Время от времени на любом предприятии возникает дефицит работников. Проблему нехватки кадров можно решить за счет привлечения новых сотрудников или использования внутренних трудовых резервов. В статье рассмотрены способы распределения дополнительной нагрузки между штатными сотрудниками организации.
Чаще всего нехватка специалистов носит временный характер. Она может быть связана с тем, что работники уходят в социальный или трудовой отпуск, болеют. Кто-то должен выполнять за них определенный круг обязанностей. Обычно отсутствующего специалиста заменяют другие сотрудники предприятия.
Это выгодно и нанимателю, которому не придется брать нового человека, и исполнителю, получающему возможность дополнительно заработать. Как оформить возможность выполнения сотрудником дополнительной работы, зависит от нескольких обстоятельств.
Решающими факторами являются ее содержание и порядок исполнения, предписываемый технологическими особенностями организации производства. Они определяют следующие требования к исполнителю:
– соответствующая квалификация;
– наличие свободного времени для исполнения дополнительной работы.
Трудовым законодательством предусмотрены такие варианты оформления подработки, как:
– внутреннее совместительство (исполнение дополнительной работы у одного нанимателя в свободное от основной работы время);
– совмещение профессий (должностей) (исполнение дополнительных трудовых обязанностей в течение рабочего времени, отведенного для основной работы);
– увеличение объема работы (расширение зоны обслуживания);
– замещение временно отсутствующего работника.
В данной статье мы на ситуации рассмотрим поручение дополнительной работы руководящим работникам.
Ситуация
В организации есть необходимость выполнения дополнительной работы главным инженером и главным бухгалтером. Как правильно оформить этих работников: как внутренних совместителей или им могут быть установлены совмещение либо расширение зоны обслуживания?
Ограничения работы по совместительству
Как известно, законодательством о труде установлены ограничения работы по совместительству для некоторых категорий работников. В частности, не допускается занятие в государственных организациях на условиях совместительства двух руководящих должностей, кроме должностей мастеров и бригадиров, если иное не установлено законодательством (часть первая ст. 348 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Кроме того, при совместительстве в государственных организациях запрещается совместная работа родственников, связанная с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью (ст. 27 ТК).
Не допускается прием по совместительству на материально ответственные должности лиц, осужденных за корыстные преступления, если судимость не снята или не погашена в установленном порядке, а также на те должности или виды деятельности, которые запрещены приговором суда для отдельных категорий граждан.
Для отдельных категорий работников ограничения по совместительству могут устанавливаться законодательством (например, для государственных служащих такие ограничения предусмотрены Законом РБ «О государственной службе в Республике Беларусь», в отношении государственных должностных лиц – ст. 17 Закона РБ «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией)).
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что совместительство главного инженера и главного бухгалтера возможно с учетом ограничений, определенных законодательством о труде и Законом о борьбе с коррупцией.
Совмещение и расширение зоны обслуживания
При установлении совмещения или расширения зоны обслуживания главному бухгалтеру и главному экономисту необходимо учитывать следующее.
Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника (часть первая ст. 67 ТК).
Под совмещением профессий (должностей) следует понимать выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительной работы по другой профессии (должности) (без заключения другого трудового договора (контракта)).
Расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) – это выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительного объема работ по той же профессии (должности) (без заключения другого трудового договора (контракта)).
Таким образом, применительно к главному инженеру и главному бухгалтеру в указанной ситуации некорректно использовать формулировку «расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ)».
ЭТО ВАЖНО! Отметим, что ограничений на установление совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания (увеличения объема выполняемых работ) или выполнения обязанностей временно отсутствующего работника законодательство о труде не содержит (за исключением рабочих, специалистов и служащих организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями).
Вместе с тем совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника должны способствовать рациональному использованию рабочего времени, сокращению численности работников, росту производительности труда, экономии средств на оплату труда.
С учетом норм законодательства вопросы целесообразности установления совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания (увеличения объема выполняемых работ) или выполнения обязанностей временно отсутствующего работника и размеров доплат относятся к компетенции нанимателя.
Условия установления совмещения и доплаты за расширение зоны обслуживания
При установлении работнику совмещения профессий (должностей) либо доплаты за расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) наниматель должен учитывать следующие условия:
– реальную возможность выполнения работником дополнительного объема работ без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (смены);
– производственную необходимость и целесообразность;
– наличие в штатном расписании соответствующей вакантной ставки (должности);
– согласие работника;
– наличие у работника документа, подтверждающего право на выполнение данной работы.
Рабочим, специалистам и служащим организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника в размерах до его тарифной ставки (оклада) в зависимости от объема выполняемых работ (подп. 2.5 п. 2 приложения 1 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями» (далее – постановление № 6)).
Случаи, когда доплаты не устанавливаются
Постановление № 6 содержит случаи, когда доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника в размерах до его тарифной ставки (оклада) в зависимости от объема выполняемых работ не устанавливаются.
Так, в соответствии с подп. 2.5 п. 2 приложения 1 к постановлению № 6 указанные доплаты не предусмотрены:
– руководителям организаций, их заместителям и помощникам, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям;
– научным работникам научно-исследовательских организаций (подразделений);
– если совмещаемая работа регламентирована нормами трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника) или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью по основной работе.
Справочно: постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.05.2009 № 67 внесены изменения в подп. 2.5 п. 2 приложения 1 к постановлению № 6. Так, расширен перечень руководителей и специалистов, которым могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
При этом указанные доплаты не предусмотрены руководителям организаций, их заместителям (за исключением руководителей дошкольных учреждений и их заместителей).
Справочно: должностные обязанности заместителей руководителей структурных подразделений предполагают выполнение обязанностей соответствующего руководителя по управлению определенным направлением (видом) деятельности, а также выполнение обязанностей в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, командировки) (Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32 (далее – Общие положения)).
С учетом этого для заместителя руководителя структурного подразделения обязанности руководителя структурного подразделения не являются дополнительной работой и, следовательно, для установления доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего, например начальника отдела, оснований не имеется.
Целесообразность установления совмещения руководящим работникам
В должностные обязанности руководящих работников входят ответственность за работу соответствующего подразделения, руководство подчиненными работниками (направлением деятельности) и аналогичные функции, которые выполняются в течение всего рабочего времени.
В связи с этим совмещение должностей руководителей подразделений организации с должностями подчиненных работников нецелесообразно с точки зрения возможного ухудшения качества выполняемых обязанностей по основной работе.
Размер доплаты
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливает наниматель по соглашению с работником, а для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, – Правительство или уполномоченный им орган (часть вторая ст. 67 ТК).
Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 ТК).
С учетом этого размеры и условия установления доплаты работникам в коммерческих организациях определяются на основании локального нормативного правового акта.