Борьба с пьянством на производстве ведется на государственном уровне. Так, приняты Декрет Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», Директива Президента РБ от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», постановление Совета Министров РБ от 25.08.2004 № 1012 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь по вопросам заключения контрактов», Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Что такое отстранение от работы?
Отстранение работника от работы – это временное по решению нанимателя прекращение выполнения работником трудовой функции, предусмотренной трудовым договором (контрактом).
В обязанности нанимателя вменено отстранение работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического опьянения (п. 1 ст. 49 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Основанием для отстранения по п. 1 части второй ст. 49 ТК является появление работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в рабочее время по месту выполнения трудовых обязанностей.
Рабочее место – это не только определенный участок, на котором работник постоянно или временно пребывает в процессе трудовой деятельности, но и другие места на территории организации или на объекте вне территории организации, где он выполняет свои трудовые функции (например, в командировке, при выполнении работы в другой организации).
Рабочим считают время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. К рабочему относят также время работы, выполняемой по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа), а также работы в государственные праздники, праздничные и выходные дни по графику работы, установленному у нанимателя.
Меры по установлению и подтверждению алкогольного опьянения работника
Нахождение работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения доказывают:
– медицинское заключение, выданное наркологическим диспансером или медпунктом организации;
– акт, составленный нанимателем о нахождении работника в состоянии алкогольного опьянения (подписывают 3 работника-очевидца); показания свидетелей.
Работнику необходимо предложить пройти медицинское освидетельствование в день обнаружения нарушения.
На основании акта освидетельствования по форме согласно приложению 2 к постановлению Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 497 «Об утверждении Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ», может быть установлено одно из следующих состояний:
– алкогольное опьянение – наличие абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле или наличие паров абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и более микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха;
– наркотическое или токсикологическое опьянение.
Отказ работника от медицинского освидетельствования
Очевидно, что освидетельствование является юридически точным способом установления алкогольного опьянения и его степени, и все же большинству нанимателей довольно сложно им воспользоваться, так как работник может отказаться от его прохождения. В таком случае необходимо составить об этом акт. В нем нужно указать место и время составления документа, когда, кем и где обнаружен работник в состоянии опьянения; внешние признаки опьянения (например, запах алкоголя изо рта, невнятная речь, нарушение координации движений и т.д.), а также предложение пройти медицинское освидетельствование. В случае получения отказа от освидетельствования этот факт также отражают в акте. Акт подписывают не менее 3 свидетелей.
Справочно: акты для подтверждения факта появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения составляют с соблюдением требований пп. 111–115 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция по делопроизводству).
Образец акта о появлении (нахождении) работника на работе в состоянии алкогольного опьянения смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 22 журнала.
Если работник перед или в процессе составления акта отказался подтверждать свое ознакомление с документом, то это также необходимо указать в тексте акта. В конце текста указывают сведения о количестве экземпляров акта, число которых определяется практической необходимостью (п. 114 Инструкции по делопроизводству).
Акт подписывают все лица, принимавшие участие в его составлении (п. 115 Инструкции по делопроизводству).
Увольнение работника без медицинского заключения
На практике наниматели опасаются увольнять работника за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, в случае если отсутствует медицинское заключение. Рассмотрим увольнение работника по п. 7 ст. 42 ТК на примерах.
Пример 1
Работник был уволен по п. 7 ст. 42 ТК за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Считая увольнение незаконным, он подал иск в суд с требованием восстановить его на прежней работе, взыскать в его пользу с нанимателя средний заработок за время вынужденного прогула, а также возместить моральный вред, причиненный незаконным увольнением.
Решением суда от 02.11.2005 и определением судебной коллегии по гражданским делам Минского областного суда от 19.12.2005 в удовлетворении иска (истец подавал кассационную жалобу) истцу было отказано.
Истец остался недоволен решением суда и определением судебной коллегии и подал жалобу в порядке надзора в Генпрокуратуру. На основании жалобы заместитель Генерального прокурора вынес протест на решение суда от 02.11.2005, мотивируя его тем, что медицинскому освидетельствованию истец не подвергался, а составленный должностными лицами нанимателя акт не является фактом подтверждения нахождения истца в состоянии алкогольного опьянения в рабочее время на рабочем месте. Протест заместителя Генерального прокурора был рассмотрен судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда 26.10.2006. Определением коллегии в удовлетворении иска истцу было отказано.
Позиция суда по делу об увольнении по п. 7 ст. 42 ТК
Факт нахождения работника в состоянии алкогольного опьянения был подтвержден актом нанимателя, а также показаниями составивших его работников, непосредственно наблюдавших состояние истца. Суд оценил представленные доказательства нахождения работника на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения как достоверные (поскольку они последовательны, взаимно непротиворечивы, дополняют друг друга, согласуются с другими материалами дела) и положил их в основу решения.
