Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения в соответствии со ст. 233 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) рассматривают комиссии по трудовым спорам (далее – КТС) и суды. Это не лишает работника права обжаловать действия нанимателя в прокуратуру, Департамент государственной инспекции труда, профсоюзы.
Вместе с тем только решения КТС и суда, принятые по конкретному трудовому спору и не исполненные в добровольном порядке, подлежат принудительному исполнению специальными должностными лицами – судебными исполнителями суда, требования которых по исполнению решений являются обязательными для юридических лиц и граждан,
в т.ч. должностных лиц.
По общему правилу трудовой спор первоначально должен рассматриваться в КТС, созданной в организации по месту работы работника. В случае если работник либо наниматель не согласны с решением КТС или если члены КТС не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд. Вместе с тем ст. 241 ТК определяет ряд трудовых споров, рассмотрение которых отнесено к непосредственной компетенции суда без обращения в КТС (например, споры о восстановлении работника на работе, о возмещении нанимателем причиненного работнику материального ущерба и др.). В случае отсутствия в организации КТС работник также вправе обратиться за разрешением спора непосредственно в суд.
В порядке, предусмотренном ТК, рассматриваются споры между работником и нанимателем, вытекающие именно из трудовых правоотношений. Другие споры (например, об оплате за проживание в ведомственном общежитии) не являются трудовыми, поскольку они нормами законодательства о труде не регулируются.
Особый порядок рассмотрения трудовых споров
Для некоторых категорий работников установлен особый порядок рассмотрения трудовых споров. К таким работникам, в частности, относятся граждане РБ, работающие в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь. В разрешении трудовых споров между этими работниками и нанимателем участвует республиканский орган государственного управления в области иностранных дел, а защиту трудовых и связанных с ними прав этих работников осуществляет республиканский орган государственного управления в области иностранных дел совместно с республиканским органом государственного управления по труду в порядке, определяемом Правительством.
Вместе с тем, исходя из гарантированного ст. 60 Конституции РБ права на судебную защиту, эти лица также вправе после соблюдения установленного для них порядка рассмотрения трудового спора обратиться за защитой в суд.
Споры о досрочном освобождении от выборной оплачиваемой должности работников общественных объединений по решению их органов подлежат рассмотрению в соответствии с уставами данных объединений и действующим законодательством.
Порядок рассмотрения споров государственных служащих установлен Законом РБ «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон).
Справочно: государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в т.ч. по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством (часть вторая ст. 20 Закона).
Создание комиссии по трудовым спорам
Отметим, что законодательные акты, устанавливая право работников на обращение в вышестоящие органы для рассмотрения трудовых споров, не определяют процедуру рассмотрения споров этими органами.
Предусмотренное нормами ТК создание КТС является правом, а не обязанностью сторон коллективных трудовых отношений (нанимателя и профсоюза). С другой стороны, создание КТС возможно в любой организации независимо от формы собственности при наличии в ней профсоюза. КТС также может создаваться в структурных подразделениях организации. Вопрос ее создания, а также компетенция комиссии определяется письменным соглашением между профсоюзом и нанимателем либо коллективным договором.
КТС создается сроком на 1 год из равного числа представителей профсоюза и нанимателя. Общее количество членов КТС определяется по соглашению между нанимателем и профсоюзом в зависимости от численности работников, частоты обращений и т.д.
Если в организации 2 профсоюза
Если в организации действуют 2 или более профсоюза, то все профсоюзы должны участвовать в формировании КТС.
В данном случае возможны 2 варианта:
1) создание одной КТС, в состав которой по соглашению между профсоюзами будут входить представители всех профсоюзов;
2) создание отдельных КТС, куда наниматель выделяет своих представителей, а каждый профсоюз – такое же количество своих представителей.
В последнем случае конкретный спор будет рассматривать комиссия, включающая в свой состав представителей того профсоюза, членом которого является обратившийся работник.
Порядок создания КТС
Наниматель назначает своих представителей в состав КТС приказом руководителя, а профсоюз выделяет своих представителей решением профкома. Членом КТС от профсоюза может быть любой работник – член данного профсоюза.
Полномочия представителей сторон должны быть подтверждены доверенностями, выданными в установленном порядке, т.е. подписанными соответственно руководителями направивших их сторон. Подписи должны быть удостоверены печатями соответственно предприятия и профсоюза.
В то же время нельзя не отметить, что требование законодательства о выдаче представителям сторон доверенностей, по мнению автора, является лишним, так как персональный состав КТС оговорен в приказе руководителя и постановлении профкома, а компетенция комиссии четко определена в части второй ст. 236 ТК.
Порядок работы КТС
В каждом заседании комиссии должно участвовать равное количество представителей от каждой стороны (например, по 3 человека от нанимателя и от профсоюза).
Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании выполняют поочередно представители сторон.
Например, на одном заседании обязанности председателя КТС выполняет представитель профсоюза, а обязанности секретаря – представитель нанимателя. На следующем заседании КТС, наоборот, роль председателя передается представителю нанимателя, а обязанности секретаря – представителю профсоюза. На одном и том же заседании обязанности председателя и секретаря не могут выполнять представители одной стороны.
