Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Практика применения административной ответственности за нарушение законодательства о занятости населения (часть I)

По результатам проверок в сфере занятости населения ежегодно выявляется множество нарушений со стороны нанимателей. Некоторые из них являются следствием незнания законодательства в данной сфере.

Однако незнание закона не освобождает от ответственности. Доказательством этого утверждения является ст. 9.15 Кодекса РБ об административных правонарушениях  «Нарушение законодательства о занятости населения».
 

Обязанность нанимателя по созданию рабочих мест

Обязанность нанимателя создавать рабочие места (в т.ч. специализированные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, предусмотрена ст. 21 Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон).

Граждане, особо нуждающиеся в социальной защите

Рассмотрим категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.
 
1) Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей.
 
2) Родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов (до 18 лет)

Многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находятся 3 и более детей.

Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами.

Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.

К неполным относят семьи:

– женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;
– вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети;
– родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей;
– родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим;
– одиноких граждан, усыновивших детей.
 
3) Инвалиды

Инвалидом признается лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими (ст. 1 Закона РБ от 23.07.2008 № 422-З «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов»).
 
4) Освобожденные из мест лишения свободы

Для оказания помощи освобожденным в трудовом и бытовом устройстве администрация учреждения уголовно-исполнительной системы через органы внутренних дел и территориальный комитет по труду, занятости и социальной защите не позднее чем за 3 месяца до истечения срока наказания осужденного должна принять меры по их трудоустройству.
 
5) Впервые ищущие работу в возрасте до 21 года

Местные исполнительные и распорядительные органы устанавливают броню приема на работу лиц, впервые ищущих работу в возрасте до 21 года (ст. 280 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).

Броню устанавливают только организациям, а не индивидуальным предпринимателям и лицам, нанимающим домашних работников. Для лиц в возрасте до 21 года, ищущих работу не впервые (имеющих стаж работы), бронь не устанавливается. При этом названная норма (ст. 280 ТК) является единственной, где под молодежью понимаются лица моложе 21 года, в отличие от общего правила – до 18 лет.

Пример 1

Центр занятости предъявил к ООО  «ЛТ» иск о взыскании штрафа в размере 50 базовых величин (далее – БВ) за необоснованный отказ нанимателя (ответчика) в приеме на работу гражданина, направленного в счет брони. Ответчик иск не признал, указав, что у него отсутствовали вакансии для трудоустройства направленного центром безработного.

Суд иск удовлетворил, так как была установлена бронь на трудоустройство 2 человек по категориям «молодежь до 18 лет» и «одинокие и многодетные родители» (ст. 11 Закона и Положение о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 29.11.2006 № 1595).

В счет установленной брони с целью трудоустройства к ответчику был направлен гражданин В. (по категории «молодежь до 18 лет»), которому ответчик отказал в трудоустройстве по причине отсутствия вакансий. Суд счел отказ ответчика в трудоустройстве безработного неправомерным, указав в решении, что ответчик обязан был во исполнение доведенных до него броней создать определенное количество рабочих мест для трудоустройства прибывших по направлению службы занятости населения граждан-безработных, которым государство предоставляет дополнительную гарантию в сфере занятости.
 
6) Лица предпенсионного возраста

К лицам предпенсионного возраста относятся мужчины старше 58 лет и женщины старше 53 лет, т.е. лица за 2 года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях.
 
7) Ветераны боевых действий на территории других государств

К ветеранам боевых действий на территории других государств относятся:

– военнослужащие, в т.ч. уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности, работники указанных органов (включая специалистов и советников Минобороны СССР, Комитета государственной безопасности и МВД СССР и БССР), направлявшиеся органами государственной власти СССР в Афганистан или другие государства и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах;
– военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в период ведения боевых действий;
– военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения боевых действий;
– работники (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения боевых действий), обслуживавшие воинские контингенты Вооруженных Сил СССР на территории других государств, получившие ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР за участие в обеспечении боевых действий;
– работники, направлявшиеся в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г., отработавшие установленный срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РБ утвержден приказом Минобороны РБ от 01.10.1997 № 524.
 
8) Уволенные с военной службы, из органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию
 
9) Эвакуированные и отселенные из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, а также самостоятельно выехавшие из этих зон после катастрофы на Чернобыльской АЭС

Подразделение территории на зоны проводится в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия (величины эффективной дозы) радиации на население (Закон РБ от 12.11.1991 № 1227-XII «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
 
10) Иные граждане, если это определено законами и актами Президента

Государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости этим категориям лиц, разрабатывая и реализуя целевые государственные программы содействия занятости населения, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, путем организации обучения по специальным программам, а также путем возложения на нанимателей определенных обязанностей в данной сфере.

В частности, наниматели обязаны принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет установленной брони, и создавать для них рабочие места. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливают местные исполнительные и распорядительные органы или специальные государственные программы.

Ответственность за отказ в приеме на работу

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель (специалист по кадрам) в направлении делает отметку о дне явки гражданина и указывает причину отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

ЭТО ВАЖНО! Наниматель не имеет права отказать в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства.