По мнению коллегии Верховного Суда, то обстоятельство, что работник не подвергался медицинскому освидетельствованию для установления факта нахождения в состоянии алкогольного опьянения, само по себе не препятствовало нанимателю подтверждать в суде факт нарушения им трудовой дисциплины другими средствами доказывания.
Пример 2
Работник был обнаружен в состоянии алкогольного опьянения после обеденного перерыва в 14.00. До окончания рабочей смены оставалось 2 ч 45 мин. Наниматель составил акт о нахождении работника на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения. Работник от ознакомления с актом отказался так же, как и от прохождения медицинского освидетельствования, и самовольно ушел домой до окончания рабочей смены. По этой причине наниматель не издал приказ об отстранении работника от работы. В этот же день работник в 17.00 был госпитализирован в районную больницу (общее заболевание).
Наниматель не принял решение об увольнении работника, хотя имел на то полное право, подкрепленное актом и свидетельскими показаниями. Самовольный уход работника с работы может быть расценен как действие, предпринятое с целью избежать фиксации состояния алкогольного опьянения. Госпитализация работника состоялась после окончания рабочей смены, значит, она не является препятствием для увольнения по п. 7 ст. 42 ТК.
Закон об охране труда обязывает работодателя не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающего, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ст. 13 Закона об охране труда).
Однако законодательством не закреплен порядок отстранения работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, и поэтому возникают некоторые проблемы (в частности, при письменном оформлении отстранения от работы).
Пример 3
Работник был обнаружен мастером участка в 20.00 на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Мастер пригласил 2 свидетелей и составил акт о нахождении работника в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте в рабочее время. Затем он сопроводил работника до проходной и вернулся на свое рабочее место. Подождав, когда мастер уйдет, работник перелез через забор и сел в трактор, стоявший на дворе, завел его и, проехав несколько метров, врезался в забор. От удара работник получил тяжелую травму грудной клетки (заметим, что указанные события происходили во вторую смену (с 20.00 до 22.00)).
Приказ об отстранении работника от работы был издан только на следующий день (время работы аппарата управления предприятия – с 8.00 до 17.00). Данное обстоятельство повлекло негативные последствия для нанимателя, поскольку при расследовании несчастного случая на производстве, а затем и в суде нанимателю пришлось доказывать, что работник был действительно отстранен от работы.
Порядок отстранения от работы можно закрепить в ЛНПА
По мнению автора, порядок письменного отстранения работника от работы можно предусмотреть в локальных нормативных правовых актах нанимателя (далее – ЛНПА).
Отстранение можно оформить отдельным актом (акт о нахождении работника в состоянии алкогольного опьянения также необходим), с которым работника следует ознакомить под роспись. Право на принятие решения по отстранению работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного опьянения, может быть делегировано нанимателем, например, своему заместителю, а также руководителю обособленного подразделения, руководителю структурного подразделения (его заместителю), начальнику участка, мастеру.
В акте нужно указать место и время составления документа, фамилию и должность отстраненного работника, а также фамилию и должность должностного лица, отстранившего работника, и основание, по которому работник отстранен.
ЭТО ВАЖНО! Акт будет являться основанием для издания приказа об отстранении.
На практике отстранение производит непосредственный руководитель работника, оформляя его докладной запиской, в которой он указывает основание для издания приказа об отстранении работника. Но как в указанной выше ситуации, так и в других схожих ситуациях докладная записка не может быть расценена как отстранение. Исходя из требований ст. 13 Закона об охране труда*, отстранение должно быть произведено в соответствующий день, смену, а не на следующий день.
По мнению автора, закрепление в ЛНПА порядка отстранения актуально для предприятий, работающих в многосменном режиме.
Исходя из практики, рекомендуем по возможности ознакомить нарушителя под роспись с актами (акт о нахождении работника в состоянии алкогольного опьянения и акт об отстранении от работы). В случае отказа от ознакомления данный факт необходимо отразить в самом акте. Это значительно облегчит процедуру доказывания правомерности действий в случае обращения работника в суд.
Справочно: за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения ст. 17.3 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность.
Наказание рублем за работу в нетрезвом виде
Бдительный наниматель может напомнить работникам, что за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения работникам грозит штраф в размере от 1 до 10 базовых величин (далее – БВ). Правонарушение, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, повлечет наложение штрафа в размере от 2 до 15 БВ или административный арест.
Право составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью второй ст. 17.3 КоАП, предоставлено должностным лицам органов внутренних дел (ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП)). Дела об административных правонарушениях указанной категории рассматриваются в суде (ст. 3.2 ПИКоАП).
* Наниматель (работодатель) обязан не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающего, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.