Первичный орган по рассмотрению трудовых споров
КТС, если она создана в организации, является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих между работником и нанимателем, кроме тех, для которых установлен иной порядок их рассмотрения (например, рассматриваемых непосредственно судом).
В КТС также не могут разрешаться вопросы, которые определяются нанимателем самостоятельно либо по соглашению с профсоюзом (например, заключение или изменение коллективного договора, установление норм труда, должностных окладов, тарифной ставки 1-го разряда и т.д.).
Компетенция КТС
В компетенцию КТС входит рассмотрение трудовых споров:
– об установленных расценках и нормах труда;
– условиях для их выполнения;
– переводе на другую работу и перемещении;
– оплате труда, в т.ч. при невыполнении норм труда, простое и браке;
– совмещении профессий (должностей) и заместительстве;
– оплате работы в сверхурочное и ночное время;
– праве на получение и размере причитающихся работнику премий и вознаграждений, предусмотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;
– выплате компенсаций и предоставлении гарантий;
– возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;
– предоставлении отпусков;
– выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания (ст. 236 ТК).
Указанный перечень вопросов не является исчерпывающим.
КТС может рассматривать также споры:
– о переводе на другую работу и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом;
– взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда;
– размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия;
– применении дисциплинарных взысканий;
– неправильных или неточных записях в трудовой книжке сведений о заключении, изменении или прекращении трудового договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) руководителя или другим документам;
– выплате выходного пособия, денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и др.
Право на обращение в КТС
Работнику, не являющемуся членом профсоюза, предоставлено право выбора – обратиться за разрешением трудового спора в КТС или суд. Суд не вправе отказать такому работнику в принятии заявления в связи с несоблюдением предварительного внесудебного порядка разрешения спора.
С другой стороны, и КТС не вправе отказать работнику в рассмотрении спора по причине того, что работник не является членом профсоюза.
ЭТО ВАЖНО! Право на обращение в КТС имеет только работник. Нанимателю такое право не предоставлено. Заявления в комиссию должны приниматься от всех работников, которые находились или находятся в трудовых отношениях с нанимателем. Право на обращение в КТС имеют и уволившиеся работники, если их требование основано на отношениях, возникших до прекращения трудового договора.
Порядок ведения делопроизводства КТС
Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. Законом не установлено, на кого возлагается обязанность по регистрации таких заявлений. Порядок ведения делопроизводства КТС устанавливается соглашением между нанимателем и профсоюзом либо коллективным договором (ст. 235 ТК).
Поэтому целесообразно в организации разработать положение о КТС и порядке разрешения индивидуальных трудовых споров.
ЭТО ВАЖНО! Форма и содержание заявления работника в КТС законодательством не установлены. Заявление может подаваться в КТС как в письменном виде, так и путем устного обращения работника. В последнем случае содержание требования записывается в специальном журнале.
В письменном заявлении следует указать наименование комиссии и название организации, в которую направляется заявление; фамилию, имя, отчество заявителя; место его работы и должность; местожительство; суть спора. В конце заявления обратившийся гражданин ставит личную подпись.
Рассмотрение трудового спора КТС
Комиссия не имеет права отказать работнику в приеме заявления даже в том случае, если трудовой спор не подведомственен КТС. Заявление изучает комиссия, и по нему выносится решение об отказе в рассмотрении спора.
Отказ в приеме заявления допускается только в том случае, если данный спор уже являлся предметом рассмотрения КТС и по нему вынесено решение либо комиссия не пришла к соглашению.
ЭТО ВАЖНО! КТС не вправе отказать в принятии заявления по мотивам пропуска срока исковой давности (установленного законом срока для защиты судом или иным другим компетентным органом права по иску лица, право которого нарушено).
При пропуске срока для обращения в КТС члены комиссии должны выяснить причины пропуска и в зависимости от них принять решение о восстановлении срока или об отказе в его восстановлении. Данный вопрос решается в каждом конкретном случае с учетом всех доводов работника о причинах, которые повлекли за собой несвоевременное обращение за защитой нарушенного права. Так, уважительной причиной считается болезнь, препятствовавшая работнику своевременно обратиться в КТС. Не является уважительной причиной незнание работником законодательства о труде, обращение его в различные инстанции за защитой своего права, поскольку это не мешало ему обратиться в КТС.
КТС извещает работника, подавшего заявление, и нанимателя о дате и времени рассмотрения трудового спора. Спор рассматривается в присутствии обратившегося работника. Рассмотрение трудового спора в отсутствие работника допускается только при наличии его письменного заявления с просьбой о рассмотрении спора без него. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается.
При повторной неявке работника без уважительной причины комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения. Однако это не лишает работника права в пределах установленного законодательством срока подать заявление вновь.
КТС вправе вызывать на свое заседание свидетелей, специалистов, представителей различных общественных организаций. По требованию комиссии наниматель обязан представить необходимые расчеты и документы.
