труда организует служба ОТ совместно со структурными подразделениями. Какие это структурные подразделения, не уточняется. Вместе с тем такое уточнение содержится в п. 5 Инструкции № 175: обучение по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников на обучающих курсах организуют кадровые службы, или инженер по подготовке кадров, или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей в организациях.

 

Справочно:

обучение по вопросам охраны труда – процесс организации образовательной деятельности, направленный на освоение работающими содержания образовательных программ по вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности.

 

Обязанности службы ОТ следующие (часть вторая п. 27, п. 38 Инструкции № 175):

– составление перечня должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда;

– составление перечня профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда.

Обучение по вопросам охраны труда может быть проведено в организации и путем направления работающих:

– на обучающие курсы целевого назначения в учреждения дополнительного образования взрослых, иные учреждения образования, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых (например, в научно-образовательный центр охраны труда и промышленной безопасности ГУО «Республиканский институт высшей школы» и др.);

– для прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по вопросам охраны труда в учреждения дополнительного образования взрослых, иные учреждения образования, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых (ст. 220-1 ТК).

Конкретный способ обучения работающих по вопросам охраны труда определяет наниматель.

Следовательно, за само обучение ОК не отвечает, но участвует в оформлении процедуры – готовит приказы по личному составу:

– о направлении работников на обучение по охране труда. Если, например, кто-то из работников его не пройдет, то ОК будет готовить приказ об отстранении работника от работы;

– привлечении работника к дисциплинарной ответственности за отказ проходить обучение без уважительной причины;

– увольнении, если работник отказался пройти обучение неоднократно без уважительной причины.

Необходимо закрепить за службой ОТ либо руководителями структурных подразделений обязанность информировать ОК, что работник не прошел или отказывается пройти обучение по охране труда. Для этого ответственные за обучение сотрудников могут направлять в ОК докладные записки.

С инструкциями по охране труда сотрудников может знакомить как служба ОТ, так и непосредственный руководитель во время инструктажа по охране труда.

 

Аттестация рабочих мест по условиям труда

 

Обязанность нанимателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда закреплена в п. 11 ст. 226 ТК. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда установлен Положением об аттестации рабочих мест. Аттестация рабочих мест по условиям труда – процедура сложная и многоэтапная:

– утверждение состава аттестационной комиссии организации, определение ее полномочий, назначение председателя аттестационной комиссии и лица, ответственного за ведение и хранение документов по результатам аттестации;

– создание аттестационных комиссий в структурных подразделениях (при необходимости);

– определение сроков и графика проведения работ по аттестации в организации (структурных подразделениях).

Задача ОК подготовить приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда (приказ о проведении аттестации). Также ОК обязан проконтролировать, все ли члены аттестационной комиссии, указанные в приказе, а также иные лица, указанные в распорядительном документе, ознакомлены с документом под роспись.

В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать работников служб охраны труда, кадровой, юридической, руководителей структурных подразделений организации, медицинских работников, представителей профсоюза (профсоюзов) (п. 4 Положения об аттестации рабочих мест).

Вопрос, который придется решать на локальном уровне: кто должен знакомить принятых работников с результатами аттестации рабочих мест – ОК при оформлении приема на работу или служба по ОТ?

Каждый работник имеет право на получение от нанимателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 4 ст. 222 ТК, абз. 6 части первой ст. 17 Закона об охране труда). Сделать это можно в устной или в письменной форме путем ознакомления с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

По мнению автора, специалисты службы ОТ лучше справятся с обязанностью по ознакомлению вновь принятых работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Специалист по ОТ сможет в правильной форме и в полном объеме донести до работника сведения об организации, о характере и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличии потенциально опасных видов деятельности, производств и объектов.

В свою очередь ОК должен следить, предоставляются ли работникам компенсации по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и какие компенсации были указаны в трудовых договорах. Например, содержится ли в трудовом договоре условие о предоставлении дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и конкретное количество дней такого отпуска.

Если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда меняются условия труда на рабочем месте, специалисту по кадрам необходимо будет внести изменения в трудовой договор. Изменения вносятся путем заключения дополнительного соглашения.

 

Ольга Полякова, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.