Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Практика применения административной ответственности за нарушение законодательства о занятости населения (часть II)

В предыдущем номере журнала мы рассмотрели судебную практику по делам о нарушениях законодательства в сфере занятости населения в части необоснованного отказа нанимателя в приеме на работу лиц, направленных центром занятости в счет брони.

В продолжение темы предлагаем вам ознакомиться с практикой привлечения к ответственности за несоздание нанимателем рабочих мест для отдельных категорий лиц.
 
 
(Окончание. Начало см.: «Я – специалист по кадрам», 2011, № 13, с. 45.)

Кто несет ответственность по ст. 9.15 КоАП?

Напомним, что субъектом правонарушений, предусмотренных частями первой и второй ст. 9.15 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), является исключительно наниматель (абз. 6 части первой ст. 1 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)), а по части третьей – наниматель или уполномоченное им должностное лицо.

Уполномоченное должностное лицо нанимателя – это руководитель (заместители руководителя) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.

Особенности привлечения к ответственности

Форма вины (т.е. противоправное деяние совершено в форме умысла или неосторожности) для привлечения нанимателя или соответствующих должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о занятости населения значения не имеет.

ЭТО ВАЖНО! Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст. 3.5 КоАП).

Ответственность за несоздание рабочих мест для обязанных лиц

Особенностью трудового законодательства РБ является обязанность нанимателя создавать рабочие места для родителей, которые обязаны возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Отказ в приеме на работу таких лиц не допускается.

Трудоустройство обязанных лиц осуществляется в организациях независимо от форм собственности (постановление Совета Министров РБ от 26.01.2007 № 105)* . Организации, которые определены для трудоустройства обязанных лиц, обязаны ежемесячно до 1-го числа следующего месяца представлять в органы по труду, занятости и социальной защите сведения об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях) с указанием размера заработной платы.

ЭТО ВАЖНО! За нарушение установленных правил предусмотрен штраф в размере от 20 до 50 базовых величин (далее – БВ) – для нанимателя, и до 100 БВ – для юридического лица (ч. 1 ст. 9.15 КоАП).

Ответственность за несоздание рабочих мест для инвалидов

Наниматель обязан выделить или создать новые рабочие места для трудоустройства тех работников, которые потеряли трудоспособность в результате несчастного случая на данном производстве или получили профессиональное заболевание и в результате этого признаны инвалидами (ст. 285 ТК) и ст. 25 Закона РБ от 11.11.1991 № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»).

Нормы ст. 285 ТК распространяются на всех нанимателей, в т.ч. тех, работники которых получают пенсии по возрасту либо за работу с особыми условиями труда. Так, например, если работник-пенсионер, работая в организации, получил производственную травму и в соответствии с медицинским заключением не может работать по прежней профессии, наниматель, с его согласия, обязан обеспечить за свой счет обучение его новой профессии (специальности) в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии лечебного учреждения или медико-реабилитационной экспертной комиссии, если вследствие трудового увечья (профессионального заболевания) он не может выполнять прежнюю работу.

Обучение новой профессии имеет целью восстановление профессиональной трудоспособности потерпевшего, который приобретает новую профессию (специальность). Такой работник сам определяет срок продолжения трудовой деятельности у нанимателя. Расторжение трудового договора с таким работником производят на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде.

ЭТО ВАЖНО! Если наниматель не выполнил требования о выделении или создании новых рабочих мест для трудоустройства указанных лиц, то при расторжении трудового договора (контракта) с таким работником он должен внести в Государственный фонд содействия занятости взнос, равный 10-кратной годовой заработной плате данного работника.

Неисполнение этой обязанности влечет административную ответственность и санкцию в виде штрафа в размере от 30 до 50 БВ для нанимателя и до 100 БВ – для юридического лица (ч. 2 ст. 9.15 КоАП).

Обязанность нанимателя уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите

По Закону РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон) наниматель обязан письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите:

– не менее чем за 2 месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников по месту нахождения нанимателя с указанием в уведомлении фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;
– в течение 2 недель о наличии свободных рабочих мест (вакансий) со дня их образования с указанием в уведомлении условий труда и размера оплаты труда.

Обращаем ваше внимание, что законодательством предусмотрена ответственность как за неуведомление, так и за уведомление не в полном объеме. Нарушения влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ – для нанимателя, и до 100 БВ – для юридического лица (ч. 3 ст. 9.15 КоАП).

ЭТО ВАЖНО! Если в течение 2 недель вы исключите вакансию из штатного расписания (таким образом, свободная должность в организации будет отсутствовать), то подавать сведения о наличии свободных рабочих мест в органы по труду, занятости и социальной защите не нужно.

Судебная практика 

Пример 1

Центр занятости предъявил к УП «ААА» иск о взыскании штрафа за неуведомление в установленный законодательством срок о предстоящем сокращении численности штата предприятия – ответчик не представил в центр занятости сведения о сокращении 4 штатных единиц. Ответчик иск не признал, указав, что установленный Законом 2-месячный срок для уведомления центра занятости о предстоящем высвобождении работников был нарушен им лишь на 1 день по объективным причинам.

Суд не принял во внимание доводы ответчика, указав в решении, что факт нарушения установленного Законом срока уведомления имеется, а причины его нарушения счел неуважительными.

Пример 2

Суд рассмотрел иск о взыскании с УП «ААА» штрафа в размере 10 БВ за нарушение нанимателем обязанности уведомлять центр занятости о наличии освободившихся вакансий. Ответчик иск не признал, указав, что в актах законодательства нет конкретного определения понятия термина «вакансия», в связи с чем рабочим местом или свободной вакансией следует считать должность, предусмотренную штатным расписанием в организации. По штатному расписанию у ответчика числилось рабочее место уборщика служебных помещений с нормальной продолжительностью рабочего времени (1 ставка). На половину нормальной продолжительности рабочего времени (0,5 ставки) принят человек. Свободную 0,5 ставки ответчик не считает свободным рабочим местом (вакансией). Половина ставки образовалась в результате уменьшения объема работ и перевода работника с полной ставки на 0,5 ставки уборщика служебных помещений.

Суд иск удовлетворил, сославшись на часть восьмую ст. 21 Закона: наниматель обязан письменно уведомить органы по труду, занятости и социальной защите о
наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение  2 недель со дня их образования с указанием условий труда  и размера его оплаты. Возражение относительно отсутствия вакансий суд во внимание не принял, указав, что трудовой договор есть соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные  законодательством о труде, локальными нормативными  правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату (ст. 1 ТК).  У ответчика имелась вакансия (свободное рабочее место) уборщика служебных помещений на половину нормальной продолжительности рабочего времени  (0,5 ставки). Таким образом, суд сделал вывод, что  0,5 ставки применительно к Закону можно признать вакансией (свободным рабочим местом).
 
                                  
 * Подробно о трудоустройстве обязанных лиц читайте в журнале «Я – специалист по кадрам», 2011 г., № 8, с. 29.
 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.