На заседании КТС ведется протокол, в котором должны быть указаны состав комиссии (кто – от нанимателя, кто – от профсоюза), краткое содержание требований работника, объяснения лиц, заслушанных на заседании КТС, содержание решения по рассматриваемому спору. Ведет протокол секретарь комиссии. Протокол подписывают председатель и секретарь.
Законом определен 10-дневный срок для рассмотрения спора КТС. В результате рассмотрения спора по существу КТС принимает решение.
Решение КТС
Решение КТС принимается не простым большинством голосов, а по соглашению между представителями нанимателя и профсоюза (часть первая ст. 238 ТК). В данной норме закона акцент сделан не на соглашение между членами комиссии, а на соглашение между представителями сторон (нанимателем и профсоюзом). Поэтому для принятия решения КТС необходимо его одобрение большинством представителей как со стороны нанимателя, так и со стороны профсоюза. Например, если КТС состоит из 6 человек (по 3 представителя от нанимателя и профсоюза), решение считается принятым, если за него проголосовало хотя бы по 2 представителя от нанимателя и от профсоюза, т.е. 4 человека.
Для исключения случаев равного разделения голосов при голосовании число представителей, направляемых в КТС каждой из сторон, должно быть нечетным и, как правило, не менее 3 человек.
КТС при рассмотрении конкретного спора может вынести одно из следующих решений:
– об удовлетворении требований работника в полном объеме;
– о частичном их удовлетворении;
– об отказе в удовлетворении требований.
В решении КТС должны указываться: наниматель; Ф.И.О. обратившегося работника; дата обращения в КТС; дата рассмотрения трудового спора; фамилии членов комиссии, присутствовавших на заседании; мотивированное решение КТС (ст. 238 ТК).
Мотивированность решения означает обоснование его нормами законодательства, коллективного договора, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными правовыми актами, а также соответствие действительным обстоятельствам дела, установленным комиссией в ходе рассмотрения спора. Решение должно быть изложено четко и ясно, чтобы не возникло затруднений при его исполнении. В решении по денежным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику.
ЭТО ВАЖНО! Решение КТС имеет обязательную силу и утверждению нанимателем или профсоюзом не подлежит.
Подписывают его председатель и секретарь соответствующего заседания. Копии решения КТС в 3-дневный срок вручают работнику и нанимателю.
Данное решение наниматель или работник может обжаловать в суд в 10-дневный срок со дня вручения им копии решения. Основания и мотивы обращения в суд могут быть различными (например, несогласие с размером подлежащих взысканию денежных сумм и др.).
Срок исполнения решения КТС
Срок исполнения решения КТС установлен ст. 248 ТК.
Решение подлежит исполнению нанимателем не позднее 3 дней по истечении
10 дней, предусмотренных на его обжалование. Срок начинает течь с момента вручения нанимателю копии решения КТС, вынесенного по конкретному трудовому спору. Решение КТС о восстановлении на прежней работе работника, который незаконно был переведен, подлежит немедленному исполнению.
Решение по трудовому спору, вынесенное КТС, может быть исполнено в добровольном порядке. Если наниматель не исполняет решение, то комиссия выдает работнику удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа.
Удостоверение на принудительное исполнение решения КТС
ЭТО ВАЖНО! Удостоверение выдается по просьбе работника, в пользу которого вынесено решение. По своей инициативе КТС удостоверение не выдает.
Удостоверение не может быть выдано до истечения 10 дней, предусмотренных на обжалование решения. Не выдают его и в том случае, если работник или наниматель обратились с заявлением о разрешении трудового спора в суд.
В удостоверении на принудительное исполнение решения КТС должны быть указаны наименование комиссии, вынесшей решение по трудовому спору; дата принятия решения; дата выдачи удостоверения; Ф.И.О. работника; решение по существу спора.
Формулировка решения в удостоверении должна быть в точном соответствии с решением КТС. Например: «обязать нанимателя произвести (Ф.И.О.) доплату за каждый час работы в сверхурочное время сверх заработной платы, начисленной за указанное время в размере сдельных расценок согласно статье 69 ТК». Удостоверение подписывают председатель и секретарь КТС.
ЭТО ВАЖНО! Следует обратить внимание на наличие в удостоверении даты его выдачи, поскольку с этой даты начинает течь срок предъявления удостоверения в суд для принудительного исполнения решения.
Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или нанимателем, за исключением случаев, предусмотренных ст. 321 ТК, случаев регулирования трудовых и связанных с ними отношений в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, в суд в 10-дневный срок со дня вручения им копии решения комиссии по трудовым спорам (ст. 239 ТК).
Принудительное исполнение решений КТС производит судебный исполнитель суда, на территории которого расположена организация (в данном случае – должник).
Для принудительного исполнения решения удостоверение в 3-месячный срок со дня его выдачи предъявляется в суд по месту расположения организации. При пропуске работником 3-месячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
Пропуск данного срока по неуважительным причинам и отказ в его восстановлении влекут утрату юридической силы удостоверения как исполнительного документа.