Наниматель вправе отказать в приеме на работу лицу, направленному в счет брони (за исключением лиц, направляемых для трудоустройства по судебному постановлению), обосновав свой отказ (ст. 21 Закона). Критерии необоснованности отказа законодательством не определены, поэтому вывод о том, явился отказ нанимателя обоснованным или нет, оценивается в каждом конкретном случае на основании системного анализа законодательства и конкретных обстоятельств дела.

Ликвидацию рабочих мест, созданных по заданию местных исполнительных и распорядительных органов для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляют только по согласованию с указанными органами.

Пример 2

Центр занятости предъявил к УП «ПМС» иск о взыскании штрафа в размере 50 БВ за необоснованный отказ в приеме на работу 4 лиц, направленных ответчику в счет брони на 2010 г. Ответчик иск не признал.

Установлено, что ответчик 13 февраля 2010 г. отказал в трудоустройстве гражданке К., не имеющей специальности, 18 апреля 2010 г. – гражданину Л. (направлен по категории «молодежь до 18 лет») по причине отсутствия образования и объемов работы, 19 февраля 2010 г. – гражданину И. по специальностям «водитель автомобиля, электрик, тракторист» (категория «лица, освободившиеся из мест лишения свободы») ввиду отсутствия вакансий и 3 сентября 2010 г. – гражданину Ш. (категория «многодетные родители»).

Решением исполнительного комитета для ответчика на 2010 г. была установлена броня: 1 рабочее место – «военнослужащие»; 1 – «молодежь до 18 лет»; 2 – «лица, освободившиеся из мест лишения свободы».

До принятия этого решения ответчик не сообщил центру занятости о количестве граждан, трудоустройство которых будет им обеспечено, и не направил сообщение о количестве дополнительных рабочих мест, которые необходимо создать.

Суд удовлетворил иск, указав в решении следующее. Центр занятости обязан обеспечить занятость определенных категорий граждан, указанных в ст. 21 Закона без учета их специальности и состояния здоровья. Наниматель независимо от формы собственности должен принять на работу граждан, направленных государственной службой занятости в счет установленной брони. При этом наниматели обязаны сообщать о наличии вакансий с указанием на условия труда размер его оплаты, а центры занятости должны согласовывать количество направляемых по броне лиц с нанимателями и на основании этих сведений направлять безработных для трудоустройства.

Законодательство о занятости не устанавливает предельного срока, до которого наниматель вправе представить такие сведения. Поэтому суд пришел к выводу, что наниматель вправе представлять сведения в течение всего года, на который установлена броня. Следовательно, центр занятости обязан при реализации государственной политики в области занятости по мере возможности учитывать конкретные производственные интересы каждого нанимателя не только на этапе принятия решения об установления брони, но в процессе ее заполнения.

Ответчик до принятия решения об установлении брони не представил центру занятости сведения о возможности трудоустройства безработных с учетом своих производственных интересов и специфики, уклонился от сотрудничества с центром занятости, поэтому обязан нести ответственность за необеспечение заполнения установленной для него брони.

Пример 3

Суд отказал центру занятости во взыскании с УП «ММ» штрафа в размере 50 БВ, начисленного за необоснованный отказ в приеме на работу 2 лиц, направленных ответчику в счет брони, установленной на 2010 г.

Как установлено судом, ответчик 18 октября 2010 г. отказал в трудоустройстве З., не имеющей специального образования (последнее место работы – кухонный рабочий), по категории «одинокие и многодетные», а 8 ноября 2010 г. – гражданину С. (категория «молодежь до 18 лет») ввиду отсутствия вакансий.

До принятия решения исполнительного комитета об установлении забронированных мест для трудоустройства ответчик сообщил центру занятости о количестве граждан, трудоустройство которых будет им обеспечено. Сообщения о количестве дополнительных рабочих мест, которые необходимо создать, ответчик не направил. Ответчику установлена броня: 1 рабочее место – «молодежь до 18 лет»; 1 – «одинокие и многодетные». Броня должна заполняться в течение 2010 г. Данное решение, по мнению суда, не обязывало ответчика создавать новые рабочие места.

14 июня 2010 г. ответчик направил в центр занятости сведения о потребности в работниках (продавец, заместитель главного бухгалтера (торговое образование), рабочий по переноске груза (житель населенного пункта, в котором расположен торговый объект)), а 18 июня 2010 г. – информацию о нуждаемости в уборщице в магазин (также житель в месте расположения торгового объекта).

Перечень работников, требующихся ответчику, свидетельствует о возможности их трудоустройства. После получения этих сведений центр занятости в течение 3 дней не направил ответчику безработных лиц для трудоустройства. Лица, которым ответчик отказал в трудоустройстве до открытия вакансий, повторно к ответчику не обращались.

Поскольку центр занятости, получив от ответчика сведения об имеющихся вакансиях, не направил к ответчику для трудоустройства безработных, суд не усмотрел основания для взыскания с ответчика штрафа.
 
(Окончание следует.)
 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.