В центре внимания статьи – вопросы, которые, как показала практика, оказываются сложными в применении трудового законодательства.
Разъяснения и ответы по этой теме читатели получат из первых рук – от работника Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь. Со сложными вопросами, поступившими в редакцию журнала «Я – специалист по кадрам», помог разобраться Жучков Павел Александрович, главный государственный инспектор труда отдела надзора за соблюдением законодательства о труде Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.
Подпадают ли под действие Закона о борьбе с коррупцией руководители организации, службы, отдела и т.п. в унитарном предприятии, учредителем которого является исполнительный комитет?
Документы:
1. Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).
2. Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон о местном управлении).
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
4. Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Исполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, выступают учредителями (участниками) организаций, имущество которых находится в частной собственности (ст. 41 Закона о местном управлении).
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (ст. 113 ГК). В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.
Руководителю государственной организации и организации, в уставном фонде которой 50 % и более акций (долей) находятся в собственности государства, запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 255 ТК).
Вместе с тем законодательство о труде не содержит запрета на осуществление работы по совместительству или по договорам подряда в свободное от основной работы время работниками низового управленческого звена (начальниками цехов, участков, отделов, бюро и пр.), в т.ч. негосударственных организаций с преобладающей долей государственной собственности, учредителями которых являются исполкомы.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон о государственной службе).
Правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией направлены на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции.
Перечень лиц, подпадающих под действие Закона о борьбе с коррупцией, включает в себя всех лиц, которые могут быть отнесены к государственным служащим в соответствии с Законом о государственной службе.
Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.
Ограничения, связанные с государственной службой, определены ст. 22 Закона о государственной службе. Одно из них налагает запрет на выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением должностных обязанностей по месту основной службы, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики.
Работника при приеме на работу наниматель не обеспечил средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами. На устные требования работника незамедлительно выдать необходимые СИЗ наниматель не отреагировал.
Правомерно ли поступил наниматель? Каковы дальнейшие действия работника?
Каждый работник имеет право на обеспечение необходимыми СИЗ (п. 3 ст. 222 ТК).
Трудовым законодательством установлена обязанность нанимателя обеспечивать охрану труда путем выдачи работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами (п. 5 ст. 226, п. 8 ст. 55 ТК).
Таким образом, выдача спецодежды не зависит от желания нанимателя, это его обязанность.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Работник вправе отказаться от выполнения порученной работы при непредоставлении ему СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда (п. 6 ст. 222 ТК, ст. 11 Закона об охране труда). При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить нанимателю либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа и подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.
Отказ работника от выполнения порученной работы в случае непредоставления ему СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, может быть выражен, например, в докладной записке работника на имя нанимателя.
Вместе с тем право на отказ работника от выполнения работы при непредоставлении нанимателем СИЗ не подразумевает неподчинение правилам внутреннего трудового распорядка и иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, в т.ч. режима рабочего времени, установленного для работника.
Помимо этого с целью пресечения нарушения законодательства об охране труда со стороны нанимателя работник вправе обратиться в уполномоченный государственный орган надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, которым является Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.
Ответственность за нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя обязательных для соблюдения требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. в технических и локальных нормативных правовых актах, предусмотрена ч. 1 ст. 9.17 КоАП.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Нанимателем утверждено Положение о премировании работников предприятия, которым установлен порядок и условия выплаты премии работникам за основные результаты хозяйственной деятельности, в т.ч. конкретные размеры премий за выполнение плановых показателей. В связи с уменьшением количества заказов и объемов работ наниматель принял решение об уменьшении размеров премий работникам.
Является ли это изменением существенных условий труда?
В связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель вправе в порядке, предусмотренном ст. 32 ТК, изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенной в трудовом договоре (ст. 32 ТК).
Изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, а также других условий, устанавливаемых в соответствии с ТК.
При этом изменение размера премий в пределах, установленных Положением о премировании, не является изменением существенных условий труда.
Если при изменении Положения о премировании размеры премий за основные результаты хозяйственной деятельности пересматриваются в сторону уменьшения, что влечет уменьшение размеров оплаты труда работника, это является изменением существенных условий труда.
Декретом № 5 руководителям предоставлено право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за 7 календарных дней.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).
При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 части второй ст. 35 ТК.
Работник был командирован нанимателем в г. Мозырь сроком на 8 дней с 6 по 13 сентября 2018 г. По возвращении из командировки работник представил нанимателю отчет о проделанной работе, из которого следует, что 8 и 9 сентября 2018 г. он возвращался домой на выходные. В командировочном удостоверении стоит отметка принимающей стороны о прибытии 6 сентября и выбытии 7 сентября, прибытии 13 сентября и выбытии в этот же день.
В каком размере выплачиваются суточные за 13-е число?
Документ:
постановление Минфина Республики Беларусь от 16.06.2016 № 48 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках» (далее – постановление № 48).
Размер суточных в настоящее время установлен постановлением № 48 и составляет:
– за проживание вне места жительства (пребывания) для покрытия дополнительных расходов – 7 руб. в сутки;
– за проживание вне места жительства (пребывания) для покрытия дополнительных расходов при однодневных служебных командировках и служебных командировках в другую местность, находящуюся на незначительном расстоянии от места постоянной работы, из которых работник ежедневно возвращается к месту жительства (пребывания), – 3 руб. 50 коп. в сутки;
– без представления подлинных документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, – 2 руб. 50 коп. в сутки (п. 1 постановления № 48).
Продолжительность командировки определяется приказом (распоряжением) нанимателя.
В данном случае срок командировки 8 дней, и 13-е число включено в период такой командировки.
При этом при командировании работника в другую местность, находящуюся на незначительном расстоянии от места постоянной работы, в приказе (распоряжении) указывается, может ли работник ежедневно возвращаться из места служебной командировки к месту жительства (месту пребывания) с учетом расстояния, условий транспортного сообщения, характера выполняемого задания, а также необходимости создания работнику условий для отдыха (п. 3 Инструкции № 35).
Документ:
Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35 (далее – Инструкция № 35).
Является ли место командирования другой местностью, находящейся на незначительном расстоянии от места постоянной работы, наниматель определяет в приказе (распоряжении). Как следует из вопроса, такой оговорки в приказе не было. Следовательно, за 13-е число суточные выплачиваются в размере 7 руб.
Штатное расписание организации содержит должность «Делопроизводитель». Работник, принятый на эту должность, кроме функций по делопроизводству, выполняет работу секретаря-референта. При этом должность секретаря-референта в штатном расписании не закреплена.
Как правильно оформить выполнение работником обязанностей по 2 должностям в приведенной ситуации?
В указанной ситуации имеет место выполнение работником трудовой функции по 2 должностям. В рамках одного трудового договора (контракта) работнику может быть поручена трудовая функция по 2 (нескольким) должностям (п. 3 ст. 19 ТК).
Если в рамках одного трудового договора (контракта) работник выполняет функции делопроизводителя и секретаря, то в штатном расписании наименование должности работника устанавливается по наибольшему удельному весу в выполняемых функциях (п. Общих положений ЕКСД): например, должность «делопроизводитель».
В трудовом договоре (контракте) наименование должности работника также указывается как «делопроизводитель». Соответственно оплата труда производится по названной должности.
Что касается должностной инструкции работника, то перечень должностных обязанностей должен одновременно предусматривать функции делопроизводителя и секретаря-референта.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» (далее – Общие положения ЕКСД).