При приеме на работу нового работника обнаружили, что в его трудовой книжке нет печати на титульном листе. При этом записи о приеме на работу и об увольнении с первого места работы, на котором и заводилась трудовая книжка, оформлены правильно, после записи об увольнении печать имеется. Затем работник в течение 10 лет работал в других организациях, о чем также есть записи в трудовой книжке. Отправить работника на свое первое место работы, чтобы там поставили печать на титульном листе, не представляется возможным, так как организация, в которой ему завели трудовую книжку, уже ликвидирована (и, возможно, без сдачи документов в архив).
Является ли такая трудовая книжка действительной?
Можем ли мы принять ее и продолжать делать в ней записи о трудовой деятельности или обязаны отказать в приеме такой книжки по причине ее недействительности?
Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Трудовая книжка установленного образца – это основной документ о трудовой деятельности работника. Образец трудовой книжки утверждается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда (часть первая ст. 50 ТК).
Порядок заполнения, выдачи трудовых книжек (вкладышей к ним), дубликатов трудовых книжек, расчетов за трудовые книжки (вкладыши к ним), их учет и порядок хранения нанимателем, а также иные сведения, подлежащие внесению в трудовую книжку, регулируются Инструкцией № 40.
Документ: Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (далее – Инструкция № 40).
Первая страница (титульный лист) заверяется подписью нанимателя, иного лица, уполномоченного на внесение записей в трудовые книжки, и печатью нанимателя (представительства иностранной организации), индивидуального предпринимателя. В случае отсутствия печати у индивидуального предпринимателя первая страница (титульный лист) заверяется печатью регистрирующего органа по месту государственной регистрации индивидуального предпринимателя (часть вторая п. 25 Инструкции № 40).
В то же время Инструкцией № 40 не определены случаи признания трудовой книжки недействительной и не установлен порядок действий нанимателя в случае отсутствия печати на титульном листе трудовой книжки.
На практике целесообразно обратиться в организацию, выдавшую трудовую книжку, чтобы она проставила недостающую печать на титульном листе трудовой книжки. В случае ликвидации организации стоит обратиться в архив для получения подтверждающих документов о периоде работы в данной организации (либо архив выдаст справку о том, что документы на хранение не поступали).
ЭТО ВАЖНО! В настоящее время нет прямого запрета на принятие такой трудовой книжки. Однако в будущем, по мнению автора, у сотрудника могут возникнуть сложности при оформлении пенсии. В данной ситуации необходимо подтвердить период работы в организации, выдавшей трудовую книжку.
Документ: Положение о порядке подтверждения стажа работы для назначения пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777 (далее – Положение).
Основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выданные на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промышленных артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. подтверждаются справкой о периоде уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, выдаваемой работодателем (п. 8 Положения).
Инна Козич, юрист