Мы продолжаем публикацию материалов на тему «Аттестация руководителей и специалистов».
В этой статье рассмотрены возможные рекомендации аттестационной комиссии, итоговые мероприятия, а также проанализированы некоторые типичные ошибки, допускаемые в процедуре аттестации.
Решения аттестационной комиссии
На основании представленной аттестационной характеристики работника, а также с учетом обсуждения результатов работы аттестуемого и собеседования с ним аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок деятельности работника:
– соответствует занимаемой должности;
– соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии, с повторной аттестацией через год;
– не соответствует занимаемой должности.
Комиссия может давать рекомендации нанимателю о выдвижении работника на вышестоящую должность, о повышении (понижении) квалификационной категории, о переводе аттестуемого в другие подразделения с учетом его профессиональных данных, уровня и профиля специальной подготовки, деловых и личных качеств, о повышении (понижении) должностного оклада, о необходимости пройти курс повышения квалификации, переподготовки работника и др.
Аттестация и голосование проводятся, как правило, при участии на заседании не менее 2/3 числа членов аттестационной комиссии. Если принято решение о тайном голосовании, то из членов аттестационной комиссии избирается счетная комиссия в количестве 3 человек (председатель и 2 члена комиссии) и ведутся соответственные протоколы.
ЭТО ВАЖНО! Решение и рекомендации считаются принятыми, если за них проголосовало большинство присутствовавших членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов принимается решение в пользу аттестуемого.
Процесс собеседования и оценки деятельности работника должен быть максимально открытым и коллективным.
Проводя аттестацию и анализ деловых и личностных качеств работника, помните, что несоответствие занимаемой должности (выполняемой работе) не связано с виновным поведением работника. Если работник не выполняет трудовую функцию надлежащим образом вследствие проявленной небрежности, неаккуратности, нарушения режима труда и отдыха, должен ставиться вопрос о привлечении его к дисциплинарной ответственности, а не о признании не соответствующим занимаемой должности (выполняемой работе).
Отсутствие у аттестуемого определенного личностного качества не является основанием для признания его не соответствующим занимаемой должности, если это отрицательно не сказывается на работе. И наоборот, наличие всех необходимых качеств не избавляет работника от неблагоприятной оценки при неудовлетворительных результатах труда.
ЭТО ВАЖНО! Обсуждение, решение об оценке деятельности работника и рекомендации принимаются в отсутствие аттестуемого, а затем объявляются ему непосредственно после голосования.
Функции секретаря комиссии
Особая роль во время работы аттестационной комиссии принадлежит секретарю. Основная его функция заключается в ведении протокола заседания. В этом документе необходимо указывать:
– дату проведения заседания;
– список присутствующих членов аттестационной комиссии;
– фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и место работы аттестуемого (подразделение);
– краткое сообщение последнего о его работе, заданные ему вопросы, ответы, оценку его деятельности;
– результаты голосования (количество членов за и против предлагаемой оценки деятельности аттестуемого);
– рекомендации аттестационной комиссии.
Протоколы заседаний подписывают председатель, секретарь и члены аттестационной комиссии.
ЭТО ВАЖНО! Заключение аттестационной комиссии до его утверждения нанимателем носит рекомендательный характер.
По результатам аттестации оформляют аттестационный лист, который подписывают члены комиссии и аттестуемый работник.
Итоговое заседание аттестационной комиссии
Аттестация работников в организации завершается итоговым заседанием аттестационной комиссии. Готовится оно членами комиссии и специалистом по кадрам.
На итоговом заседании комиссии председатель докладывает о результатах деятельности комиссии, отмечает достоинства и недостатки в ее организации, зачитывает проект рекомендаций аттестационной комиссии по поводу улучшения организации труда, повышения уровня деловых организаторских и личных качеств работников, эффективности производства. При обобщении итогов учитываются и сведения о выявленных недостатках в организации, которые высказали аттестуемые работники, особенно в том случае, если они специально готовили свои предложения, направленные на их устранение.
Под руководством председателя комиссии систематизируются рекомендации, данные работникам в процессе аттестации в целях улучшения их деятельности, оптимизации использования и повышения квалификации.
