Как известно, работодатели обязаны своевременно оформлять документы о стаже работы, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите. Для этого нужно правильно произвести исчисление стажа работы. Выполнение данной обязанности в организации ложится на плечи специалистов по кадрам, для которых и была организована «Прямая линия» с Яшковой Ларисой Михайловной, заместителем начальника главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Минтруда и соцзащиты РБ, которая ответила на все поступившие вопросы.
Ответы на наиболее актуальные из них читайте ниже.
Медицинский работник оформил пенсию за выслугу лет в мае 2009 г., но ее не получал, поскольку после этого продолжал работу в течение трех с половиной лет.
Будет ли произведен перерасчет его пенсии с учетом стажа работы за годы работы после назначения пенсии? Если да, то какие документы должен представить его работодатель в органы по труду, занятости и социальной защите для перерасчета пенсии?
Да, будет, но работодатель в данном случае ничего представлять не должен.
Законодательством предусмотрен перерасчет пенсий за выслугу лет с учетом стажа работы, протекавшей после ее назначения, и при условии неполучения пенсии за период этой работы (ст. 66 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон № 1596-XII)).
Таким образом, в данном случае возможен перерасчет пенсии с учетом стажа работы после ее назначения. Только за перерасчетом в орган, назначающий и выплачивающий пенсии, должен обратиться непосредственно сам пенсионер с соответствующим письменным заявлением.
Другие документы, необходимые для перерасчета пенсии, в частности, содержащие сведения о стаже работы, – выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица – запрашивает специалист органа, назначающего и выплачивающего пенсии, самостоятельно в органах Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – Фонд).
Как подтверждается для целей назначения пенсии время проживания жены военнослужащего за границей в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства? Если у работницы есть соответствующая справка, выданная военкоматом в 2000 г., будет ли она принята во внимание при назначении ей пенсии или ее форма изменилась и необходимо истребовать новый документ, подтверждающий период проживания за границей, для целей включения его в стаж при назначении пенсии?
Период проживания за границей жены военнослужащего в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства, с 1 августа 2006 г. не включается в стаж при назначении пенсии.
Норма о зачете в стаж времени проживания жен военнослужащих с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства, существовала в пенсионном законодательстве только до 1 августа 2006 г. Она допускала включение в стаж не более 10 лет проживания и только до 20 лет общего стажа для целей возникновения права на пенсию. При наличии стажа 20 лет и более время проживания вообще не засчитывалось.
С 1 августа 2006 г. указанная норма отменена (Закон РБ от 19.07.2006 № 155-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения»).
При подготовке документов для назначения пенсии работнику наниматель столкнулся с определенными проблемами: документов о его работе в колхозе по договорам подряда в 1983–1986 гг. ни в колхозе, ни в архивах на хранении нет. Договоров об этой работе нет на руках и у самого работника.
Как подтвердить период этой работы для зачета ее в стаж для назначения пенсии?
Подтверждать период данной работы нет необходимости.
Согласно законодательству в стаж для назначения пенсии включаются периоды работы и иной деятельности, в течение которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим уплачивались в установленном порядке взносы на государственное социальное страхование.
Лица, работавшие в 80-х гг. в колхозах по договорам подряда, государственному социальному страхованию не подлежали.
Поэтому такая работа в стаж для назначения пенсии не засчитывается.
Обязан ли работодатель при представлении работника к назначению пенсии представлять в орган по труду, занятости и социальной защите вместе с комплектом документов оригиналы трудовой книжки и паспорт этого работника?
Право на пенсионное обеспечение неразрывно связано с личностью гражданина, т.е. конкретного лица. Это право реализуется по заявительному принципу путем подачи гражданином соответствующего письменного заявления.
С учетом изложенного при обращении гражданина за назначением пенсии наряду с необходимыми для назначения пенсии документами о стаже работы, заработке и др. он обязан представить документ, удостоверяющий личность (п. 7 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом РБ «О пенсионном обеспечении», утвержденного приказом Минсоцзащиты РБ от 23.05.1997 № 44 (далее – Положение № 44)). Если документы для назначения пенсии работнику представляет в орган, назначающий пенсии, ответственное лицо работодателя, то оно должно представить и документ, удостоверяющий личность этого работника.
Документами, удостоверяющими личность, являются паспорт гражданина РБ, вид на жительство в РБ, удостоверение беженца.
В том случае, если паспорт гражданина РБ утрачен (похищен), до выдачи паспорта взамен утраченного в качестве документа, удостоверяющего личность, органы по труду, занятости и социальной защите принимают справку установленной формы, выдаваемую подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел.
Справочно: выдача подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел справки, подтверждающей личность, в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность, является административной процедурой (подп. 11.16 п. 11 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200). Указанная справка выдается на срок не более 1 месяца до получения нового паспорта (п. 29 Положения о документах, удостоверяющих личность, утвержденного Указом Президента РБ от 03.06.2008 № 294).
