Молодой специалист, получивший высшее образование в УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» по специальности «белорусская филология», был распределен в частное предприятие «Центр дошкольного развития «Мозаика», в котором проработал до 14 января 2013 г. После чего он был перераспределен в иную организацию по должности «секретарь».
Имеет ли право новый наниматель установить данному специалисту повышение тарифного оклада (ставки) на 10 % согласно постановлению Совета Министров РБ от 01.09.2010 № 1267 (далее – постановление № 1267)?
В вопросе отсутствует информация о том, в какую организацию (коммерческую или бюджетную) перераспределился молодой специалист. В связи с этим рассмотрим 2 варианта.
Вариант 1. Молодой специалист перераспределился в бюджетную организацию.
В данном случае выпускникам, получившим высшее и среднее специальное образование, которым место работы предоставлено путем распределения, направления на работу в бюджетные организации и иные организации, получающие субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее – бюджетные организации), устанавливается повышение тарифных окладов (ставок) на 10 % в течение 2 лет со дня заключения с ними трудового договора (контракта) (подп. 1.2 п. 1 постановления № 1267).
С учетом того что нормы постановления № 1267 имеют обязательный характер для бюджетных организаций, установленный тарифный оклад по должности, на которую назначается молодой специалист, обязательно должен повышаться на 10 %.
Вариант 2. Молодой специалист перераспределился в коммерческую организацию.
Поскольку нормы постановления № 1267 не имеют обязательного характера для коммерческих организаций, то с учетом ст. 63 Трудового кодекса РБ каждый наниматель вправе в локальном нормативном правовом акте (например, в положении об оплате труда) (далее – ЛНПА) установить порядок, предусматривающий дополнительные гарантии и компенсации для молодых специалистов. Такой гарантией может быть повышение оклада по занимаемой должности в размере, установленном в ЛНПА.
В то же время отметим, что выпускники распределяются в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией с учетом поданных в учреждение образования организациями – заказчиками кадров заявок на подготовку и заключенных организациями – заказчиками кадров договоров о взаимодействии (п. 12 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.06.2011 № 821).
В приведенном в вопросе примере молодой специалист имеет высшее образование по специальности «белорусская филология». Следовательно, он должен быть распределен на работу по должности специалиста.
Поскольку занимаемая им должность относится к категории «другие служащие», квалификационными требованиями которой не требуется высшее образование, указанное перераспределение противоречит законодательству.