Председатель комиссии представляет письменный отчет руководителю организации об итогах аттестации.
Аттестационный лист и аттестационная характеристика после завершения аттестации должны быть переданы в кадровую службу для хранения в личном деле аттестуемого работника.
Решение руководителя организации по итогам аттестации
ЭТО ВАЖНО! Решение аттестационной комиссии в 5-дневный срок после окончания аттестации передается руководителю организации для принятия окончательного решения в отношении работников, проходивших аттестацию. Решение руководителя организации оформляют соответствующим приказом (п. 24 Типового положения об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2010 № 784).
В приказе указываются данные работников, которые повышены в должности, поощрены, а также сотрудники, которым аттестационная комиссия вынесла оценку: «не соответствует занимаемой должности», «соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год».
На основании оценки аттестационной комиссии о несоответствии занимаемой должности наниматель вправе оставить работника в прежней должности, перевести с его согласия на другую работу, а при невозможности перевода или отказе работника от перевода допускается увольнение по п. 3 ст. 42 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).
При этом необходимо руководствоваться п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде», где разъяснено следующее: «Рассматривая исковые требования о восстановлении на работе лиц, уволенных по п. 3 ст. 42 ТК из-за несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы, суды должны иметь в виду, что расторжение трудового договора по мотиву отсутствия специального образования (если оно согласно законодательству не является обязательным условием при заключении трудового договора) недопустимо.
Выводы аттестационной комиссии об отсутствии у работника необходимых деловых качеств подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. При этом суд должен проверить, соблюдены ли нанимателем соответствующие положения о порядке проведения аттестации».
По итогам аттестации руководитель организации определяет и утверждает мероприятия по выполнению критических замечаний и пожеланий, высказанных аттестуемыми работниками.
Итоги аттестации кадровая служба учитывает при составлении планов повышения квалификации руководителей и специалистов, их переподготовки, работы с резервом руководящих кадров.
Образцы протокола счетной комиссии, бюллетеня для тайного голосования, приказа об итогах проведения аттестации, приказа о снижении (лишении) квалификационной категории работнику по итогам аттестации смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21–24 журнала.
Ошибки, допускаемые при аттестации кадров
Плохая подготовленность кадровой и других служб к аттестации приводит к различного рода нарушениям процедуры аттестации. Для получения максимальной отдачи от проведенной аттестации необходимо хорошо подготовить аттестуемых работников к этому важному мероприятию, для чего следует провести с ними подготовительную работу и консультацию, дать возможность внести свои письменные и устные предложения по совершенствованию организации труда и повышению эффективности труда. Практика показывает, что даже работники с высокими показателями могут оказаться не готовыми к собеседованию с комиссией.
Самая типичная ошибка, которую допускают при аттестации,– это ее проведение по принципу «все делают – мы тоже сделаем», т.е. когда четко не поставлена цель и все происходит, потому что «так надо». В таких случаях у людей отсутствует мотивация. Это возвращает к необходимости подготовительной работы, за которую ответственны специалисты по кадрам и руководители структурных подразделений.
Еще одна ошибка. Аттестацию проводят люди, которые имеют о ней поверхностное представление. Аттестационные комиссии следует продуманно назначать, готовить и обучать.
В последние годы, прежде всего в негосударственных организациях, распространилась практика проведения периодической аттестации ежегодно. Такую практику нельзя назвать правомерной, поскольку проведение аттестации чаще, чем раз в 3 года, ухудшает положение работника, что не предусмотрено законодательством. Кроме того, частое проведение аттестации вряд ли целесообразно. Это нарушает нормальный ритм работы организации, создает нервозную обстановку в коллективе.
Во избежание ошибок при организации проведения аттестации также необходимо исходить из того, что аттестация является обязательной процедурой для всех руководителей структурных подразделений и специалистов.
Аттестационная комиссия прежде всего должна обращать внимание на эффективность деятельности работников, степень их участия в реализации целей организации.
Споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с законодательством в комиссиях по трудовым спорам и в суде.