Для назначения пенсии в обязательном порядке также требуется представление трудовой книжки. Она прилагается к представлению работодателя для изучения произведенных в ней записей и сверки их с записями в представлении (копии трудовой книжки).
Представленные подлинники документов, включая трудовую книжку (за исключением справок о стаже работы и заработке), возвращаются заявителю (представителю работодателя), представившему их в орган по труду, занятости и социальной защите (часть третья п. 25 Положения № 44).
Работник предприятия в 1998–2000 гг. работал в частной фирме, о чем свидетельствуют записи в его трудовой книжке. При оформлении документов для назначения ему пенсии возникли сложности с поиском документов о его заработной плате за годы работы в той фирме, поскольку она уже не существует. В архив документы на хранение не поступали.
Как помочь работнику найти необходимые для назначения пенсии сведения (документы) о заработке?
Если работодатель в настоящее время не существует и место нахождения его бывшего руководителя и хранения документов по личному составу неизвестно, а также эти документы отсутствуют и в архиве, то, скорее всего, найти необходимые документы о заработке уже не удастся. Также мало шансов для положительного решения вопроса возмещения в судебном порядке вреда, причиненного работнику в результате несохранности документов о его заработке, поскольку отсутствует ответчик (руководитель фирмы).
В такой ситуации утерянные работодателем сведения о зарплате, необходимые для назначения пенсии, могут быть установлены в судебном порядке.
Прежде чем заниматься этим, необходимо в первую очередь получить из соответствующего районного отдела Фонда подтверждение о том, что данная фирма была зарегистрирована в Фонде в качестве плательщика обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование и уплачивала эти взносы за своих работников в рассматриваемом периоде (1998–2000 гг.).
В случае положительного ответа Фонда работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период, представив доказательства:
1) несохранности документов о его заработке;
2) размеров фактически получаемой заработной платы.
Справочно: суд при решении этого вопроса принимает во внимание любые средства доказывания. В частности, размер заработка может быть подтвержден документами, косвенно свидетельствующими о фактическом заработке заявителя, например выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, учетными карточками членов партии, членов профсоюза, партийным и профсоюзным билетом, расчетными книжками (листками), другими доказательствами, в т.ч. показаниями свидетелей.
За получением более подробной консультации по данному вопросу, в т.ч. на предмет целесообразности установления сведений о заработке в судебном порядке, необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Какие есть дополнительные периоды деятельности, засчитываемые в стаж для назначения пенсии?
В стаж работы для назначения трудовой пенсии наряду с такими основными видами деятельности, как работа и иная деятельность с уплатой страховых взносов, засчитываются:
– уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы или за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе;
– период получения пособия по временной нетрудоспособности (это пособие включается в заработок для исчисления пенсии);
– время учебы в профессионально-техническом, среднем специальном и высшем учебном заведении в дневной форме получения образования (при этом не имеет значения, закончил человек обучение или нет; в качестве документа, подтверждающего период и форму обучения, необходимо представить справку, выданную учебным заведением или архивным учреждением);
– период получения пособия по безработице продолжительностью не более 6 месяцев;
– период работы после назначения пенсии по возрасту (за выслугу лет) при условии неполучения пенсии за этот период и т.д.
Полный перечень периодов деятельности, засчитываемых в стаж работы, приведен в ст. 51 Закона № 1596-XII.
Какими документами можно подтвердить стаж работы, если трудовая книжка безнадежно утеряна?
Все зависит от периода работы.
Стаж работы за период до 1 января 2003 г. подтверждается документами, выдаваемыми работодателями, архивными учреждениями и иными организациями, имеющими соответствующие сведения о работе и (или) деятельности гражданина. Кроме трудовой книжки такими документами являются справки, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении, гражданско-правовые договоры, справки о периоде уплаты обязательных страховых взносов в Фонд и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, – в случаях, предусмотренных законодательством.
Стаж работы после 1 января 2003 г. подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой районными (городскими) отделами Фонда.
Какой стаж требуется для назначения полной пенсии по возрасту?
Для назначения полной пенсии по возрасту женщинам необходимо иметь стаж работы продолжительностью не менее 20 лет, мужчинам – не менее 25 лет, из них не менее 5 лет с уплатой страховых взносов. При отсутствии указанного 5-летнего периода право на трудовую пенсию по возрасту не возникает, может быть назначена только социальная пенсия.
При исчислении размера пенсии за каждый полный год работы сверх 20 лет женщинам и 25 лет мужчинам пенсия увеличивается на 1 % заработка, принимаемого для исчисления пенсии. Увеличение производится в пределах 20 % заработка. Таким образом, максимальный стаж, который оказывает влияние на размер пенсии, – стаж продолжительностью 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Вместе с тем законодательство не содержит требования обязательного наличия стажа такой продолжительности для назначения пенсии по возрасту.