Работник является материально ответственным лицом. Через несколько дней у него заканчивается контракт, который наниматель продлевать не будет. В настоящее время работник находится на больничном, по телефону он сообщил нанимателю, что его нетрудоспособность продлится еще неделю, уже после окончания действия трудового контракта.
Имеет ли право бывший работник (т.е. после истечения срока трудового контракта) передавать материальные ценности другому материально ответственному лицу и подписывать соответствующий акт? Если нет, то какова процедура передачи материальных ценностей в отсутствие материально ответственного лица?
Не имеет.
Создать комиссию по инвентаризации.
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно при смене материально ответственных лиц (п. 2 ст. 13 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Таким образом, на нанимателе лежит обязанность принять исчерпывающие меры для проведения инвентаризации до увольнения материально ответственного лица.
Вместе с тем независимо от основания прекращения трудовых правоотношений наниматель обязан увольняющемуся работнику выдать в последний рабочий день (отправить по почте в случае его отсутствия на работе уведомление о необходимости получения) трудовую книжку (ст. 50 Трудового кодекса РБ; далее – ТК) и произвести окончательный расчет. Таким образом, наниматель в рассматриваемом случае не вправе заставить работника осуществить передачу дел, не увольняя его в день истечения срока трудового договора. Это будет являться нарушением норм ТК и может повлечь за собой привлечение нанимателя или ответственного лица нанимателя к административной ответственности.
Законодательство о труде не содержит запрета на включение в должностную инструкцию материально ответственного лица обязанности передачи материальных ценностей и, если работник будет уклоняться от передачи материальных ценностей, наниматель вправе привлечь его к дисциплинарной ответственности.
Но в приведенной ситуации у работника имелась уважительная причина отсутствия на работе. Следовательно, в случае временной нетрудоспособности работника наниматель не вправе привлечь его к дисциплинарной ответственности за непередачу материальных ценностей, поскольку в данной ситуации вина работника отсутствует.
Справочно:
проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц (п. 20 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180).
При проверке фактического наличия активов и обязательств в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее – в их сдаче.
Вместе с тем на практике могут возникнуть такие ситуации, когда необходимо провести инвентаризацию, а материально ответственное лицо на ее проведение не явилось (например, в связи с временной нетрудоспособностью).
Полагаем, что, если работник, являющийся материально ответственным лицом, не появляется на работе, в т.ч. для проведения инвентаризации, наниматель должен до увольнения создать комиссию для приема-передачи материальных ценностей и направить данному работнику заказное письмо с уведомлением, в котором должен предложить работнику принять участие в приеме-передаче материальных ценностей. В письме необходимо указать следующие сведения: основание проведения инвентаризации (дата, номер приказа), состав комиссии, дату, время, место проведения инвентаризации, а также предупреждение работника о том, что в случае неприбытия (отсутствия) работника для проведения инвентаризации она будет проведена в его отсутствие.
В случае отсутствия работника при проведении инвентаризации в связи с его временной нетрудоспособностью, полагаем, комиссии по проведению инвентаризации необходимо составить соответствующий акт, в котором отразить факт неявки материально ответственного лица, а также сведения об уведомлении работника о проведении инвентаризации. Факт отсутствия материально ответственного лица также отражается в инвентаризационных описях (актах). Это необходимо сделать для того, чтобы в случае обжалования работником результатов инвентаризации было подтверждение отсутствия вины нанимателя в части проведения инвентаризации без материально ответственного лица. Перед проведением инвентаризации наниматель должен назначить новое материально ответственное лицо
(если это по каким-либо причинам не было сделано ранее), которое в присутствии инвентаризационной комиссии примет материальные ценности на ответственное хранение и будет участвовать в инвентаризации в качестве материально ответственного лица.
Во избежание возможных споров по вопросам законности проведения инвентаризации, дальнейшего взыскания недостач (ущерба) и т.п. в локальных актах, регулирующих правила проведения инвентаризации, с которыми работник знакомится под роспись, и (или) в письменном договоре о полной материальной ответственности желательно прописывать случаи, при которых наниматель вправе провести инвентаризацию без присутствия материально ответственного лица, и порядок проведения такой инвентаризации. Одним из таких случаев может быть временная нетрудоспособность материально ответственного лица при проведении инвентаризации. В этих же документах следует оговорить вопросы о доступе к товарно-материальным ценностям в отсутствие работника (передача ключей определенным лицам по акту и т.п.).
Полагаем, что нанимателю не следует предлагать сотруднику прийти на работу после увольнения и передать материальные ценности новому материально ответственному лицу. Присутствие уволенного лица на рабочем месте и его участие в работе инвентаризационной комиссии может быть расценено как фактический допуск к работе, что в дальнейшем даст право работнику требовать надлежащего оформления приема на работу, выплаты заработной платы и т.д.